Апокалипсис отменяется?
10:57 / 2 декабря 2020
Связанный с пандемией кризис, как известно, ударил по большинству секторов экономики. Но в нефтехимической промышленности влияние кризиса после первого шока было разнонаправленным. Рост спроса на упаковку, одноразовую посуду поддержал спрос на многие артикулы полиэтилена и полистирола, кратно повысились продажи средств защиты, состоящие из полимерной продукции. Конечно, в некоторых секторах вместе с смежными секторами случились просадки, например в секторе полипропилена, используемого в строительстве.
Но наиболее пострадавшим сегментом оказались производители шин, и, соответственно, каучуков. При том, что и 2019 год был не самым простым для сектора, когда глобальный спрос на автомобили снизился на 5%. Но даже во время экономических кризисов, когда продажи автотранспорта снижаются, весь действующий парк в любом случае эксплуатируется, и в результате, плановая замена шин сглаживает провалы спроса. Но вызванные пандемией локдауны ударили по всему сегменту перевозок в целом, ведь меньше передвижения - меньше и износа. В результате, весной картина для сектора выглядела достаточно апокалиптично.
Цены на бутадиен (один из мономеров для производства некоторых видов синтетического каучука) в апреле-мае в Европе приближались практически к нулевым отметкам (рис. 1). Неудивительно на этом фоне, что по данным Argus, в пик кризиса, в апреле 2020 года, переизбыток бутадиена в Европе был столь сильным, что производители предпочитали не выделять фракцию С4, а отправляли её обратно в пиролиз. Добавим сюда и крайне низкие цены на саму нефть.
Цены на сами каучуки проседали не столь сильно. Отчасти потому, что их можно складировать, отчасти и потому, что говорить "всё остановилось" тоже нельзя. Максимальная просадка в апреле по спросу на нефть оценивается районе 20-25%, эти цифры хорошо коррелируют и с просадкой в продажах шинной продукции. Даже на европейском рынке, в два самых сложных месяца, апрель-май, продажи шин для легковых автомобилей падали на 23-24%, а по итогам трёх кварталов снижение составило 14%. Тем не менее, в пик кризиса крупнейшие шинные производства просто останавливались.
Российские производители каучуков и шин также почувствовали непростую ситуацию. Как и в нефтянке, удар оказался двойной - и по ценам, и по объёмам реализации продукции. За девять месяцев "Нижнекамскнефтехим" ("НКНХ") - крупнейший в нашей стране производитель каучуков сократил объём реализации на 18%. Любопытный индикатор: в июне, вскоре после пика кризиса в то время вице-премьер по ТЭК Юрий Борисов предлагал для поддержки компаний рассмотреть возможность закупки синтетических каучуков в стратегический резерв. О развитии этой инициативы не сообщалось.
Так или иначе, даже ещё в первой половине осени были популярны рассуждения о длительном и затяжном кризиса в секторе, связанном с каучуками и шинами. Тем не менее, вскоре цены на рынке каучуков восстановились на удивление быстро. Уже во второй половине октября рост цен до годовых максимумов был зафиксирован в Китае, как на бутадиен, так и на каучуки. Связывался он как с ростом спроса, так и с ограничением предложения из-за внеплановых остановок ряда производств.
Как видно из графика, который публикует ценовое агентство Platts, цены уже сейчас находятся на многомесячных максимумах. Бутадиен уже стоит дороже чем в "докоронавирусные" месяцы, а будадиен-стирольный каучук (ESBR 1502), широко применяющегося в том числе и в производстве шин, стоит дороже, чем полтора года назад.
Рисунок 1. Динамика цен на бутадиен (Европа, Азия) и бутадиен-стирольный каучук, ESBR (Азия). Источник: Platts.
Выросли до докризисных уровней цены и на натуральный, природный каучук (котировки - по ссылке). Напомним, что его искусственно получаемым аналогом является изопреновый каучук, а цены на природный каучук являются одним из маркеров для определения цен на синтетический продукт. Это, кстати, также приводит к колебаниям цен банально из-за фактора урожайности. В 2020 году, как ожидается, урожай природного каучука снизится почти на 7% (до 13,1 млн т) , что также поддержит цены. Производство природного каучука за первые восемь месяцев года упало на 8,7%, но и потребление снизилось на 11,7%. Снижение производства ожидается и в начале 2021 года.
Конечно, свою роль в росте цен сыграло повышение нефтяных котировок. Но улучшается и ситуация на рынке со стороны спроса. По данным "Росстата", хотя за период январь-октябрь производство шин в РФ упало на 14% (г/г), то в октябре уже мы видим рост на 4-5% (и к предыдущему месяцу, и год к году). А тот же "НКНХ" уже в IV квартале ожидает восстановления объёмов реализации и производства каучуков до уровня января-февраля 2020 года.
Справка: российский рынок каучуков и шин
В России ежегодно производится примерно 1,3 млн тонн каучуков, около 70% из них экспортируется. Среди производителей основной вклад вносит "Нижнекамскнефтехим" ("НКНХ", входит в "ТАИФ"), на который приходится половина или больше половины рынка. В свою очередь для самого "НКНХ", несмотря на широкий спектр выпускаемой продукции, каучуки и самый крупный источник доходов, по итогам 2019 года на синтетические каучуки пришлось 42% выручки. Наконец, и на глобальном рынке влияние "НКНХ" велико: на него приходится 44% от всего производства изопренового каучука, а также 17,5% от глобального производства бутиловых каучуков и 5,3% - бутадиенового каучука.
