Маневры для самоваров. Часть 1.
05:00 / 25 июня 2014
«Каждый воин должен понимать свой маневр»
А. Суворов
Долго думали-гадали, но вот пришел президент Путин и все решил: «Ускорить подготовку «налогового маневра» в нефтяной отрасли и принять все решения до 1 декабря 2014 года». Так что, мечты сбываются даже в том случае, если долго делать первый шаг. И сомневающимся все же придется засучить рукава и активно взяться за работу, иначе можно получить рикошет не только в ценах на бензин.
Проблема понятна и многогранна. Но лично меня во всей этой мазутной катавасии с точки зрения адекватной переработки темных (поскольку неадекватных технологических предложений более чем достаточно) интересовал только избранный круг вопросов, о которых ниже. Интерес именно к ним связан со следующими фактами:
a) Все большие НПЗ, которые построены еще в СССР, так или иначе выполнят свои программы модернизации, после которых выход темных будет ровно ноль. Любопытно, что скорость исполнения этих программ является функцией только лишь воли правительства, и мало зависит от технических возможностей компаний. Отнесем к большим НПЗ Туапсинский и ТАНЕКО, хотя сейчас они недалеки от самоваров, но план развития есть, он обширен и выполнен будет
b) Малюсенькие самоварчики мощностью до 1 млн тонн в год, коих великое множество (по слухам – почти сотня), мало кого интересуют, кроме их владельцев. Потому что толку с них – как с поросенка: визгу много, а шерсти клок.
Итак, для меня наиболее интересная группа в контексте «налогового маневра» – это «большие самовары» с мощностью по сырой нефти от 1 млн тонн в год. Они как грибы группками выросли, например, в Краснодарском крае, Ростовской области («КраснодарЭкоОйл», Новошахтинский ЗНП, Афипский НПЗ, Ильский НПЗ, Славянский НПЗ) и в Кемеровской области (Яйский НПЗ, Анжерский НПЗ, НПЗ «Северный Кузбасс», Томский НПЗ). Конечно, самоваров подобного класса гораздо больше (можно вспомнить еще Антипинский НПЗ, Марийский НПЗ, НПЗ «Енисей», и т. д. – наверняка кого-то забыл), но я перечислял только тех, кто не входит в структуру ВИНК.
Каждый из перечисленных имеет, разумеется, какие-то программы модернизации и конечно же знает, что если есть подключение к трубе, установка АВТ, развитая общезаводская инфраструктура с прицелом на перспективу, то в этом случае реализация тезиса «выпуск темных ровно ноль» обойдется как минимум в $500 на тонну.
Понятно, что в свете перспектив «налогового маневра» очередь из желающих вложить в НПЗ с АВТ на 3 млн тонн в год еще дополнительно $1,5 млрд не выстроится.
Что в этой ситуации делать? Правильно, заняться любимым делом: переносом сроков выполнения собственных планов! Хорошо, если получится, а переход к 100% пошлине на темные будет постепенным. А если нет? Тогда остается только мечтать, ведь мечты, как нас уверяет телевизор, сбываются.
Начинаем мечтать. В местах компактного проживания самоваров, например, Краснодаро-Ростовского или Томск-Анжеро-Кузбасского, появился общий для всех комплекс переработки мазутов (общий - это значит колхозный), который включил в себя установки:
- гидроочистки вакуумного газойля на 3 млн тонн в год
- каталитического крекинга на 2,5 млн тонн в год
- производства МТБЭ-ТАМЭ на 50 тыс. тонн в год каждого эфира
- сероочистки газов и производства серы на 20 тыс. тонн в год
- смешения бензинов и остаточных топлив
В качестве сырья предполагаем средний мазут типа М40 или М100. Принципиального значения это не имеет, так как содержание серы и в том, и в другом самоварном регионе составляет менее 1%, а коэффициент коксуемости у них близок. Больше нам ничего и не надо знать, комплекс-то будет ничейный, поэтому и подход будет аналогичный. Только мазут мы отправим не на экспорт, а на вакуумную колонну и выделим фракцию 360-565. Раз уж мы мечтаем, конец кипения 565 для каталитического крекинга вполне по силам, можно и до 580 дотянуть, но тогда надо бы и содержанием асфальтенов поинтересоваться.
