Бесполезный запрет на полезную термоусадку

Бесполезный запрет на полезную термоусадку

11:46 / 2 августа 2023

В России продолжается обсуждение возможных запретов на отдельные виды полимерной продукции. Российский экологический оператор уверяет, что в 2024 году будет введен запрет на 4 вида упаковки. Минпромторг продвигает свой список из 5 продуктов. Оба списка объединяет, во-первых, то, что их авторы ополчились именно на упаковку, забыв про одноразовые полимерные предметы, среди которых посуда, ватные палочки и трубочки для соков. Во-вторых, в оба списка попали бутылки из полиэтилентерефталата "кислотных" цветов, и термоусадочные пленки и этикетки из поливинилхлорида. Если по поводу ПЭТ консенсус в сообществе более-менее достигнут, то ограничения ПВХ вызывают у экспертов недопонимание. Чем вызвано такое внимание к пленкам из этого полимера и как это отразится на рынке – в вопросах и ответах.

Что предлагается запретить?

Идея запрета 4 или 5 видов полимерной продукции стала развитием темы так называемого "списка 28". "Список 28" – это перечень изделий из полимеров, которые якобы невозможно переработать и необходимо запретить, появился еще в 2021 году. В расширенный список на тот момент, вопреки расхожему мнению, попала не только упаковка, но и одноразовая пластиковая посуда, ватные палочки, трубочки для соков и т.д. Несмотря на то, что список вызвал массу дискуссий, его включили в федеральный проект "Экономика замкнутого цикла" (ЭЗЦ). Доводы сторон с доказательствами на основе исследований RUPEC отчасти разбирал в материале "Бумажная" экология: почему отказ от полимеров в пользу бумаги не решает проблему свалок".

Изначально введение запрета предполагалось в 2024 году. В ходе целого ряда отраслевых дискуссий, бизнес предложил отложить запрет до 2030 года. Предложение было зафиксировано в резолюции, принятой по итогам заседания комитетов Торгово-промышленной палаты РФ с участием отраслевых союзов. В конце июня 2023 года Российский экологический оператор, который реализует проект ЭЗЦ, сообщил, что запрет на продукцию из "списка 28" будет отложен до 2030 года, а с 2024 года предлагается ограничить распространение ПЭТ-бутылок нетрадиционных цветов (желтый, красный, розовый и др.), отличных от традиционных — белого, прозрачно голубого, зеленого и коричневого. Также в список на остановку оборота попали тонкая термоусадочная пленка из ПВХ, сумка-сетка для овощей и фруктов, пластиковый пакет с донышком дой-пак и пластиковые капсулы для кофе.

В Минпромторге называют несколько иной перечень: разноцветные "кислотные" ПЭТ-бутылки и тонкая термоусадочная пленка, тара с этикеткой из ПВХ, упаковка, для которой использовали нерастворимые клеи. Интересно, что авторы обоих списков сосредоточились на упаковке. Ни в один из перечней не попали одноразовые полимерные предметы, среди которых посуда, ватные палочки и трубочки для соков, и на запрете которых больше всего настаивали экологи.

По данным RUPEC, доклад ведомства об этом был подготовлен еще 31 мая, но результатов его рассмотрения до сих пор нет. На момент публикации материала пресс-служба Минпромторга на запрос RUPEC не ответила. Пока решено лишь перенести с 1 марта на 1 сентября 2024 года вступление в силу нормы, дающей правительству РФ право формирования списка товаров, запрещенных к производству и использованию в России, из-за сложности или невозможности переработки и утилизации отходов от них.

Чем не угодили пленки ПВХ?

Запрет ПЭТ-бутылок нестандартных цветов вопросов не вызывает. Все опрошенные RUPEC компании, работающие со вторичным ПЭТ, говорят о том, что такие бутылки только засоряют вторсырье, усложняя сортировку и переработку, и не несут никакой функциональной нагрузки, кроме маркетинговых целей. Относительно сумок-сеток для овощей и фруктов, дой-паков и пластиковых капсул для кофе, по крайней мере, логика запретов понятна: сложность очистки делает их на практике в современных условиях неперерабатываемыми. Однако им не предлагается полноценной альтернативной замены.

С запретом на термоусадочную (термоусаживаемую) пленку ПВХ все оказалось гораздо сложнее. С такой мерой согласны компании, занимающиеся сбором и сортировкой вторсырья. Так, Елена Вишнякова, заместитель генерального директора группы "ЭкоЛайн", относит любые термоусадочные пленки в свой "черный список неперерабатываемого". В то же время производители полимеров и пленок из них не видят проблемы в переработке термоусадочных пленок. В компании "РусВинил" (входит в "Сибур"), одном из крупнейших производителей ПВХ в РФ, отмечают, что упаковка из ПВХ не только хорошо перерабатывается, но и, в отличие от некоторых других видов, может проходить через неограниченное число циклов переработки. Однако оборудование для упаковки из ПВХ и его переработки будет стоить дороже оборудования для большинства других полимеров.

