Окажется ли ямальский аммиак "синим"?
10:36 / 2 июня 2021
В настоящее время в правительстве обсуждаются пути монетизации запасов жирного газа полуострова Ямал. Рассматриваются различные варианты: разное соотношение СПГ и газопроводных поставок; разные схемы нефтехимических производств из жирных компонентов природного газа: строительство заводов по месту добычи или вывоз сырья в регионы, более близкие к рынкам сбыта. Уже в ближайший месяц ожидается итоговое решение.
Но в одном аспекте разночтений и разногласий нет: если мы говорим о монетизации запасов газа через газохимические производства, то есть, производства аммиака и метанола непосредственно из метана, их оправданно строить в регионе добычи, тем более, что частично можно использовать готовую инфраструктуру, связанную с проектами СПГ.
Кроме того, и капитальные затраты здесь ниже по сравнению с нефтехимическим производством. Cредняя стоимость инвестиций в производство аммиака находится на уровне $1 тыс. за тонну мощности, в то время как инвестиции в нефтехимическое производство составляют около $4 тыс. на тонну производимого продукта. Правда и цены на конечный продукт различаются примерно в той же пропорции.
Поэтому главное отличие в том, что жирные компоненты природного газа относительно легко вывезти, а вывоз метана — это либо СПГ, а это уже сам по себе готовый продукт, либо достаточно дорогостоящий трубопроводный транспорт. В результате строительство газохимии непосредственно на Ямале оказывается единственным разумным решением.
Аммиак или СПГ?
Если говорить о конкретике, то о варианте производства аммиака на Ямале еще 15 марта написал "Коммерсантъ". Тогда речь шла о возможных трудностях при использовании российской технологии сжижения для проекта "Обский СПГ". Технология может быть заменена на технологию сжижения Linde или же проект может быть вообще перепрофилирован под производство аммиака, отмечало издание.
В апреле Леонид Михельсон заявил, что "Новатэк" планирует производство аммиака на Ямале — две линии по 2,2 млн т, одновременно или поэтапно.
При допущении расхода газа 1 тыс. кубометров на 1 т аммиака необходимо 2,2 млрд куб. м газовой добычи ежегодно на 2,2 млн т годовой мощности по аммиаку.
Для сравнения напомним, что мощность "Обского СПГ" составит до 5 млн т (7,5 млрд куб. м газа в год с учетом топливного газа). В то время как месторождения проекта пока могут обеспечивать 6 млрд куб. м добычи.
Таким образом, причины возможного перепрофилирования проекта, если оно действительно состоится, обусловлены, во-первых, трудностями в реализации СПГ-завода на российской технологии сжижения. Во-вторых, с возможным дефицитом сырья, хотя причина подобных разговоров может быть связана и с "торгом" по лицензиям на дополнительные месторождения.
Если же говорить без привязки к конкретным проекту и месторождениям, то по большому счету, газа на Ямале достаточно для самых различных вариантов его монетизации.
И если производство аммиака на Ямале будет создано, то оно может оказаться несколько дороже производств в более благоприятных регионах за счет логистических и климатических особенностей, как по капитальным, так и по операционным затратам. Это значит, что для обеспечения конкурентоспособности завод должен выигрывать в чем-то еще. Первое, сильное и самое очевидное преимущество — это сырьевой газ с низкой себестоимостью добычи и минимальными затратами на транспортировку.
Но с учетом влияния экологической повестки, есть основания предполагать, что оправданно наладить на Ямале производство "синего" аммиака, то есть продукта, где весь выделяемый при производстве углекислый газ подлежит захоронению.
"Зеленый" и "синий" аммиак
Действительно, уже сейчас по всему миру готовятся производства т. н. "зеленого" аммиака. Это аммиак из "зеленого" водорода, то есть получаемого электролизом с помощью ВИЭ.
"Зеленый" аммиак планируется использовать как в качестве бункерного топлива, так и в сегменте удобрений. По последним оценкам МЭА, в сильно декарбонизированном мире в 2050 году этот вид топлива будет преобладать в бункеровке.
