Важное за неделю: с удобрений снимают оковы, шинная экспансия "Татнефти" и пожары

10:34 / 17 декабря 2022

фото: smart-lab.ru

Серия пожаров на производствах стала предметом широкого внимания, но относить их в один ряд с пожарами в торговых центрах вряд ли стоит. "Татнефть" усиливает экспансию на рынок шин на фоне падения импорта. В ближайшее время она может получить бОльшую долю на нем, чем имела до продажи "Нижнекамскшины". Наконец, который месяц подряд, рынок следит за проблемой экспорта удобрений, и на этой неделе стороны попытались снять сразу несколько барьеров, мешающих российским производителям. 

Удобрениям убирают барьеры, но не все

На уходящей неделе, кажется, начал намечаться выход из тупика для российского экспорта удобрений. Главной новостью стал фактический вывод из-под санкций российских бизнесменов, работающих на этом рынке. Такое решение Совет Евросоюза принял в рамках 9-го пакета санкций. Также ЕС подтвердил отсутствие ограничений для поставок удобрений третьим странам. При этом конкретный список лиц, в отношении которых вводятся послабления, опубликован не был. Но еще накануне подписания 9-го пакета в СМИ просочилась информация, что санкции будут смягчены в отношении Андрея Мельниченко ("Еврохим"), Дмитрия Мазепина ("Уралхим"), Вадима Мошковича ("Русагро"), Андрея Гурьева ("Фосагро") и Вячеслава Кантора ("Акрон").

Российские власти со своей стороны пошли на ослабление контрсанкций, в рамках которых еще в марте страховщикам из РФ запретили заключать сделки со страховщиками, перестраховщиками и страховыми брокерами, являющимися представителями недружественных государств. 12 декабря Госдума внесла поправки в этот закон, а спустя два дня Совфед одобрил их. Теперь российским страховым компаниям разрешено работать со страховщиками из списка недружественных государств, если сделки касаются экспорта продовольствия и удобрений. 

Правда, до сих пор не ясна судьба сотен тысяч тонн удобрений, зависших в европейских портах, равно как и судьба самих каналов поставок удобрений в третьи страны через ЕС. Однако российские производители самостоятельно ищут обходные пути через российские порты. Так "Тольяттиазот" начал готовить документацию для создания перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений в порту Тамань. А "Еврохим" подтвердил намерение построить специализированный портовый терминал по перевалке аммиака, предположительно, в Усть-Луге, где компания уже строит терминал для сухих удобрений. 

“Татнефть” растягивает резину

В последние дни “Татнефть” стала главным ньюсмейкером на шинном рынке, четко обозначив претензии на солидную долю на нем. Первая новость — о начале согласования покупки шинного бизнеса в России у Nokian Tyres.  Сама сделка была анонсирована в октябре, после летних заявлений Nokian Tyres об уходе из России. Учитывая масштабы сделки (предварительно оценивается в 400 млн евро), ее оформление можно мягко назвать очень оперативным. И в эти же дни "Танефть" поспешила объявить о запуске KamaTyresKz — совместного с казахстанской "Аллюр" производства автомобильных шин компании, где в октябре еще шел монтаж оборудования.

Напомним, после экстренной продажи “Нижнекамскшины” пошли разговоры, что “Татнефть” уйдет с этого рынка, сосредоточившись на основном бизнесе - добыче и переработке нефти. О том же говорила и официальная версия причин сделки. Однако уже тогда это заявление выглядело несколько странным. 

Во-первых, активы были проданы подконтрольному правительству Республики Татарстан “Татнефтехиминвест-холдинг”, который и так имел связи с ними. Во-вторых, смущала поспешность сделки: она стала неожиданностью как для большинства участников рынка, так и для сотрудников “Нижнекамскшины”. В-третьих, сделка выглядела очень странно и на фоне многолетней работы “Татнефти” по выстраиванию шинного бизнеса. В 2010-е годы он стал одним из ключевых направлений для компании. “Татнефть” не просто целенаправленно вкладывалась в развитие производств и формирование брендов, но и собирала активы по всей стране для обеспечения этого направления. Чего стоит только покупка совсем уж непрофильного производства каучуков в Тольятти у "Сибура", после серии бизнес-скандалов с "Таифом".  Компанией тогда владел "Нижнекамскнефтехимом" и мог поставлять каучук на "Нижнекамскшину" буквально через забор, но “Татнефть” предпочла обеспечивать себя собственным сырьем из соседнего региона.

Теперь окончательно понятно, что “Татнефть” не собиралась уходить с этого рынка, а, скорее, старалась избежать санкционного давления из-за поставок “Нижнекамскшины” оборонному комплексу. Сейчас доля компании на рынке даже вырастет после этой череды сделок. Мощность российского производства Nokian Tyres оценивается в 16 млн штук покрышек в год. Новый завод в Казахстане может производить 3,5 млн штук. То есть, в совокупности компания сможет поставить на рынок почти 20 млн штук шин, тогда как “Нижнекамскшина” производила только 12,3 млн. 

Тем более, что момент для завоевания новых широт на рынке довольно удачный. Да, в 2022 году продажи шин в России сократились на 14% на фоне обвала авторынка. Но при этом на 65,5% рухнул импорт покрышек из Евросоюза. Позитива “Татнефти” добавляют и проблемы Алтайского шинного комбината, который могут закрыть на полгода из-за произошедшего там 9 декабря пожара. С одной стороны, по общим масштабам производства завод в Барнауле — не конкурент новым предприятиям “Татнефти”. С другой стороны, он специализируется на шинах для сельхозтехники и грузовых автомобилей, которые в числе прочего начал выпускать KamaTyresKz.

Пожары на производствах

К слову о пожарах, на уходящей неделе последовало еще два инцидента на крупных промышленных объектах. Один произошел 15 декабря на промплощадке "Ангарской нефтехимической компании". Площадь горения составила 2,5 тысячи квадратных метров. По последним данным, двое рабочих погибли и еще пять человек пострадали. Об ущербе и сроках восстановления работы компания пока не сообщает. Для АНХК это уже второй пожар за месяц. Ранее, 27 ноября, там же произошло возгорание на установке теплообменника. Тогда обошлось без пострадавших, площадь пожара составила 200 квадратных метров, и, по заявлениям компании, на работу предприятия ЧП не повлияло.

Еще один инцидент произошел на производстве каучуков “Нижнекамскнефтехима”. Площадь пожара составила примерно 1,1 тысячи квадратных метров (20% от общей площади здания). Пострадавших в инциденте не было. При этом компания заявила, что в ближайшее время запустит резервные мощности на время простоя основного производства на месте возгорания. 

Ряд СМИ поспешил зачислить эти инциденты в один ряд с серией масштабных пожаров в торговых центрах. Однако общей тенденции между промышленными объектами и торговыми центрами (ТЦ) не наблюдается. Химические производства, нефтепереработка, переработка газа относятся к объектам повышенной опасности. Соответственно, к ним предъявляются требования пожарной безопасности, не сопоставимые с требованиям к ТЦ. Несмотря на это, инциденты в отрасли, к сожалению, происходят регулярно, и говорить о том, что они участились осенью-зимой 2022 года, нельзя.


Автор: Дмитрий Семягин 

RUPEC в Telegram

0 комментариев

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий - Вход