Прямая речь

Телушка за морем

15:30 / 2 февраля 2021

Будeт ли Китай наращивать импорт этана из США?

В настоящее время в Китае проходит любопытное и, в некотором роде, символическое для нефтехимии событие — запуск пиролизного комплекса Satellite, использующего в качестве сырья исключительно этан. Это первый подобный проект в КНР. Мощность комплекса — 1,25 млн т в год, планируется и расширение: строительство ещё одной установки на 1,25 млн т. Пиролиз этана (т. е., по сути, получение этилена) интегрирован с производствами полиэтилена, этиленоксида и этиленгликоля. Этан будет импортироваться, а основным партнёром проекта станет экспортный терминал Orbit в США (Техас), который запускается практически синхронно. Мощность американского терминала — 175 тыс. б/сутки (т. е. около 3,5 млн т этана в год), из них 150 тыс. уже законтрактовано под китайский Satellite (такой объём необходим с учётом упомянутого будущего удвоения мощностей китайского пиролиза). Для транспортировки этана будет задействовано шесть больших этановых танкеров (VLEC), объёмом 160 тыс. куб.м. каждый.

Оглядываясь назад, вспомним, что с 2014 года этан из США экспортируется по трубопроводу в Канаду, а в 2016 году состоялись первые отправки в Европу, уже с помощью танкеров. География экспорта расширялась, с 2017 года к импортёрам присоединилась Индия – крупнейший за пределами Северной Америки покупатель этого сырья из США. А сейчас к Индии с сопоставимыми объёмами импорта (по мере выхода завода Satellite на полную мощность) присоединяется и Китай.

Выбор между экономикой и надёжностью

Почему американский этан так интересен импортёрам? Напомним, что традиционно в качестве сырья для пиролиза используются нафта, сжиженные углеводородные газы (пропан-бутан, СУГ) и этан. У каждого из этих продуктов есть свои преимущества. Однако, с ростом сланцевой добычи газа в США, этан (его доля в природном газе сланцевой добычи высока) стал очень дёшев. Цены на этан в США лишь немногим выше котировок природного газа. В последние месяцы это около 21 центов за галлон этана или $3,3/млн БТЕ, правда, в январе цены выросли до 25 центов. Дешёвый этан в США стимулировал массовое строительство нефтехимических производств. Производить из него этилен (и, как следствие, полиэтилен) оказывается намного выгоднее, чем из нафты, если исключить уникальный случай сверхнизких и отрицательных цен на нефть весной 2020 года (рисунок 1).
Рисунок 1.jpg

Рисунок 1. Стоимость получения этилена в зависимости от типа сырья (этан в США или нафта). Источник: GPCA по данным Argus.

Но в США этан всё равно остаётся «лишним». Его экспорт растёт, по итогам 2020 года он составил около 300 тыс. б/д, плюс к тому, экспорт в 2021 году увеличится на фоне запуска нового терминала Orbit. При этом значительный экспортный потенциал сохраняется, не отделяется от природного газа и сжигается до 1 млн б/д этана. Будет ли этот потенциал реализован?

Да, транспортировка этана морем окажется дороже, чем транспорт СУГ и тем более нафты: (температура кипения этана составляет -88֯С). Тем не менее, разница в ценах на два типа сырья настолько высока, что, даже с учётом расходов на доставку, этан может успешно конкурировать с нефтяным сырьём.

Рентабельности переработки этана способствует и то, что строительство исключительно этанового пиролиза оказывается значительно дешевле (капитальные расходы на этановый пиролиз IHS Markit оценивала в 1000 долларов за тонну этилена в Китае, (рисунок 2). И, конечно, пиролиз этана даёт максимальный выход (около 80%) целевого продукта — этилена. А это сейчас наиболее востребованный олефин.
Рисунок 2.jpg

Рисунок 2. Стоимость строительства различных установок для пиролиза/производства олефинов. Источник IHS Markit.

Итак, в США существует огромный избыток этана, который не выделяется и уходит в энергетику вместе с природным газом. Многие страны могли бы сэкономить, если бы увеличили долю этана на своих производствах. Казалось бы, “win-win”. Почему же это направление не становится магистральным?

Аспектов много, но всех их по большому счёту можно уместить в один тезис — отсутствие устоявшейся глобальной торговли этаном. Фактически США — сейчас единственная страна, которая экспортирует сколь-нибудь значительные объёмы этого сырья, но они невелики на фоне масштабов отрасли. Да, в Штатах сейчас остаются не выделяемыми огромные объёмы этана — около 20 млн тонн в год. Однако если сравнить их с объёмами нефтехимической отрасли, то это около 5% от всей массы перерабатываемого отраслью сырья.

Таким образом, делать ставку исключительно на импорт этана (что позволит построить дешёвый пиролиз) — это в известной степени риск. Если же переоборудовать под использование C2H6 действующие пиролизы на нафте — то это дополнительные затраты, в том числе и на инфраструктуру, которые ещё нужно будет окупить. В результате пионерами импорта этана стали европейские заводы, где наблюдался (вследствие падения добычи на «собственных» близлежащих месторождениях) дефицит этанового сырья, которое использовалось и ранее.

Со стороны предложения для увеличения объёма экспорта необходимо строительство новых экспортных терминалов. А аспект, связанный со стабильностью поставок, включает в себе вопросы цены, баланса спроса и предложения и наличия необходимого числа экспортных мощностей. Здесь и политика. Понятно, что те пиролизы, которые могут переключаться между разными видами сырья (например, работающие как на СУГ, так и на этане), практически не пострадают в случае прекращения поставок этана из США. Но для упомянутого проекта Satellite вопрос стабильности экспортного потока — ключевой. Нельзя забывать и о пока «замороженной» торговой войне между Соединенными Штатами и Китаем (возможно, с новой администрацией в США эта проблема уйдёт на второй план). Любопытно, что в период разгара торговой войны между Вашингтоном и Пекином этан не попал в список импортируемых товаров, на которые распространялась 25%-ная импортная пошлина (хотя эти пошлины распространялись на пропан, пропилен и этилен).

