Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Обзоры

25.03.2020 / 16:05

Двойной удар: Коронавирус и распад ОПЕК+ Часть 1

Скачать
(PDF, 713.68Kb)

Как цены за неделю упали до многолетних минимумов. Чего ждать дальше.


Вспышка коронавируса, начавшаяся в Китае и впоследствии распространившаяся на другие страны мира,
привела к существенному снижению потребления энергоресурсов. Распад сделки ОПЕК+ обострил конкуренцию
производителей сырья за рынки сбыта, что способствовало росту предложения. Это вызвало обвал ценна товарно-сырьевых рынках.

По данным Всемирной организации здравоохранения, общее число заразившихся коронавирусом к 20 марта в мире превысило 243 тыс.
Потребление нефти и нефтепродуктов с начала текущего года продолжает сокращаться в условиях резкого снижения грузовых и транспортных
перевозок и общего снижения экономической активности.

По оценке Argus Consulting, потребление нефти в мире во II квартале составит 98,40 млн барр./сут. по сравнению
со 100,77 млн барр./сут. в прошлом году. Во втором полугодии спрос может повыситься, но итоговый показатель
2020 г., как ожидается, не превысит 100,53 млн барр./сут.

Угля в огонь подбросил распад сделки ОПЕК+, которая неоднократно продлевалась с 2017 г. Отсутствие с 1 апреля
ограничений по добыче нефти обострило конкуренцию за рынки сбыта. Саудовская госкомпания Saudi Aramco
заявила о готовности повысить производство нефти во II квартале до 12 млн барр./сут. с 9,7 млн барр./сут. в
I квартале. До заключения сделки ОПЕК+ Saudi Aramco добывала около 10,6 млн барр./сут. За период действия
соглашения доля Саудовской Аравии на мировом рынке нефти снизилась до 9,7% в 2019 г. по сравнению с 10,8%
в 2016 г., по оценке Argus.


Saudi Aramco анонсировала рост поставок сырья в рамках апрельской программы до 12,3 млн барр./сут., предоставив значительные
скидки для покупателей. Так, Арабская легкая для потребителей в Северо-Западной Европе (СЗЕ) подешевела на $8/барр.,
до уровня скидки $10,25/барр. (fob Рас-Таннура) к котировкам Брент на бирже Ice. Для экспорта компания намерена использовать накопленную
нефть из хранилищ.

О повышении производства нефти сообщали компании из Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Ирака, России и других стран.

По оценке Argus Consulting, во II квартале объем поставок увеличится примерно на 3,9 млн барр./сут. относительно января — марта, почти
до 104,3 млн барр./сут.

Нефть обновляет минимумы

Нефтяные котировки в I квартале неоднократно обновляли многолетние минимумы. Стоимость фьючерсов на Брент на бирже Ice
18 марта снизилась до $24,88/барр. Майские фьючерсы на американский эталон WTI на торгах Нью-Йоркской товарной биржи (Nymex)
подешевели до $20,37/барр. Это самые низкие уровни с марта 2003 г. и февраля 2002 г. соответственно.
Стоимость партий Юралс относительно начала марта снизилась более чем на 60%, обновив минимальную стоимость за последние 18 лет.

Тем не менее экспортеры испытывают сложности с реализацией российского сорта. Участники рынка ожидают усиления спроса на емкости
для хранения продукта в условиях ситуации контанго на рынке. Однако нехватка свободных емкостей вынуждает торговые компании использовать
танкеры в качестве плавучих хранилищ, что поддерживает ставки фрахта на вы соком уровне и подрывает и без того низкую доходность экспорта нефти.

Юралс стал дешеветь еще с середины февраля вследствие снижения спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Скидка на партии Юралс
в Северо-Западной Европе (СЗЕ) 19 марта снизилась на $1,20/барр. по сравнению началом марта, до $4,18/барр. (cif Роттердам) к Северомор-
скому датированному. В абсолютном выражении Юралс подешевел на $28,80/барр., до $19,73/барр. Днем ранее котировка опустилась до минимального
уровня с февраля 2002 г. — $18,64/барр.

Стоимость партий Юралс объемом по 80 тыс. т в Средиземноморье в абсолютном значении сократилась за этот период на $26,15/барр., до $22,91/барр. (cif Аугуста).
Между тем скидка в регионе, напротив, уменьшилась на $1,45/барр., до $1/барр. (cif Аугуста) относительно Североморского датированного.
Этому способствовала быстрая распродажа мартовских партий данного сорта, причем большая часть объемов осталась в пределах Черного моря.
Премия на партии Смеси ВСТО с начала марта выросла на $0,18/барр., до $2,38/барр. (fob Козьмино) к майским своповым контрактам на сорт Дубай.
Но в абсолютном выражении стоимость смеси также упала к 19 марта — на$20,28/барр., до $32,68/барр., что стало минимальной ценой с января 2016 г.

Премия на Смесь ВСТО начала снижаться в начале года вследствие ослабления спроса в Китае. В марте стоимость этого сорта относительно эталона,
наоборот, стала расти на фоне сокращения арбитражных поставок в регион альтернативных сортов. Это произошло из-за резкого удорожания фрахта судов класса VLCC.

