Два года наперекор прогнозам
14:02 / 19 марта 2021
Концентрация нефтехимических заводов в Мексиканском заливе создаёт риски ценовых всплесков
Предсказание цен на сырьё — дело, как известно, неблагодарное. Традиционная неопределённость цен на нефть (как правило, но не всегда, они связаны с предложением) всем известна. А на газовом рынке регулярно вмешивается непредсказуемый погодный фактор, влияющий на спрос. В теории считается, что если мы переходим от сырья к нефтехимической продукции, то здесь колебания цен ниже. В первую очередь потому, что спрос на пластики и другую продукцию нефтехимии не так волатилен, а предложение — более предсказуемо. Однако на практике в последние прогнозы жизнь внесла серьёзные коррективы — как со стороны спроса, так и предложения.
Между коронавирусом и ураганами
Для сырьевых рынков характерна цикличность: дефицит на рынке вызывает рост цен, что введёт к новым, часто избыточным инвестициям в добычу (производство), это в свою очередь может стать причиной избытка предложения, снижения цен, и, как следствие, недоинвестирования и нового дефицита. Близкий к ним рынок полимеров функционирует по похожим принципам, цикл здесь достаточно длинный, поскольку строительство завода занимает около пяти лет.
Ожидалось, что в начале 2020-х годов рынок окажется в периоде перепроизводства. Уже во второй половине 2019 года цены на базовые полимеры (полиэтилен и полипропилен) стали снижаться. В результате год с небольшим назад, в конце 2019 года, общая картина на рынке базовых полимеров предсказывалась большинством наблюдателей следующим образом: ввод новых мощностей будет опережать рост спроса, тем самым оказывая давление на цены.
Уже в марте 2020 года наступил коронакризис, влияние которого было разнонаправленным. Со стороны спроса появился дополнительный интерес к упаковке, но промышленное производство просело. Больше других пострадал сектор каучуков и шин. При этом и со стороны предложения на фоне локдаунов откладывался запуск новых нефтехимических заводов. Но главный стресс для рынка полимеров случился позднее, осенью, и был связан с ураганами (Марко и Лаура) в Мексиканском заливе. Это привело к закрытию нефтехимических производств на побережье и дефициту полимерной продукции.
Напомним, что США являются крупным производителем и экспортёром полимеров. К примеру, в Северной Америке до 40% от общего объёма выпуска полиэтилена экспортируется за пределы региона.
В результате по итогам года мы сначала увидели падение цен (вследствие кризиса), а потом их рост к уровням значительно выше докоронавирусных (рис.1). Дополнительно поддержал увеличение стоимости в конце 2020 года и выход на внеплановый ремонт ещё нескольких производств. Стоит обратить внимание, что с сентября (когда и начались ураганы) цены на полимеры в США не просто выросли, но и сильно оторвались от котировок в Азии, где к началу 2021 года наблюдалось даже их снижение.
Рисунок 1. Динамика цен на полипропилен в США (синяя линия), Европе (оранжевая) и АТР (красная). Источник: Platts.
Ровно год спустя, в начале 2021 года прогнозы повторяются: рынок всё же входит в период избытка предложения. Новые запуски в АТР, плюс к тому — возвращение в строй остановленных заводов. Если говорить о балансе спроса и предложения на азиатском рынке, то до конца года ожидается ещё 5 млн тонн новых мощностей по производству полиэтилена, хотя некоторые могут войти в строй с опозданием — и это ещё одна неопределённость. Как отмечало агентство S&P Global Platts, чтобы сбалансировать рынок, снизится уровень загрузки, или же не будут работать старые, неэффективные мощности. Ведь спрос в АТР, как ожидается, вырастет лишь на 4 млн тонн, и основное увеличение придётся на второе полугодие — в первом прогнозируется стагнация в связи с пандемией.
Несмотря на устойчивый спрос в секторе упаковке, всё, что касается прочих сегментов — под давлением, на фоне ограниченной экономической активности, в том числе со стороны импорта из Азии конечной продукции, содержащей полимеры.
В любом случае, азиатско-тихоокеанский регион, разумеется, остаётся дефицитным по полиэтилену. По данным Platts, дефицит (то есть импорт) в 18 млн т ожидается в 2021 году (при спросе в 61 млн т, повторимся, это только цифры по Азии). Из 18 млн т дефицита 8 млн придётся на ПЭ высокой плотности, 4 млн — ПЭ низкой плотности и 6 млн — линейный ПЭ низкой плотности.