Вице-президент Российского союза химиков, председатель совета Союза переработчиков пластмасс Михаил Кацевман считает, что проблема может возникать лишь на этапе сортировки и то не со всеми типами упаковки из термоусадочных пленок. Различные типы упаковки, по его мнению, имеют различные области применения и, следовательно, различные пути развития и пути решения проблем

– Есть три варианта упаковки в термоусадочной пленке ПВХ: единичная упаковка или индивидуальная (каждое отдельное изделие обертывается пленкой), групповая упаковка в пленку (предварительно комплектуется набор из нескольких однотипных изделий, которые обертываются пленкой), штабельная или паллетная упаковка (на жесткий поддон укладываются несколькими рядами изделия, которые сверху покрывают чехлом из термоусадочной пленки. К тому же пленки делятся по конструктивному исполнению на обандероливающие, полностью обертывающие, и зачехляющего типа, – поясняет Кацевман.

Эксперт считает, что проблематично снять для раздельного сбора и вторичной переработки лишь единичную упаковку.

Много ли термоусадочной упаковки из ПВХ?

По итогам 2022 года рынок гибкой упаковки в РФ в целом оценивается в 1,5 млн тонн. Ежегодно он растет примерно на 5%.

В оценках объемов пленки из ПВХ, которая может попасть под запрет, точнее в объемах потребляемом для этих целей ПВХ, эксперты расходятся. Михаил Кацевман полагает, что до 20% перерабатываемого в России ПВХ может идти на такую пленку.

Эдуард Давыдов, генеральный директор "Башкирской содовой компании" (БСК – один из трех крупнейших производителей ПВХ в РФ, сейчас находится под управлением компании "Русский водород") оценивает потребление ПВХ производителями пленки в 3 тыс. тонн в месяц (ок. 35 тыс. тонн в год). При этом БСК поставляет для этих нужд порядка 12 тыс. тонн в год.

В "Сибуре" объем пленки из ПВХ на российском рынке в целом оценивают в 60 тыс. тонн. Из них термоусаживаемая пленка составляет в 2 – 2,5 тыс. тонн в год производства РФ. Еще 1 – 1,5 тыс. тонн производят в Республике Беларусь. Ее большая часть импортируется в Россию. Еще 17 тыс. тонн – это стрейч-пленки из ПВХ толщиной в 20 мкм, которая с некоторой долей вероятности также может попасть под запрет.

Объем производства термоусаживаемой этикетки (ТУЭ) производителями в РФ в "Сибуре" оценивают примерно в 50-60% от общего потребления, которое может достигать 0,8 – 1 тыс. тонн в год. Остальная этикетка раньше традиционно импортировалась из Европы и Китая. В 2022 году ЕС из-за санкционной ситуации значительно сократил поставки.

ТУЭ в РФ производят "Дон-Полимер", "Юнифол", "ЭксимПак" и другие.

Как отразится запрет на производстве и переработке ПВХ?

В "Сибуре" полагают, что запрет негативно скажется на рынке ПВХ в целом. Уже сейчас в компании планируют мероприятия по стимулированию спроса на ПВХ и поддержке его применений в различных сегментах как полимера, "достойно занимающего свое место в долговечных и перерабатываемых изделиях".

В целом производители ПВХ не планируют снижать объемы производства этого полимера из-за запретов, однако они отмечают, что возможна переориентация сбыта.

– В данный момент мы не видим для себя предпосылок что-либо корректировать в своей деятельности в случае введения запрета, однако такое решение сформирует прецедент и в будущем может повлиять на отрасль. Произойдет переориентация бизнеса на экспортные поставки, – считает генеральный директор БСК Эдуард Давыдов.

Компании, специализирующиеся на переработке полимеров и производстве упаковки, по мнению экспертов, пострадают сильнее.

– Для производителей ПВХ-этикетки будет удар, который значительно повлияет на их бизнес. Для производителей ПВХ-термоусадки также есть риск потери бизнеса и конкурентных преимуществ. Для производителей ПВХ-стрейча существует угроза бизнесу в целом с потерей конкурентоспособности готовых изделий. В целом для рынка изделий из ПВХ запрет носит дискриминационный характер, что в конечном итоге негативно скажется на потреблении полимерных изделий, – считают в "Сибуре".

По мнению Георгия Солдатова, генерального директора компании "Адитим", запрет термоусадочной пленки ПВХ и этикетки из ПВХ скажется на всех этапах производства и поставки продукции и повлечет за собой рост затрат на переоборудование производства, разработку и печать новых этикеток, транспортные расходы, утилизацию отходов.