Экспорт нефтепродуктов снижается

Нефтепродукты в Северо-Западной Европе (СЗЕ) подешевели с начала марта относительно среднего значения февраля в связи
с резким падением цен на нефть, а также в связи с ослаблением спроса на энергоносители ввиду распространения эпидемии коронавируса, из-за которой
во многих азиатских и европейских странах был введен карантин и ограничено передвижение населения.

Если мировые котировки продолжат снижаться, российские компании будут заметно сокращать загрузку своих НПЗ, выпуск нефтепродуктов и их экспорт.

Котировки бензина Eurobob oxy в период 1—19 марта упали на $185,40/т относительно среднего значения февраля, до $327,50/т.
Стоимость бензина 19 марта составляла $180,50/т, тогда как в первый день месяца — $456/т.

Потребление бензина в Европе уменьшилось в текущем месяце после введения в ряде стран ограничений на передвижение из-за распространения эпидемии
коронавируса. С 13 по 17 марта бензин в Европе стоил даже дешевле, чем нафта (см. график).

Российские компании рассматривают возможность
сокращения выпуска бензина в апреле, в то время как в марте экспортеры продолжают поставлять продукт в рамках ранее заключенных контрактов, сообщили участники рынка.

Так, «Роснефть» намерена в апреле провести внеплановые ремонты на Рязанском НПЗ, сократить выпуск моторного бензина в пользу производства нафты и ее экспорта.

В январе — феврале компания отгружала с этого завода 31 тыс. т/месяц продукта. В апреле поставки могут увеличиться в два раза, по информации трейдеров.
Получить комментарий нефтяной компании не удалось.

Средняя стоимость нафты в Северо-Западной Европе 1—19 марта уменьшилась на $162,81/т относительно среднего значения в феврале, до $302,88/т (cif).
По состоянию на 19 марта цена на продукт была на уровне $175,50/т, при этом в начала месяца она составляла $424,25/т. Спрос на продукт слабый, но поддерживается
за счет небольшого интереса со стороны нефтехимического производства.

Авиационный керосин в СЗЕ в середине марта стал стоить дешевле дизельного и печного топлива в связи с сокращением его потребления из-за закрытия воздушного
пространства и сухопутных границ европейскими странами. Так, стоимость авиационного керосина в СЗЕ 19 марта упала до $241,75/т с $473,50/т — в начале месяца
(см. график).

Из-за образования больших запасов керосина на внутреннем рынке России компании могут приступить к смешиванию этого продукта с другими средними
дистиллятами для экспорта, по мнению участников рынка. Котировки дизельного топлива с содержанием серы 10 ppm 1—19 марта снизились в среднемна $124,89/т от-
носительно февраля, до $375,875/т (cif СЗЕ). А газойль с содержанием серы 0,1% за этот период подешевел меньше всех средних дистиллятов — на $123,89/т, до
$369,21/т (cif СЗЕ). Таким образом, цены на авиакеросин и печное топливо в регионе почти сравнялись (динамика цен в марте представлена на графике).

При этом в январе керосин стоил на $42,59/т дороже, чем газойль. Поддержку стоимости дизельного топлива в СЗЕ оказывает укрепление спроса на продукт,
прежде всего в Германии. Так, увеличилось потребление продукта со стороны служб доставки. Кроме того, сельскохозяйственные компании решили использовать
ситуацию с удешевлением топлива и наращивают его закупку перед посевной кампанией.

Котировки мазута с содержанием серы 3,5% для поставки в СЗЕ уменьшились 1—19 марта в среднем на $90,14/т относительно февраля, до $177,95/т.
Стоимость продукта 19 марта была на уровне $121,25 по сравнению с ценами $250,75/т — в начале месяца.

Индексы экспортного паритета для поставок продукта через северо-западные порты России в середине марта были отрицательными почти для всех грузоотправителей,
кроме Киришского НПЗ. Нетбэк для экспорта мазута производства Омского НПЗ «Газпром нефти» через Усть-Лугу 18 марта составлял -3 601 руб./т, а для топлива
Киришского НПЗ он был равен 137 руб./т. В свою очередь, индексы экспортного паритета при отгрузках продукта с Ангарского и Ачинского НПЗ через Туапсе
по состоянию на 18 марта

составляли в среднем -6 075 руб./т, в то время как в конце января они находились на уровне 2 841,50 руб./т.

В сложившихся условиях некоторые российские нефтяные компании планируют снизить загрузку своих заводов.

Так, «Роснефть» в апреле может сократить трубопроводные поставки сырья на свои предприятия (с учетом доли в Ярославском НПЗ) на 690 тыс. т относительно марта, до
6,19 млн т. «Газпром нефть» планирует уменьшить загрузку своих заводов в апреле на 167 тыс. т, до 2,3 млн т.

«Лукойл» намеревался поставить в феврале на свои НПЗ 3,25 млн т, что на 448 тыс. т меньше, чем в марте. В то же время нефтяные компании могут пересмотреть свои
планы исходя из изменений рынка.