Остаётся ещё один риск — это перспектива развития сланцевой добычи в США на фоне возможного запрета бурения на федеральных землях при новой администрации. Да, пока это умеренный риск: влияние на добычу будет относительно невелико (4-5% на ближайшие годы даже при жёстком сценарии) при том, что «лишнего» этана пока очень много. Но полностью игнорировать этот фактор в долгосрочных планах нельзя.

Прогнозы экспорта и спроса: возможна ли недооценка перспектив?

Подытожим: направление выглядит перспективным, но есть и сложности, связанные с неразвитостью этанового рынка. Датированный 2019 годом прогноз IHS Markit предполагал, что даже за 10 лет, к 2030 году, объём экспорта этана из США составит всего 0,58 млн б/д. Если считать, что в 2020 году было экспортировано до 0,3 млн б/с, а экспорт после выхода на полную мощность упомянутого терминала Orbit вырастет ещё на 0,175 млн б/с, то для новых проектов остаётся совсем небольшой потенциал для расширения, скажем ещё один терминал, мощностью сопоставимый с Orbit.

Впрочем, любой прогноз — это только прогноз. Например, существует проект компании American Ethane, предполагающий строительство крупного терминала мощностью в 0,48 млн б/с (что в три раза больше, чем оставшийся «прогнозный» прирост), предполагается, что импортёрами этана станут компании из КНР.

Если же посмотреть на прогнозы со стороны импортёров, то ситуация выглядит аналогичным образом (умеренное влияние на нефтехимию): доля этана в качестве сырья только для производства этилена с 2022 по 2030 будет находиться на одном и том же, очень низком уровне примерно в 5%. (рисунок 3). Но при этом общий объём производства этилена вырастет, а значит, в абсолютных значениях спрос на этан будет несколько выше.

рисунок 3.jpg

Рисунок 3. Доля различных видов сырья при получении этилена в северо-восточной Азии. Источник: IHS Markit.

Интерес азиатских переработчиков, и в первую очередь КНР, к дополнительным источникам этана действительно высок. В качестве иллюстрации приведём ещё один пример, на который также обращает внимание IHS Markit. Существует потенциальная и пока теоретическая возможность выделения этана из СПГ, импортируемого азиатскими странами для энергетических нужд. По приведённым оценкам, КНР в таком случае мог бы получать свыше 500 тыс. б/д этана, хотя экономика такого выделения не очевидна. Кроме того, сейчас новые экспортёры СПГ стараются максимально самостоятельно выделять жирные компоненты газа (самый очевидный пример в нашей стране - «Балтийский СПГ»).

Состав СПГ из различных источников приводился в обзорах ассоциации импортеров СПГ GIIGNL, но даже в новых обзорах данные о составе СПГ датируются 2012 годом.

Рисунок 4.jpg

Рисунок 4. Состав СПГ из различных производств. Источник GIIGNL (данные на 2012 год).

Вне зависимости от того, будут ли реализованы проекты по выделению этана из СПГ, этот сюжет только подчёркивает интерес к дополнительным источникам этана со стороны азиатских стран, что может привести и к новым экспортным проектам из США сверх прогнозных объёмов.

Что это значит для России?

Россия, как известно, запустила несколько производств (пока в стадии строительства) по самостоятельной переработке выделяемого из жирного газа этана, как на востоке страны, так и на западе. Ещё больше новых проектов, очевидно, появятся в рамках комплексной разработки запасов газа полуострова Ямал, о чём много говорится последнее время.

По большому счёту, нашей стране не очень выгодно развитие международной торговли этаном. Ведь это приводит к тому, что на рынок в конечном счёте выйдут дополнительные объёмы дешёвого сырья, которое, может быть, переработано самостоятельно уже потенциальными импортёрами российской полимерной продукции. Но как видно из вышесказанного, пока перспективы масштабного экспорта этана — очень умеренные. В любом случае, сюжет актуализирует наблюдение за рынком этана, как в контексте внутренних цен в США, так и за потенциальным развитием глобальной торговли.

Одновременно рост экспорта этана из США может привести и росту внутренних цен на это сырьё, которые сейчас находятся в некоторых случаях на пределе рентабельности, позволяющей отделять этан от природного газа.

Ситуация в чём-то похожа на рынок природного газа, когда американский экспорт СПГ оказывается фактором, поддерживающим цены на газ в США в условиях стагнации внутреннего спроса. Штаты экспортируют в виде СПГ около 10% от всей добычи газа и 15% от всего выделяемого в данный момент этана.

Отдельная история в контексте российской повестки — комплексная разработка запасов газа на Ямале. Здесь обсуждается два варианта развития нефтегазохимии. Один из вариантов предполагает опцию вывоза жирных фракций природного газа в качестве сырья для нефтехимии в более климатически подходящие для строительства регионы Дальнего Востока.

Глобальный рынок этана, если он всё-таки появится, может оказаться полезным. Например, если в процессе разработки газовых запасов окажется «лишний» этан для продажи на внешних рынках, кроме того, вывоз сырья с Ямала может быть облегчён через своповые (обменные) операции. Но пока, конечно, подобные рассуждения — всего лишь спекуляции и вопрос очень долгосрочной перспективы.

RUPEC в Telegram

0 комментариев

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий - Вход