Похожая ситуация ожидалась в сегменте полипропилена. Новые мощности, которые уже запущены или будут запущены только в Азии в конце 2020 года — первой половине 2021 года составляют 6 млн т, большая часть из них — в КНР (рис.2). Такой прирост мощностей — это 8% от объёмов глобального спроса. Для сравнения, даже в АТР он вырастет только на 6% на фоне ослабления ограничительных мер.
Рисунок 2. Новые мощности по производству полипропилена в АТР. Источник: Platts.
Мороз в Техасе сметает фигуры с доски
Такая картина была опубликована в начале года. И вновь весь этот прогноз оказался скорректирован внезапными морозами в Техасе в середине февраля. Тогда на работу заводов на побережье Мексиканского залива повлияло сразу несколько факторов. Это и ограничения в подаче электроэнергии, и дефицит сырья, и в целом неприспособленность производств работать при низких температурах. В результате большая часть нефтехимических заводов остановилась, многие производители, в том числе базовых полимеров, полиэтилена и полипропилена, объявили форс-мажор. Списки остановленных мощностей приводили новостные агентства. Формально суммировать (для оценки вывода из строя) все мощности из списка нельзя, так как в них присутствуют и пиролизы, и производства непосредственно полимеров (а продукт работы первых является сырьём для вторых). Но, по данным Argus, 6,9 млн т (в пересчёте на годовые значения) мощностей по производству полипропилена были остановлены или снизили загрузку. А суммарная мощность вставших или «проблемных» заводов полиэтилена превысила 11 млн т в год. Напомним, что глобальный спрос на полиэтилен составляет 105 млн тонн в год. Таким образом, выбыли мощности, эквивалентные 10% от мирового потребления.
Как результат, начавший было балансироваться рынок вновь стал дефицитным. Вместо его нормализации мы видим новые ценовые максимумы, например, для ПЭ высокой плотности экспортная цена составила $1650/тонну, что является максимумом за шесть с половиной лет. Экспортные спот-цены ПЭ низкой плотности достигли в начале марта $1850+/тонну, что стало рекордом за 12,5 лет!
Хотя морозы продлились лишь около недели, восстановление работы нефтехимических производств идёт медленно, считается, что полный возврат к норме произойдёт только ближе к июню! Понятно, что в таких обстоятельствах разговоры об избытке на рынке уже имеют намного меньше смысла: даже если во втором полугодии суммарное предложение превысит спрос, понадобится и восстановить потраченные за время дефицита запасы.
По данным на середину марта дефицит сохраняется, цены сверхвысоки, но на таком ограниченном с точки зрения предложения, тонком рынке они уже могут быть и нерепрезентативны. «Это очень болезненно, потому что нечего купить», - заявил один из трейдеров в США.
Разворот торговых потоков
Аномальная ситуация с дефицитом базовых полимеров привела и к тому, что Китай стал увеличивать экспорт, хотя страна пока остаётся чистым импортёром по двум основным базовым полимерам — ПЭ и ПП. По данным за 2020 год, КНР импортировала 6,5 млн т ПП при собственном производстве в 28 млн т. Однако существует в небольших объёмах и экспорт. Сейчас же дефицит на внешних рынках привёл к тому, что его объёмы увеличились.
Участники рынка ожидают, что объём экспорта ПП из КНР составил в феврале-марте 150-200 тыс. т в месяц (то есть, немалые 1,8-2,4 млн т в годовом исчислении) при обычных значениях всего в 30 тыс. в месяц.
Возможности экспорта ограничены дефицитом контейнеров, это влияет и на стоимость транспортировки. Если при текущих ценах на морские контейнерные перевозки стоимость доставки тонны ПЭ находится на уровне $150, скажем, в Южную Америку, понятно, что это также ограничивает возможности арбитражных сделок. Дефицит контейнеров уже наблюдался и осенью 2020 года, но сейчас цены на морские контейнерные перевозки из китайских портов даже выше (рис. 3).
Рисунок 3. Рост стоимости морской транспортировки. Источник: plastinfo.ru.
Высокие цены на транспорт из Азии связаны с тем, что пустые контейнеры концентрируются в Европе и США в связи с повышенным (во время коронавируса) спросом на бытовые товары, экспортируемые из стран АТР. В результате часть контейнеров сразу по прибытию отправляются обратно в АТР пустыми.