Далее, по объёму выпуска среди российских производителей следует "Сибур" (предприятия "Воронежсинтезкаучук" и "Красноярский завод синтетического каучука"), "Татнетфть"("Тольяттикаучук"), "ТАУ Нефтехим", "Титан" ("Омский каучук"), "Роснефть" ("Уфаоргсинтез") и некоторые другие производства.
На шинном рынке лидером является "Нижнекамскшина", как минимум каждая пятая шина в стране произведена на этом предприятии, которое входит в группу компаний "Татнефть". На втором и третьем месте с заметной долей рынка Nokian и "Кордиант". Далее идут Mishelin, Pirelli и Yokohama, а на остальных производителей с небольшой долей пришлись оставшиеся 38% продукции. Добавим для общей картины, что по совсем грубой оценке примерно половина производимых шин в стране экспортируется, и примерно столько же импортируется.
2019 год: "Тольяттикаучук" меняет владельца
Эта краткая справка об участниках российского рынка полезна при обсуждении относительно недавней смены собственника одного из крупных предприятий сектора.
Логично предположить, что крупнейший производитель "Нижнекамскшина" (т.е. "Татнефть") будет получать сырьё у крупнейшего производителя каучуков, "НКНХ", тем более, что и находятся они рядом. До определённого времени так и было. Однако, стороны регулярно спорили по цене отпускаемого каучука, а в начале 2019 года конфликт между компаниями разгорелся вновь. Мы опустим здесь детали спора и различных подходах к ценообразованию, о чём можно прочесть в указанном материале. Так или иначе, не исключено, что именно из-за с ограничений поставок сырья объём производства у шинников в первом квартале 2019 года заметно упал. Ситуация с ценовыми спорами и угрозой прекращения поставок в случае отсутствия договорённостей перестала устраивать "Татнефть", которая в результате решила пойти по пути вертикальной интеграции и найти собственный источник каучуков. Осенью того же года "Татнефть" приобрела почти за 13 млрд рублей у компании "Сибур" "Тольяттикаучук" (тогда - "СИБУР-Тольятти") и связанный с предприятием индустриальный парк "Тольяттисинтез". И уже в первом квартале 2020 года "Нижнекамскшина" на 45% увеличила производство (по сравнению с I кварталом 2020 года). С этими изменениями связывают и падение закупок бутан-бутадиеновой фракции со стороны "НКНХ" (на 47% в 1 квартале), на фоне наращивания закупок со стороны компании "Тольяттикаучук". Понятно, что дальше уже в полной мере вмешался фактор пандемии, и цифры сравнивать не имеет смысла.
Так или иначе, произошедшие изменения лишь закрепили долгосрочное видение компаниями путей развития. "Татнефть" намерена укреплять свой шинный бизнес и получила независимый доступ к сырью. Любопытно, что осенью "Татнефть" подписала соглашение с ГК "Аллюр" по созданию СП для производства шин в Казахстане (3 млн легковых и легкогрузовых шин, 0,5 млн грузовых). А в конце ноября "Татнефть" и "КазМунайГаз" обсудили планы сотрудничества, где "Татнефть" проявила заинтересованность в проектах в Атырауской области, "в том числе в производстве бутадиена и его деривативов".
В свою очередь, "Сибур" с продажей завода уменьшил свой сегмент каучуков более, чем на треть. Компания в большей степени заинтересован сектором термопластов и не рассматривает каучуки, как своё стратегическое направление. А ещё в далеком 2012 году "Сибур" продал свой шинный бизнес, уже упомянутую компанию "Кордиант" (тогда "Сибур - русские шины") на момент продажи на него приходилось около 15% поставок российского рынка.
Тем не менее, сектор каучуков у "Сибура" остаётся внушительным, он по прежнему занимает второе место среди российских производителей. Кроме того, у компании есть совместное предприятие с Reliance по производству бутилкаучука в Индии. А в Китае "Сибур" совместно с Sinopec готовит проект по производству бутадиен-нитрильного каучука, применяющимся за пределами шинного сегмента.
Что дальше?
Так или иначе, для "Сибура" прошлогодняя сделка оказалась проведена весьма вовремя. Начавшийся спустя несколько месяцев кризис в секторе мог бы затянуть подписание договорённостей. В свою очередь, и "Нижнекамскшине" договориться с "Нижнекамскнефтехимом" о поставках сырья в условиях снижения спроса было бы намного проще.
Но сейчас цены на рынке на удивление быстро восстановились. Хотя отчётность компаний за текущий год (а возможно, и за четвёртый квартал) будут в полной мере отражать проблемы связанные с пандемией. Что дальше? Текущий рост цен на продукцию сектора выше "доковидных" значений на фоне недавних серьёзных проблем со спросом выглядит несколько неожиданным. Вопрос в том, окажется ли практически полное восстановление спроса на продукцию сектора устойчивым или же здесь мы видим, к примеру, временный фактор реализации отложенного спроса. Разумеется, многое будет зависеть и от ситуации во всей мировой экономике. Растёт спрос и в не в связанных с шинами секторах, в частности в секторе АБС-пластиков (на них приходится 12% спроса на бутадиен), используемый не только в сегменте автомобилей, но в секторе электроники и бытовой техники.
Сторону предложения прогнозировать проще и здесь можно ожидать ослабления дефицита на рынке: заработают внепланово остановившиеся производства, а с ростом цен на бутадиены, пиролизные установки перенастраиваются на выпуск этой фракции. Кроме того, в Китае и других странах АТР в первом квартале 2021 года ожидается запуск сразу нескольких новых производств бутадиена общей мощностью 405 тыс. т в год.
RUPEC в Telegram
0 комментариев