Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Обзоры

24.03.2020 / 09:20

Двойной удар: Коронавирус и распад ОПЕК+ Часть 2

Скачать
(PDF, 713.68Kb)

Спрос на сжиженный газ упал

Цены на спотовые партии пропан-бутановой смеси на восточной границе Польши снизились 19 марта до $243/т (daf Брест) по сравнению с $330—332/т (daf Брест) 2 марта
вслед за уменьшением котировок продукта в Северо-Западной Европе и падением спроса из-за превентивных мер по сдерживанию распространения коронавируса.

Власти Польши объявили о закрытии всех образовательных учреждений на период с 16 по 30 марта. По оценкам трейдеров, потребление автогаза на заправках страны
снизилось почти вдвое. На долю рынка этого топлива приходится 75% потребления сжиженного газа в стране.



Спрос снижается и на Украине, где также введен карантин и запрещено междугороднее пассажирское сообщение. На рынке России многие крупные производители
сжиженного углеводородного газа (СУГ) в среду, 18 марта, вновь снизили отпускные цены. Участники рынка ожидают продолжения удешевления партий СУГ вслед за
уменьшением котировок на международных рынках и в связи со слабым спросом на продукт во многих российских регионах.

Нефтехимия: бензол теряет больше всех

Стоимость нефтехимической продукции снизилась не столь значительно, как цены на нефть или нефтепродукты. В наибольшей степени подешевел бензол.

Партии этого продукта в начале месяца подешевели в России вслед за сокращением котировок в Северо-Западной Европе (СЗЕ) и из-за слабого спроса на
внутреннем рынке. В Китае интерес к бензолу понизился вследствие общего снижения деловой активности из-за вспышки коронавируса. Именно в эту страну
российские производители капролактама поставляют основной объем своего продукта.

На внутреннем рынке производители бензола в марте продавали продукт в основном по долгосрочным контрактам. «Газпром нефтехим Салават» снизил цену
на спотовые партии бензола с поставкой в марте на 6 000 руб./т. относительно февральского уровня, до 39 000 руб./т (fca Салават), но интерес к ним отсутствовал.
По этой причине производитель возобновил экспорт бензола через латвийский порт Лиепая после почти двухлетнего перерыва. Этому же примеру в середине
месяца последовала «Роснефть», которая возобновила отгрузки через Лиепаю после более чем трехлетней паузы.

Участники рынка ожидают, что бензол продолжит дешеветь в апреле на фоне слабого спроса и продолжающегося снижения цен на продукт в СЗЕ.

Цены на спотовые партии метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) в России в марте уменьшились вслед за котировками в СЗЕ. Российские производители,
как правило, пересматривают цены на спотовые объемы раз в месяц, но март оказался исключением: стоимость продукта снижается уже третью неделю подряд.
Это обусловлено уменьшением цен на высокооктановый бензин в России, а также стремительным удешевлением МТБЭ в СЗЕ.

Российский уголь в Европе начал дорожать

Обвал цен на нефть пока не оказал заметного влияния на стоимость угля в России и в мире, поскольку цены на это топливо уже находились на уровне многолетних
минимумов с весны прошлого года.

В марте стоимость энергетического угля калорийностью 6 000 ккал/кг в Северо-Западной Европе (СЗЕ) снизилась лишь на 3,2% по сравнению с февралем, в среднем до
$46,70/т (cif СЗЕ), а цены в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) уменьшились на 1,1%, до $65,56/т (fob Ньюкасл).

Более того, стоимость российского угля на европейском рынке растет, так как российские компании в текущем году существенно сократили предложение топлива в этом
регионе. Экспорт угля по железной дороге из России через порты северо-запада уменьшился в январе — феврале почти на 22% по сравнению с уровнем годом ранее, до
8,5 млн т. Производители других стран не могут конкурировать с российскими поставщиками, и это позволяет экспортерам отказывать в предоставлении новых скидок.