Как отразится запрет на конечной продукции?

Термоусадочные пленки из ПВХ применяются, как правило в дополнительной упаковке или этикетке. Поэтому запрет на термоусадочную пленку вряд ли окажет серьезное воздействие на сроки хранения пищевой продукции (в барьерных пленках доля термоусадочных пленок составляет не более 4% в РФ). А вот на стоимости как пищевой продукции, так и FMCG (товаров повседневного спроса) он может отразится существенно. Затраты на закупку нового оборудования, разработку новой упаковки и ее выпуск будут заложены в стоимости конечной продукции.

– Это огромный стресс для продовольственного рынка в любом случае, который влечёт за собой для переработчиков этикетки и пленки изменения в оборудовании, перенастройку, поиск альтернатив, которые являются зачастую зарубежными. Особенно это дорого и сложно в текущих условиях, когда страна находится под серьезным санкционным давлением – ограничен выбор поставщиков оборудования, добавок, альтернативных материалов для индустрии в целом, что приведет к потере дохода компаний, населения, импорту оборудования, т.к. отечественных решений в настоящий момент представлено на рынке недостаточно, – поясняют в "Сибуре".

Эдуард Давыдов, напоминает, что термоусадочная пленка используется не только для этикеток, это распространенный упаковочный материал, используемый в пищевой промышленности, медицине, широко применяется также для защиты груза на паллетах. Как дополняет Михаил Кацевман, групповая упаковка облегчает и ускоряет фасовку, хранение и транспортировку товаров. Она также защищает продукты от механических повреждений при складировании и перевозке. Ее запрет негативно отразится и на затраты на логистику.

Наконец, на российском рынке присутствует и импортная продукция с термоусадочной упаковкой из ПВХ. После ввода запрета она прекратит поступать на рынок, по крайней мере, до того, как импортные поставщики не переделают упаковку под стандарты РФ, что тоже приведет к ее удорожанию. В условиях санкций запрет может привести к кратковременному искусственному дефициту в отдельных сегментах.

Поможет ли запрет упаковки с использованием термоусадочной пленки из ПВХ улучшить сортировку и переработку отходов?

С большой долей вероятности запрет на упаковку с использованием ПВХ-термоусадки или ПВХ-этикетки никак не будет способствовать упрощению процесса сортировки и переработки, так как ПВХ будет заменен на другие полимерные термоусадочные материалы.

Каковы альтернативы запрету?

В рамках экологической повестки в России сложилось две порочные практики, которые при общей декларации целей борьбы за экологизацию экономики в действительности препятствуют этому процессу. Практика первая: оценка "экологичности" материала или конечного продукта по последнему этапу его жизни – утилизации, а не по всему жизненному циклу и возможности его вторичной переработки. Классический пример – "картонный" стакан для кофе и его полимерная крышка. Первый до сих пор в широких кругах считается экологичным, а вторая нет. На практике условно "картонный", а в действительности многослойный загрязненный стакан имеет гораздо больший углеродный след и не перерабатывается, а только сжигается. В то же время из переработанных крышек тот же "Сибур" уже начал выпускать мебель для кофеен.

Вторая порочная практика – это перенос проблемы с точки ее возникновения на другие этапы. Проблема с упаковкой возникает на этапе сбора и сортировки. Но вместо усилий по развитию системы сбора и сортировки предлагается запретить не только отдельные типы упаковки, но и целые комплексы материалов.

В "Сибуре" отмечают, что можно изготовить и этикетку, и бутылку из ПВХ для удобства сортировки вторсырья и его переработки. "ПВХ является одним из самых экологичных материалов: стойким к химическому воздействию, инертным к контактирующим с ним материалам, подавляющим развитие бактерий, имеющим неограниченное количество циклов вторичной переработки", – отмечают в компании. Однако тут же добавляют, что такая упаковка будет гораздо дороже той же бутылки из ПЭТ с этикеткой из ПВХ.

Более экономически целесообразные альтернативы, которые можно вводить прямо сейчас, заключаются в компромиссах между отраслями. В рассматриваемом сегменте достаточно было бы сократить размер этикетки (разрешить лишь частичное покрытие бутылки) и стандартизировать его. При условии этих изменений – совершенствовать процесс сортировки.

– Не нужно бороться с термоусадочной пленкой. Нужно создавать новый дизайн упаковки и новую технологию, которая нейтрализует брак сортировки простыми способами, – резюмирует Михаил Кацевман.

С учетом переноса вступления в силу нормы, дающей правительству РФ право формирования списка запрещенных товаров, у отрасли еще есть время, чтобы донести эту логику до Минпромторга и Минприроды.

Автор: Дмитрий Семягин

RUPEC в Telegram

0 комментариев

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий - Вход