Ещё одна особенность рынка связана с тем, что производство полимеров по сути состоит из двух компонент: это получение этилена и пропилена, а затем их полимеризация в ПЭ и ПП. На некоторых заводах эти процессы интегрированы, а иногда этилен и пропилен закупаются заводом как «полуфабрикаты». С другой стороны, этилен и пропилен используются как промежуточный продукт и для получения других соединений, сфера их применения не ограничивается только полимеризацией. Существует как трубопроводная, так и морская транспортировка (и, соответственно, торговля) этими полупродуктами.
К примеру, из 110 млн т выпускаемого в мире пропилена только 68% идёт на производство полипропилена. В результате в случае с пропиленом рост цен оказался даже выше, чем в сегменте полимеров. Спотовые цены на пропилен в конце февраля в США достигли рекордных (за всю историю этой оценки) уровня в 125 центов за фунт (т.е $2750/тонну!), после чего, правда, снизились до 102 центов, на фоне информации, что часть установок по производству удалось перезапустить. А в Китае из-за высокого спроса и цен откладываются плановые ремонты установок по дегидрированию пропана (получение пропилена) для того, чтобы максимально воспользоваться конъюнктурой рынка.
Что это значит для России
Российские компании также почувствовали на себе рост цен. Напомним, что отечественный рынок полимерной продукции сильно интегрирован с глобальным. Экспортная пошлина на полимеры у нас отсутствует, а импортная применяется только к определённым артикулам по ставке 6,5%. В результате рост котировок на глобальном рынке транслировался и в увеличение цен на внутреннем рынке. И, как обычно, эта ситуация вызвала новые противоречия между производителями и потребителями.
Для производителей и особенно экспортёров полимеров такая ситуация выглядит очень неплохо: цены растут, а на глобальном рынке дефицит — что облегчает продвижение своей продукции.
Напротив, потребители, а это на первом этапе переработчики пластмасс, жалуются на рост цен. К примеру, полипропилен подорожал на 17% только с начала года. Аналогичная ситуация и с другой полимерной продукцией (см. рисунок 4).
Рисунок 4. Динамика цен на основные типы полимеров в России. Источник: Plastinfo.
Нужно сказать, что подобная ситуация не уникальна. Аналогичные опасения и возмущения высказываются внутренними потребителями самых разных типов товаров без прогрессивной экспортной пошлины: рост мировых цен транслируется на внутренний рынок сельхозпродукции, стали, удобрений и некоторых энергоносителей.
Что дальше?
За рамками нашего обсуждения остались ещё два фактора, говорящие в пользу увеличения стоимости. Во-первых, это растущие цены на энергоносители, многие из которых традиционно являются сырьём для нефтехимии. Цены на нефть, как известно, последнее время находятся в диапазоне $60-70 за баррель, стоимость сжиженных углеводородных газов, популярного в АТР сырья для крекинга, коррелирует с увеличением нефтяных котировок.
Второй фактор — это популярные, хотя и дискуссионные рассуждения, о так называемом новом сырьевом суперцикле, а также угрозе растущей инфляции. Непонятно, насколько текущие высокие цены устойчивы, но мы видим многолетние максимумы по очень широкому спектру сырьевых и околосырьевых товаров. Это может повлиять и на близкий к сырью рынок полимеров.
Ещё один сюжет для наблюдения и обсуждения: можно ли говорить, что американские нефтехимические производства становятся фактором неопределённости? Да, морозы в Техасе — скорее разовая история (такой силы они случаются раз в столетие), но осенние ураганы – привычное явление. Причины высокой концентрации нефтехимических производств в регионе понятны. Близость к сырью и добывающим мощностям, развитая инфраструктура, удобное месторасположение для отгрузки. Однако, известен и риск — регулярные ураганы.
Рисунок 5. Динамика работы НПЗ Мексиканского залива во время ураганов и холодов. Источник: EIA.
На рисунке 5 показан график объёмов нефтепереработки на НПЗ Мексиканского залива (нефтехимические производства идеологически близки к НПЗ, а в некоторых случаях это одни и те же площадки). Как видно из рисунка, 2018 и 2019 года обошлись без потрясений, но в целом проблема ураганов существует. Это создаёт ещё один долгосрочный фактор неопределённости для рынка. Высокая концентрация производств создаёт повышенный риск ценовых всплесков, ведь выбывшие в этот раз мощности по ПЭ и ПП соответствуют примерно 10% от годового глобального потребления этой продукции.
RUPEC в Telegram
0 комментариев