Кроме того, в связи с ситуацией контанго на рынке трейдеры стремятся арендовать наземные хранилища и танкеры для накопления нефтепродуктов в ожидании более
благоприятной рыночной конъюнктуры. В частности, на текущей неделе наблюдался интерес к мощностям терминалов в странах Балтии для танкерных поставок
нефтепродуктов в емкости хранения, сообщили трейдеры.

Компании, отгружающие топливо через южные порты, отмечают сложности при поиске свободных мощностей в данном регионе, из-за чего некоторые из них арендуют
емкости, например, в Северной Африке.

Мазут и бункерное топливо дешевеют и в России
Цены на топочный мазут на рынке России в марте резко снизились вслед за обвалом мировых котировок нефти и нефтепродуктов, хотя поддержку стоимости продукта оказал повышенный спрос перед введением в стране акциза на мазут с 1 апреля. Тем не менее резкое удешевление сернистого мазута в Северо-Западной Европе привело к тому, что котировки топлива на НПЗ в Центральной России с начала месяца опустились в среднем на 3 558 руб./т, до 5 700—7 122 руб./т (fca НПЗ). Стоимость бункерного топлива в портах Приморского края в первой половине марта упала вслед за удешевлением продуктов в портах Азиатско-Тихоокеанского региона. Дополнительное давление на цены оказала слабая активность со стороны китайских и южнокорейских судовладельцев, поскольку спрос на сырье понизился из-за эпидемии коронавируса. В результате количество заходов судов в российские порты значительно уменьшилось. Стоимость мазута с содержанием серы до 0,5% (VLSFO) в российских портах Дальнего Востока за месяц упала более чем в два раза, до $237,50/т (dob Приморье), по данным на 19 марта. Скидка на топливо в портах Приморья по отношению к ценам в порту Сингапур в этот день составила лишь $18,11/т, что недостаточно для привлечения покупателей из АТР. В портах Балтики в марте также отмечалось значительное удешевление малосернистых видов топлива — VLSFO и топлива ЕСА. Так, в период с 1 по 19 марта цены на малосернистый мазут уменьшились на $177,50/т, до $120/т (dob Санкт-Петербург), а на ЕСА — на $157,50/т, до $180/т (dob Санкт-Петербург). Но интерес к топливу сохранялся на достаточном уровне благодаря скидке на продукты относительно их стоимости в Роттердаме. В Санкт-Петербурге спросом пользуется в основном мазут с содержанием серы до 0,5%, который в этом порту можно приобрести значительно дешевле, чем топливо ECA.

Описание

Вспышка коронавируса, начавшаяся в Китае и впоследствии распространившаяся на другие страны мира, привела к существенному снижению потребления энергоресурсов. Распад сделки ОПЕК+ обострил конкуренцию производителей сырья за рынки сбыта, что способствовало росту предложения. Это вызвало обвал цен на товарно-сырьевых рынках.

25.08.2020 / 14:38
Объем отгрузок газового конденсата на российские НПЗ уже четвертый год подряд остается стабильным на фоне устойчивого спроса со стороны переработчиков, поскольку это сырье позволяет увеличить долю выхода светлых нефтепродуктов и поддерживать более высокую маржу переработки.

22.07.2020 / 10:43
Коронакризис существенно повлиял на рынок метанола. Кроме снижения спроса и цен на продукцию, на экономику отечественных предприятий оказало давление падение газовых котировок, из-за чего фиксированные цены на природный газ внутри России перестали быть преимуществом локальных предприятий. В сумме эти факторы привели к тому, что экономика экспорта российского метанола пошатнулась.

25.06.2020 / 19:24
Мировые котировки нефти стабилизировались с начала июня на уровне около $40 за баррель после продления на июль строгих ограничений на добычу в рамках ОПЕК+, а после того, как страны, не выполнившие квоты в мае, обязались дополнительно снизить производство в ближайшие месяцы, - вновь начали расти.

22.05.2020 / 14:27
Цены на энергоносители начали восстанавливаться после обвала в предыдущие два месяца. Но спрос пока остается невысоким из-за медленного возобновления экономической активности.

28.04.2020 / 14:13
Российские производители метилового спирта в апреле снизили производство из-за падения спроса как на внутреннем, так и на мировом рынке на фоне распространения Covid-19.

25.03.2020 / 16:05
Вспышка коронавируса, начавшаяся в Китае и впоследствии распространившаяся на другие страны мира, привела к существенному снижению потребления энергоресурсов. Распад сделки ОПЕК+ обострил конкуренцию производителей сырья за рынки сбыта, что способствовало росту предложения. Это вызвало обвал цен на товарно-сырьевых рынках.

24.03.2020 / 09:20
Вспышка коронавируса, начавшаяся в Китае и впоследствии распространившаяся на другие страны мира, привела к существенному снижению потребления энергоресурсов. Распад сделки ОПЕК+ обострил конкуренцию производителей сырья за рынки сбыта, что способствовало росту предложения. Это вызвало обвал цен на товарно-сырьевых рынках.