Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Восстановление рынков: дефицит АИ-95 в России

25.06.2020 / 19:24

Мировые котировки нефти стабилизировались с начала июня на уровне около $40 за баррель после продления на июль строгих ограничений на добычу в рамках ОПЕК+, а после того, как страны, не выполнившие квоты в мае, обязались дополнительно снизить производство в ближайшие месяцы, - вновь начали расти. Спрос на нефтепродукты также повысился благодаря отмене карантинных мер во многих странах.

На рынке России в июне заметно подорожало моторное топливо, в особенности бензин АИ-95, цены на который достигли исторического рекорда. Такая ситуация стала следствием недостаточного предложения этого вида продукта, поскольку производители не были готовы к резкому росту спроса, снизив загрузку предприятий и экспортировав накопленные излишки топлива в предыдущие месяцы.

Между тем большая часть населения после снятия карантина предпочитает передвигаться в собственных автомобилях, опасаясь общественного транспорта, что способствует быстрому восстановлению спроса на топливо.

Производство АИ-95 в России в мае составило 710,3 тыс. тонн по сравнению с 681,9 тыс. тонн - месяцем ранее, тогда как в апреле-мае прошлого года выпуск этого продукта был заметно выше: в среднем 1,02 млн тонн за месяц, по данным Минэнерго.

Между тем экспорт бензина из России в январе-мае вырос до 3,2 млн тонн по сравнению с 2,27 млн тонн - за аналогичный период 2019 года. Наибольший объем поставок пришелся на январь - 688,62 тыс. тонн. В мае зарубежные отгрузки бензина составили 588,3 тыс. тонн, а в июне сократятся почти вдвое из-за перенаправления объемов на внутренний рынок.

Опрошенные Argus владельцы независимых сетей АЗС полагают, что увеличение спроса на бензин в июне по-прежнему опережает рост предложения, а текущие биржевые цены на Аи-95 делают розничные продажи бензина убыточными…


Высокий интерес к МТБЭ

Нехватка предложения высокооктанового бензина на рынке России привела к увеличению цен на метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ).

По данным Argus, железнодорожные и автомобильные партии МТБЭ производства "Омского каучука" в конце прошлой недели предлагались по 48 тыс. рублей за тонну (fca/fot Комбинатская) - это максимальный уровень цен с начала апреля. В первой половине июня производитель продавал объемы своего продукта дешевле: с отгрузкой в восточные регионы — по 44 тыс. рублей за тонну (fca/fot Комбинатская), а с поставкой в Центральную Россию — по 41 тыс. рублей за тонну (fca/fot Комбинатская).

Всплеск спроса на автогаз

Сжиженный газ на рынке России также стремительно дорожает на фоне усиления спроса на продукт. Уровень цен уже превысил максимальные значения, отмеченные в декабре прошлого года.

Только за первые две недели июня цены на Сургутском ЗСК "Газпрома" и Пермском ГПЗ ЛУКОЙЛа выросли на 9 тыс. рублей за тонну, до 25,45 тыс. рублей за тонну (fca Сургут) и 26 тыс. рублей за тонну (fca Осенцы) соответственно, по данным Argus.

Столь заметный рост цен вызван ограниченным предложением продукта в связи с сокращением его производства вследствие уменьшения добычи нефти, а также из-за профилактических ремонтов на предприятиях. Участники рынка сообщают о дефиците газа в ряде регионов России.


uhtinskij-npz.jpg

 

Загрузка заводов в России растет

Поставки нефти на российские НПЗ по системе "Транснефти" в июле могут вырасти почти на 38 тыс. тонн в сутки (1,77 млн тонн) по сравнению с текущим месяцем, до 634,2 тыс. тонн в сутки (19,66 млн тонн), по данным участников рынка.

Более того, стало известно, что заводы повысили загрузку уже в текущем месяце суммарно не менее чем на 350 тыс. т по сравнению с первоначальным планом.

Демпфер остается отрицательным

Несмотря на рост загрузки, переработчики продолжают выплачивать в федеральный бюджет крупные средства. Демпфер остается отрицательным уже четвертый месяц подряд в условиях невысоких мировых цен. По расчетам Минфина, при сохранении цены на нефть на уровне $40/барр. такие выплаты в течение года могут составить около 500 млрд рублей.

Демпфирующий коэффициент является частью расчета обратного акциза на нефть, который выплачивается российским переработчикам из федерального бюджета в качестве компенсации за рост цен на сырье в рамках налогового маневра.