В результате котировки российского энергетического угля в Европе в марте выросли по сравнению с февралем на 3,7%, в среднем до $47,40/т (fob порты Балтийского
моря). Кроме того, российские угольщики получили поддержку благодаря снижению железнодорожного тарифа в направлении северо-западных портов с 1 марта на 12,8%.
Эта мера увеличила прибыльность экспорта угля в Европу на $1,60—1,70/т по сравнению с февралем.

Значение экспортной альтернативы при поставках российского угля из Кузбасса в Европу через Усть-Лугу в марте выросло почти в три раза по сравнению с февралем,
превысив $13/т (fca Кузбасс). Резкое ослабление российской валюты в начале марта также поддержало экспортеров: в рублевом выражении цена-нетбэк увеличилась в четыре
раза, примерно до 1 000 руб./т (fca Кузбасс).

В АТР российский уголь все же подешевел: цены снизились на 2,8%, в среднем до $65,50/т (fob Ньюкасл). Это связано в первую очередь с падением спроса на
энергетический уголь в Китае, Южной Корее и Японии.

Однако в ближайшие месяцы спрос на уголь в мире будет снижаться из-за сокращения потребления электроэнергии как в Европе, так и во многих странах Азии. Кроме
того, резкое удешевление нефти может спровоцировать падение цен на газ в Европе, а через некоторое время и в Азии, что сильно ослабит позиции угля в межтопливной
конкуренции в энергетической отрасли.

Ставки фрахта резко выросли

Решение Saudi Aramco резко повысить отгрузки нефти в апреле, а также аналогичные планы других крупных производителей после распада договоренностей ОПЕК+
привели к резкому удорожанию фрахта. Вначале выросли ставки для судов типоразмера VLCC (дедвейт — 200—320 тыс. т) при перевозках нефти с Ближнего Востока в Сингапур,
а также в порты Северо-Западной Европы и Мексиканского залива.

Пик роста стоимости транспортировки нефти танкерами VLCC пришелся на 16 марта, когда ставки фрахта на перевозку из Ближнего Востока в Сингапур достигли 232,5 пункта
международной шкалы Worldscale (WS), или $35,29/т, увеличившись за неделю на 173,5 пункта ($26,30/т). Ставка фрахта для поставок в СЗЕ за этот период возросла на
174 пункта ($51,30/т), до WS210 ($61,89/т).

В предыдущий раз резкий рост стоимости фрахта отмечался в середине октября из-за санкций США против дочерних структур судоходной компании Китая China Ocean
Shipping Company (Cosco) и атак на инфраструктурные объекты Saudi Aramco. Тогда же наблюдалось временное выбытие из эксплуатации судов для установки скрубберов
в преддверии ужесточения норм по содержанию серы в судовом топливе до 0,5%.

После приостановки в конце октября санкций в отношении Cosco ставки фрахта танкеров начали резко снижаться и продолжали падать вплоть до марта, что было связано с
уменьшением спроса на нефть в Китае.

После скачка в середине месяца, спровоцированного заявками судоходной компании Саудовской Аравии Bahri, фрахт начал дешеветь. Так, уже 18 марта ставка фрахта
на перевозку из Ближнего Востока в Сингапур снизилась на WS62,5 ($9,40/т), а в СЗЕ — на WS70 ($20,60/т). Резкий рост ставок фрахта коснулся и маршрутов из российских портов.
Так, стоимость перевозки партий

