Российский бизнес расширяет маршруты на Восток, но и с Запада хочет взять свое

Российский бизнес расширяет маршруты на Восток, но и с Запада хочет взять свое

17:50 / 13 августа 2023

FESCO.ru

Компания Fesco активизировала работу по своим восточным маршрутам (в Индию и Китай), которые внедрила в течение последнего года и которые служат альтернативой железнодорожным поставкам. Производители удобрений предпринимают попытки убедить власти учесть их интересы при расчете новых пошлин. А ТАИФ рассчитывает вернуть продукцию BASF в Россию через арбитраж Татарстана. Об этих и других знаковых новостях – в еженедельном обзоре RUPEC.

Fesco расширяет маршруты

В последние дни сразу несколько информационных поводов дала Транспортная группа Fesco, хотя по своей сути они все касались одного и того же: компания расширяет морские каналы поставок на Восток, что (в случае выхода судов из западных портов) служит серьезной альтернативой железной дороге. В числе прочего Fesco занимается и транспортировкой продуктов нефтехимии, и даже заявляла о своем участии в логистических проектах специализирующихся на нефтехимии. 

В последний месяц, компания, во-первых, увеличила вместимость морской линии между Россией и Индией до 1 100 TEU, поставив на нее собственный контейнеровоз, и сократила по нему срок поставки до 18 дней. Речь идет о маршруте Новороссийск – Нава-Шева – Мундра, который заработал всего полгода назад – в феврале 2023, и срок доставки по нему был 25 дней.

Во-вторых, Fesco подключила Беларусь к своим восточным маршрутам из Санкт-Петербурга. Теперь Беларусь в условиях санкций может отправлять часть своих экспортных грузов, в том числе нефтепродуктов, удобрений, продукции нефтехимии в Индию, Вьетнам и Китай. Сами маршруты из Санкт-Петербурга также относительно новые. Первый морской прямой сервис компании из Северной столицы в порты Китая заработал в марте 2023 года, а с заходом в индийские порты – в мае.

Наконец, компания расширила число судозаходов на морской контейнерной линии из Владивостока в порты Китая.

Параллельно Fesco пытается работать и на сухопутных маршрутах на Восток. Так компания принимает участие в проекте создания терминала на железнодорожном погранпереходе Нижнеленинское-Тунцзян.

Производители удобрений постоят за пошлины

После того, как на прошлой неделе стало известно, что механизм экспортных пошлин будет изменен, производители удобрений включились в открытую информационную борьбу за свои потенциальные доходы.

– Обсуждаемые параметры экспортной пошлины не учитывают себестоимость и рентабельность экспортируемой продукции, которая сильно отличается для разных видов минеральных удобрений с различной концентрацией питательных веществ. Если фактор разной себестоимости и рентабельности не будет учтен при выработке фискальных механизмов, будет наблюдаться несправедливый перекос в распределении налоговой нагрузки между компаниями отрасли, — отметил гендиректор "Фосагро" Михаил Рыбников.

На стороне производителей удобрений выступили и аналитики рынка. Так, эксперты "Газпромбанк Инвестиции", заявили, что введение фиксированной пошлины на экспорт минеральных удобрений ухудшит финансовое состояние российских компаний с учетом того, как подешевела их продукция.

На первый взгляд, такие попытки выглядят как "махание кулаками после драки", но в действительности новый механизм пошлин, который подразумевает взимание 8% с любой экспортной продукции рынка удобрений, до сих пор не принят и существует лишь в проекте. Насколько Минфин РФ в складывающейся экономической ситуации готов пойти навстречу бизнесу – неясно. Тем более, что глава ведомства Антон Силуанов уже дал понять, что вопрос с обязательным поступлением оставшихся денег в бюджет за пошлины от продажи удобрений, решен.

Напомним, сейчас пошлина взимается лишь в случае превышения экспортной стоимости удобрений порога в $450 за тонну (ставка составляет 23,5%). А цены выше этой отметки за прошедшие полгода практически не поднимались. В итоге за 6 месяцев в казну поступило только 6 млрд рублей, а по планам Минфина к концу года должно быть 119 млрд.

ТАИФ отстоял импортные поставки в суде

На неделе также стало известно, что Арбитражный суд Татарстана частично удовлетворил иск "ТАИФ-НК" к российскому подразделению BASF — ООО "БАСФ". Прецеденты, когда российский арбитраж встает на сторону российской компании в случае подачи иска в адрес европейского партнера, прекратившего сотрудничество после февраля 2022 года, уже были. Так, например, по иску "Русхимальянса" суд наложил арест на российские активы Linde. Аналогичное решение было по иску "Велесстроя" в отношении средств российской "дочки" итальянской Maire Tecnimont.

Однако ранее все иски касались выхода иностранных подрядчиков из российских проектов, и речь шла о своеобразной "компенсации" в виде оставшихся в РФ активов. В деле ТАИФа предметом иска стали поставки продукции BASF – дефицитной депрессорно-диспергирующей присадки для производства топлива. И решение суда обязывает "дочку" BASF выполнить условия контракта.

В случае с арестом активов ситуация более-менее понятная: активы находятся на территории России, и согласие или несогласие европейских подрядчиков с их арестом фактически не может отменить арест. А вот каким образом предполагается заставить BASF осуществить поставки продукции в Россию, пока неясно.

Автор: Дмитрий Семягин

RUPEC в Telegram

0 комментариев

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий - Вход