Вакуумный остаток 565+, количество которого возьмем 36% от количества мазута, положим в сторонку, пусть полежит, дойдут и до него руки, но запомним, что серы в нем не более 1,3%.
Тем временем, фракцию 360-565 (580) после гидроочистки до 350-450 ppm по сере отправим на каталитический крекинг и всю полученную дизельную фракцию смешаем с вакуумным остатком, получив судовое топливо типа RPG 700, с содержанием серы около 1%. Это качество, между прочим, вполне для Средиземноморья. А фракцию бензина каталитического крекинга, т. е. С5-205 отправим на выделение пентан-амилен-изоамиленовой фракции в обычной ректификационной колонне, а оставшийся тяжелый бензин с серой около 15 ppm – на блендинг. С чем блендинг? Терпение господа, следите за руками:
- Петан-амилен-изоамиленовая фракция отправляется на производство ТАМЭ
- Бутан-бутен-изобутеновая фракция отправляется на производство МТБЭ
- Пропиленовую фракцию отдадим братьям нефтехимикам
Теперь все, что мы сейчас наваяли – ТАМЭ, МТБЭ и тяжелый бензин после выделения С5, – блендируем и получаем автомобильный бензин с октаном 95, серой не более 10 ppm, олефинами менее 20%, суммарной ароматикой менее 35% и бензолом менее 1%. То есть класс 5 по российской номенклатуре.
Общий баланс колхозного комплекса будет иметь следующий вид:
Продукт |
Выход на сырье комплекса, % масс. |
Бензин автомобильный Класс 5 |
28% |
Пропилен |
2,1% |
Пропан |
0,9% |
Бутаны (с содержанием бутиленов до 15%) |
5% |
Сера |
1,5% |
Судовое топливо RPG 700 |
52% |
Бензин-этерификат после ТАМЭ |
3,9% |
Потери, выжигаемый кокс, топливные газы |
6,6% |
А если октан 95 не нужен и вполне устраивает 92, то с чистой совестью можно добавить в смесевой бензин гидроочищенную фракцию С5-70 (80). Сколько? В принципе, не мало: 10-15% от общего количества бензина.
Поточная блок схема элементарно проста, и каждый может потренироваться, рисуя ее.
Желающие могут прикинуть экономику такого колхозного комплекса: реальные цены строительства подобных установок не являются тайной, как и цена мазута, процессинга и продаваемой продукции.
Что плохого в данной конфигурации? Отсутствие водорода, так как водород нынче дорог, даже если его делать из собственной нафты, цена будет не менее €1 евро за 1 кг.
Что хорошего в данной конфигурации? Капитальные затраты на один большой колхозный комплекс переработки темных для регионов компактного проживания самоваров гораздо ниже, чем суммарные капитальные затраты на несколько маленьких единоличных комплексов переработки темных аналогичной конфигурации.
И под занавес ответы на часто задаваемые вопросы:
- Да, подобные комплексы существуют и работают, к сожалению там, где и слыхом не слыхивали о «налоговых маневрах». Но это не так страшно, так как идея получать автобензин с качеством Класса 5 и даже Евро 5 без использования бензина риформинга с недавних пор поселилась и в головах российских нефтепереработчиков
- Да, можно выпускать и дизель Класса 5 и даже Евро 5. Сейчас мы обеспечили топливом моряков, а как обеспечить дизельным топливом автомобилистов, вы узнаете в следующей серии
- Да, можно снизить потребление водорода, исключить выпуск RPG 700, максимально увеличить выпуск дизельного топлива Класса 5 (или Евро 5), но, к сожалению, за счет бензина, но это тоже в следующей серии.
RUPEC в Telegram
0 комментариев