Экспорт нефти из России снижается

Резкое ограничение добычи в России и увеличение переработки в стране заметно сказывается на экспорте нефти. В текущем месяце морской экспорт Юралс, как ожидается, снизится на 37 тыс. баррелей в сутки (340 тыс. тонн) относительно майского уровня, до 1,30 млн баррелей в сутки (5,44 млн тонн).

Дальнейшее уменьшение поставок ожидается и в июле. Морские отгрузки сорта 1-10 июля снизятся примерно на 440 тыс. баррелей в сутки относительно уровня текущего месяца, до 863 тыс. баррелей в сутки (1,2 млн тонн), согласно предварительной программе экспорта.

Уровень соблюдения ограничений по сделке ОПЕК+ довольно высок. А Россия и Саудовская Аравия, лидеры этого неформального союза, настояли на том, чтобы страны, не в полной мере выполнившие свои обязательства в мае, в том числе Ирак, Нигерия и Казахстан, компенсировали это более сильным сокращением производства в ближайшие месяцы. Это способствовало тому, что Североморский датированный подорожал на прошлой неделе на $3,90 за баррель, до $42,69 за баррель 19 июня.

Юралс по-прежнему продается с премией к эталону на фоне ограниченного предложения…


pic24.jpg


Топливо дорожает в портах Балтики

Цены на бункерное топливо для иностранных покупателей в российских портах Балтики заметно повысились с начала июня вслед за удорожанием нефти и нефтепродуктов на мировом рынке.

Стоимость мазута с содержанием серы до 0,5% (VLSFO) в Санкт-Петербурге увеличилась в среднем на $62,50 за тонну, до $230—270 за тонну (dob Санкт-Петербург), по данным Argus на 23 июня. Судовое маловязкое топливо (MGO) за этот период подорожало на $67,50 за тонну, до $300—340 за тонну, а топливо ECA — на $75 за тонну, до $255—310 за тонну (dob Санкт-Петербург).

Спрос на топливо в Европе восстанавливается

Стоимость керосина в Северо-Западной Европе (СЗЕ) к 23 июня увеличилась до $351,25 за тонну (cif СЗЕ) с $273,25 за тонну — 1 июня благодаря повышению спроса на авиаперевозки после снятия ограничительных мер на передвижения во многих европейских странах. Ситуация контанго, сложившаяся на рынке авиакеросина в феврале, к 19 июня ослабла до трехмесячного минимума. Объем авиатоплива в плавучих хранилищах Европы по состоянию на 19 июня снизился до 420 тыс. тонн по сравнению с пиковыми 870 тыс. тонн — в середине мая, по данным Argus.

Между тем сроки восстановления рынка авиакеросина до уровня, предшествовавшего пандемии Covid-19, пока трудно оценить из-за опасений второй волны распространения вируса.

Котировки дизельного топлива с содержанием серы 10 ppm 23 июня увеличились на $76,75 за тонну относительно 1 июня, до $372,75 за тонну (cif СЗЕ). Спрос на топливо в Европе продолжает постепенно восстанавливаться, а предложение продукта находится на высоком уровне. Запасы газойля в независимых резервуарах региона АРА (Амстердам — Роттердам — Антверпен) 18 июня составили 2,9 млн тонн — максимальный объем за последние 10 месяцев. Повышению предложения способствует возобновление работы крупнейшего в регионе НПЗ Shell в Пернисе (Роттердам) мощностью 420 тыс. баррелей в сутки.


Фрахт повсеместно дешевеет

Ослабление спроса на перевозки нефти и нефтепродуктов в условиях значительного снижения добычи, а также распродажа крупных запасов из плавучих хранилищ привели к существенному уменьшению ставок фрахта судов в июне. Стоимость аренды танкеров различного типоразмера неуклонно снижается с третьей декады апреля, когда ставки достигли максимальных отметок.

Средние ставки фрахта судов класса VLCC (дедвейт — 200—320 тыс. тонн) на условиях годового тайм-чартера снизились во второй декаде июня на $16 тыс. за сутки по сравнению с аналогичным периодом мая, до $52,75 тыс. за сутки. Стоимость перевозок танкерами Suezmax (120—200 тыс. тонн) уменьшилась за этот период в среднем на $9, 125 тыс. за сутки, до $32,75 тыс. за сутки, а судами Aframax (80—120 тыс. тонн) — на $6,875 тыс. за сутки, до $25,125 тыс. за сутки…

 

Подробнее читайте в полной версии обзора Argusпо ссылке

Вернуться в раздел