тут графики rgfp2 и rgfp1


Смеси ВСТО объемом по 100 тыс. т на судах Aframax (80—120 тыс. т) из Козьмино в Сингапур и Тибу (Япония) 17 марта составила $870 000 и $850 000 за рейс соответственно, увеличившись за неделю на $190 000 и $200 000. Аренда судов Suezmax (120—200 тыс. т) для транспортировки Юралс партиями по 140 тыс. т из Новороссийска в Средиземноморье за неделю подскочила более чем в два с половиной раза, до WS220 ($22,20/т) 17 марта. Но к среде ставка фрахта снизилась на 30 пунктов, до WS190 ($19,20/т), по данным Argus. Стоимость перевозки 80 тыс. т нефти из портов Черного моря в направлении средиземноморских портов на судах Aframax достигла 17 марта WS230 ($22,90/т), повысившись за неделю на WS147,5 ($14,70/т). Но уже на следующий день она понизилась до WS200 ($19,94/т). Участники рынка объясняют такое уменьшение ставок фрахта невысокой активностью покупателей. Но онипредупреждают о возможном дефиците тоннажа для поставок из Новороссийска, поскольку Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) 10 марта ввела требование о двухнедельном карантинном периоде для морских судов, пришедших в Новороссийск ранее чем за 14 дней со дня их отбытия из портов Китая, Италии, Южной Кореи и Ирана. За двое суток до прибытия судов из указанных стран агентирующие компании (посредники между судовладельцами и портами) обязаны предоставить специалистам санитарно-карантинного пункта судовую медико-санитарную декларацию, лист портов захода, а также полную информацию о команде, работающей на судне. В случае необходимости агенты должны организовать дезинфекцию судна на внешнем рейде или санитарном причале. При обнаружении симптомов заболевания у членов команды судно будет отправлено на карантин до установления характера заболевания.

Описание

Вспышка коронавируса, начавшаяся в Китае и впоследствии распространившаяся на другие страны мира, привела к существенному снижению потребления энергоресурсов. Распад сделки ОПЕК+ обострил конкуренцию производителей сырья за рынки сбыта, что способствовало росту предложения. Это вызвало обвал цен на товарно-сырьевых рынках.

25.08.2020 / 14:38
Объем отгрузок газового конденсата на российские НПЗ уже четвертый год подряд остается стабильным на фоне устойчивого спроса со стороны переработчиков, поскольку это сырье позволяет увеличить долю выхода светлых нефтепродуктов и поддерживать более высокую маржу переработки.

22.07.2020 / 10:43
Коронакризис существенно повлиял на рынок метанола. Кроме снижения спроса и цен на продукцию, на экономику отечественных предприятий оказало давление падение газовых котировок, из-за чего фиксированные цены на природный газ внутри России перестали быть преимуществом локальных предприятий. В сумме эти факторы привели к тому, что экономика экспорта российского метанола пошатнулась.

25.06.2020 / 19:24
Мировые котировки нефти стабилизировались с начала июня на уровне около $40 за баррель после продления на июль строгих ограничений на добычу в рамках ОПЕК+, а после того, как страны, не выполнившие квоты в мае, обязались дополнительно снизить производство в ближайшие месяцы, - вновь начали расти.

22.05.2020 / 14:27
Цены на энергоносители начали восстанавливаться после обвала в предыдущие два месяца. Но спрос пока остается невысоким из-за медленного возобновления экономической активности.

28.04.2020 / 14:13
Российские производители метилового спирта в апреле снизили производство из-за падения спроса как на внутреннем, так и на мировом рынке на фоне распространения Covid-19.

25.03.2020 / 16:05
Вспышка коронавируса, начавшаяся в Китае и впоследствии распространившаяся на другие страны мира, привела к существенному снижению потребления энергоресурсов. Распад сделки ОПЕК+ обострил конкуренцию производителей сырья за рынки сбыта, что способствовало росту предложения. Это вызвало обвал цен на товарно-сырьевых рынках.

24.03.2020 / 09:20
Вспышка коронавируса, начавшаяся в Китае и впоследствии распространившаяся на другие страны мира, привела к существенному снижению потребления энергоресурсов. Распад сделки ОПЕК+ обострил конкуренцию производителей сырья за рынки сбыта, что способствовало росту предложения. Это вызвало обвал цен на товарно-сырьевых рынках.