К примеру, в Дании планируется производство "зеленого" аммиака мощностью в 1 ГВт, что соответствует объему аммиака в 900 тыс. т в год, это сопоставимо с классическим производством.
Альтернативой "зеленому" аммиаку является "синий" (иногда его называют "голубой") аммиак. Здесь производство будет основываться на классической схеме "метан — синтез-газ — водород + СО2", но углекислый газ будет подлежать улавливанию и захоронению (CCS, carbon capture and storage).
Как и проекты по получению "зеленых" водорода и аммиака, проекты "синих" соединений окажутся дороже, вопрос насколько? Пока проектов CCS в мире очень немного, т. к. экономического смысла в них нет, особенно в условиях, когда стоимость выбросов углекислого газа отсутствует или невелика. По мере роста цен на выбросы и ужесточения углеродного регулирования их число увеличивается. Считается что стоимость улавливания и хранения углекислого газа составляет около $100 за тонну. Но это очень средние значения.
Себестоимость CCS состоит из стоимости улавливания, транспортировки и захоронения углекислого газа. Основная составляющая в цене — себестоимость непосредственно улавливания углекислого газа. И главное здесь в том, что стоимость "захвата" тонны углерода с помощью технологий CCS может существенно разнится. И цена улавливания резко уменьшается для концентрированных потоков СО2.
Залог успеха — в дешевом CCS
Именно поэтому, когда обсуждается, что CCS "не взлетает" по причине дороговизны, речь идет часто об улавливании углекислого газа на ТЭС. Но в случае производства аммиака эти расходы намного ниже (до $25 за тонну по сравнению с $50-150 для ТЭС), см. рисунок 1.
Рисунок 1. Стоимость улавливания углекислого газа в зависимости от технологии. Источник: The Business Case for carbon capture. BCG.
С учетом минимальных расходов на транспортировку и хранение СО2, т. к. производство будет расположено в регионах газодобычи, суммарные расходы можно оценить менее $50 за тонну, а возможно и ниже.
При допущении расхода газа 1 тыс. кубометров на 1 т аммиака, получение тонны аммиака сопровождается примерно 2 т углекислого газа. В таком случае стоимость CCS в $50 за тонну увеличивает стоимость аммиака на $100 в дополнение к себестоимости производства "серого" продукта.
Себестоимость "серого" аммиака для разных проектов разнится т. к. зависит в том числе и от цены газа. Но глобальные цены на "серый" аммиак находятся в диапазоне $220 (2020 год) — 330 (1кв. 2021 г.) за тонну. Даже с учетом расходов на улавливание углекислого газа, "синий" аммиак окажется намного дешевле, чем самые оптимистичные варианты цены "зеленого" аммиака ($600+ за тонну).
Учитывая вышесказанное, можно предполагать, что ямальский "синий" аммиак будет конкурентоспособен на мировом рынке как "зеленого", так и "синего" аммиака.
Напомним, что представители "Новатэка" ранее уже высказывались о возможных проектах получения водорода на Ямале. А в январе 2021 года "Новатэк" подписал официальный меморандум о взаимопонимании в области производства и поставок водорода с компанией Uniper.
Но вопросы транспортировки водорода пока не решены. Танкерный вывоз (очень дорог за счет сжижения), равно как и подмешивание водорода в трубы (остается много технических и регуляторных вопросов) — варианты крайне длительной перспективы.
В этих условиях на среднесрочную перспективу единственным вариантом доставки водорода из удаленных локаций остается транспортировка в виде аммиака.
Правда, остается вопрос о наличии достаточного количества геологических структур для захоронения в ямальском, относительно новом, регионе добыче. В старых районах газодобычи, в частности, в Надым-Пур-Тазовском регионе таких возможностей больше, но для транспортировки необходим соответствующий трубопровод. В любом случае расстояния относительно невелики. С другой стороны, не исключено, что изначально производство аммиака будет "серым", с последующим выходом на "синий", по мере появления необходимых локаций на Ямале и создания глобального рынка углеродно-нейтрального аммиака.
RUPEC в Telegram
0 комментариев