Важное за неделю: локальное санкционное потепление, иски к партнерам из ЕС и поиск новых стратегий
09:10 / 28 января 2023
Производители и переработчики полимеров делали прогнозы на 2023 год, а в судах отечественные нефтехимики продолжили попытки добиться исполнения обязательств от партнеров из ЕС. Об этом и других интересных событиях недели — в обзоре RUPEC.
ЕАЭС обнуляет пошлины, а ЕС оттягивает запреты
Уходящая неделя была отмечена легким потеплением международных отношений. Хотя все меры носят временный характер и были сделаны исключительно из прагматических соображений.
Так Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) пошел на облегчение экспорта в страны Евразийского экономического союза. Во-первых, ЕЭК обнулила ставку ввозной таможенной пошлины на части газовых турбин мощностью от 5 до 50 тыс. кВт из Италии, США, Нидерландов, Германии и Великобритании до апреля 2024 года. Сейчас пошлина на эту продукцию составляет 5% от таможенной стоимости. Во-вторых, до конца февраля 2024 была отменена ввозная пошлина на пластифицированный поливинилхлорид (ПВХ) для производства обоев. Запрет на его ввоз в РФ был введен еще пятым пакетом санкций в апреле 2022 года. Действующая ставка на данную продукцию составляет 6,5%. Также Совет ЕЭК утвердил условия производства, при выполнении которых товар считается произведенным в ЕАЭС по 55 товарным позициям. Внесенные изменения коснулись станкостроения, специального машиностроения, производства медицинских изделий, музыкальных инструментов, звукового оборудования, электроники и радиоэлектроники.
Во всех случаях ЕЭК говорит о поддержке компаний всех стран ЕАЭС, но даже без оговорок комиссии про санкции ясно, что главным интересантом является российский бизнес. Такая мера может позволить снизить затраты на транспортировку в Россию, например, энергетического оборудования, через соседей в Азии. Однако это не означает, что поставщики из Евросоюза и США будут готовы работать по таким каналам продаж.
Евросоюз, в свою очередь, допустил послабления для метанола. Европейская комиссия разрешила импортировать метанол из России до 18 июня, хотя изначально запрет должен был вступить в силу в начале января. Впрочем, решение также чисто прагматическое. Ожидается, что в феврале Equinor остановит на ремонт завод по производству метанола мощностью 900 тыс. тонн в год. Таким способом ЕС лишь пытается избежать скачка цен на своем внутреннем рынке.
"ТАИФ" пошел в суд по следам "Русхимальянса"
В то же время российские компании не прекращают попыток решить вопросы с бывшими европейскими партнерами через суды. На минувшей неделе "ТАИФ-НК" попытался обязать российское представительство германского концерна BASF — компанию "БАСФ" — поставить 374 тонны присадок для дизельного топлива по ранее заключенным договрам. Соответствующее исковое заявление он подал в Арбитражный суд Татарстана. "ТАИФ-НК" — это крупный нефтеперерабатывающий завод и изготовитель одноименного моторного топлива с производственной мощностью около 7 млн тонн в год. В 2021 году компания не вошла в периметр сделки между "Сибуром" и группой "ТАИФ" и осталась под контролем татарстанских владельцев "ТАИФа" в качестве их главного промышленного актива.
Однако рассчитывать на то, что даже в случае положительного решения арбитража у "ТАИФа" получится принудить BASF идти в обход санкций ЕС, вряд ли приходится. По крайней мере, об этом говорит опыт других компаний. Так, еще в конце прошлого года "Русхимальянс" пытался судиться с немецкой инжиниринговой компанией Linde и ее российскими дочками в арбитраже Санкт-Петербурга и Ленинградской. Совместное предприятие "Газпрома" и "Русгаздобычи" в итоге само же отозвало иск.
Еще ранее, в сентябре 2022 года, "Еврохим" подал в суд Лондона иск к итальянской компании Maire Tecnimont и ее банкам-кредиторам Societe Generale SA and ING Groep NV. Крупный производитель удобрений требовал компенсаций в связи с задержкой по проекту карбамида и аммиака в Кингисеппе из-за санкций. Сведений о завершении тяжбы в публичном поле не появлялось, но очевидно, что если бы суд уже встал на сторону "Еврохима", компания сообщила бы об этом широко.
Отрасль обсуждает стратегии развития в условиях санкций
В целом же отрасль жила эту неделю обсуждением стратегий дальнейшего развития в условиях санкций. Основные производители и переработчики полимеров собрались на крупнейшей отраслевой выставке — Ruplastica, чтобы подвести итоги года санкций и спланировать работу на 2023 год. В целом снижение в отрасли оказалось не таким резким, как прогнозировалось. Производство полимеров в России в 2022 году снизилось на 3,3%, с 7,97 до 7,70 млн тонн. Темп снижения в переработке оказался еще меньше — 1,6%, с 5,63 до 5,54 млн тонн. Однако часть сегментов чувствовала себя хуже. Об этом можно говорить в отношении переработки поликарбонатов, полистиролов и полипропиленов, а также рециклинга.
Надежды на партнеров из Азиатско-Тихоокеанского региона как в области технологий, так и сбыта, несколько охладели. Хотя частично заместить европейские компоненты многие переработчики смогли именно в Азии. Выявилось более тесное взаимодействие внутри России, ускорение НИОКР, а меры поддержки начали вводить не только госорганы, но и крупные компании.
Обсуждения более узких проблем продолжились на евразийской конференции "Полимерные трубопроводные системы", которая проходила в эти же дни и частично оттянула на себя внимание главных российских производителей труб от выставки. Участники пришли к пониманию, что в 2023 году интенсивной рост трубной промышленности должен продолжиться теми же темпами, что и в 2022 году. Производство труб в 2023 году в России может вырасти на 15%. При этом спрос на трубный полиэтилен будет расти быстрее — на 23%. Производители сырья пообещали покрыть растущий спрос и импортозаместить специфические марки, ранее не производившиеся в РФ. А госорганы просили участников рынка активизировать борьбу с фальсификатом.
Автор: Дмитрий Семягин
RUPEC в Telegram
0 комментариев