Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

COVID-19 ударил по выпуску метанола в России

28.04.2020 / 14:13

Российские производители метилового спирта в апреле снизили производство из-за падения спроса как на внутреннем, так и на мировом рынке на фоне распространения пандемии Covid-19, сообщает Argus в своем новом обзоре.

Загрузка мощностей по выпуску метанола на "Щекиноазоте" (Тульская область) сократилась в текущем месяце на 30%, рассказали участники рынка.

"Метафракс" (Губаха, Пермский край) продолжает работать при полной загрузке мощностей по производству метанола. Ранее завод рассматривал возможность переноса планового ремонта, который должен был начаться 1 августа, на апрель — май, однако пока отказался от такого варианта, сообщили трейдеры.

По данным участников рынка, "ЕвроХим" рассматривает сценарий сокращения загрузки мощностей по производству метанола на "Новомосковском Азоте" (Тульская область) на 50%, однако окончательное решение по этому вопросу пока не принято. 


Российские производители МТБЭ, каучуков и синтетических смол снижают закупки метанола на фоне сокращения спроса. Так, "Татнефть" в апреле уменьшила загрузку мощностей по производству МТБЭ на "Тольяттикаучуке". Выпуск продукта на Стерлитамакском НХЗ "Тау Нефтехима" также уменьшился, рассказали трейдеры. По их информации, "Тау Нефтехим" снизил производство каучука на расположенном рядом заводе "Синтез-Каучук".

Объем продаж конечной продукции у производителей смол в апреле снизился в среднем на треть из-за остановки предприятий по производству мебели и древесно-стружечных плит, а также сокращения спроса со стороны строительной отрасли. В частности, завод Kronospan (Егорьевск, Московская область) полностью остановил одну из трех установок по выпуску синтетических смол, в результате чего суммарная загрузка мощностей на предприятии уменьшилась на 30%, рассказали трейдеры.

Спрос на метанол в Европе, куда российские производители активно экспортируют свой продукт, также ограничен. Это обусловлено уменьшением загрузки производственных мощностей предприятий, выпускающих формальдегидные смолы и МТБЭ, из-за распространения коронавируса и принятых в ряде стран карантинных мер. Кроме того, в Европе закрыты многие автомобильные заводы, которые закупают производные метанола на рынке.


Экспорт российского метанола обновил рекорд


Объем отгрузок метанола из России за рубеж увеличился в I квартале по сравнению с таким же периодом 2019 года на 52,9 тыс. тонн, до 593,8 тыс. тонн, по данным железнодорожных экспедиторов. В марте экспорт российского продукта достиг 214,77 тыс. тонн, что является историческим рекордом. 



Причиной роста зарубежных отгрузок стало увеличение товарного выпуска метанола в России, отмечают участники рынка. Они полагают, что в апреле объем экспорта сократится на фоне падения спроса на продукт из-за пандемии Covid-19.

Количество экспортеров уменьшилось в I квартале до шести: "Менделеевсказот" перестал отправлять метанол производства завода "Аммоний" (Менделеевск, Татарстан) за рубеж с марта 2019 года, предпочитая отгружать продукт только на внутренний рынок. Остальные заводы повысили поставки продукта на экспорт.

Отгрузки метанола в финские порты Хамину и Котку выросли в январе-марте относительно аналогичного периода прошлого года на 57 тыс. тонн, до 362,7 тыс. тонн, что составило 61% от общего объема экспорта продукта из России.

В Котке метанол перегружается на комплексах Oiltanking и Stanoil, а в Хамине — на Oiltanking и Teboil, при этом на терминалах Oiltanking переваливается около 90% от общего объема.

Все российские производители увеличили экспорт метанола в этом направлении, за исключением "Щекиноазота", который сократил отгрузки в порты Финляндии в три раза — на 24,9 тыс. тонн, до 12,5 тыс. тонн. Компания предпочла увеличить поставки по железной дороге на более выгодный для себя рынок Восточной Европы.

Основной объем метанола из финских портов отгружается в Роттердам, а также в польский Щецин.



Метанол отправляется за рубеж и через российские порты Кавказ и Темрюк, откуда затем поставляется преимущественно в Турцию.

Поставки продукта на терминал SVL в порту Кавказ уменьшились в январе-марте более чем в два раза — на 14,5 тыс. тонн, до 10,9 тыс. тонн, так как единственный поставщик, "Щекиноазот", перенаправил объемы продукта в страны Восточной Европы. Отгрузки через порт Кавказ обходятся дороже из-за более сложной логистики, рассказали трейдеры.

Небольшой объем метанола был отгружен в Темрюк, на комплекс "Каргохим", — 2,8 тыс. тонн по сравнению с 2,4 тыс. тонн — за январь-март 2019 года. Единственным экспортером выступил "Томет".

Железнодорожные отгрузки метанола в Словакию в I квартале выросли на 9,3 тыс. тонн, до 43,8 тыс. тонн, на фоне усиления спроса. Объем отгрузок продукта в Румынию за три месяца увеличился на 2,5 тыс. тонн, до 19,3 тыс. тонн.

Эксклюзивным российским поставщиком метанола в обе страны является "Щекиноазот".

Отгрузки метанола в Польшу за первые три месяца года снизились на 3,6 тыс. тонн, до 90 тыс. тонн.

Почти весь объем продукта перегружался через терминал "Виларис", расположенный на белорусско-польском погранпереходе Брузги-Кузница, — 85,7 тыс. тонн. "Щекиноазот" отгрузил наибольшую часть продукта — 79,7 тыс. тонн, а "Томет" и "ЕвроХим" поставили по 3 тыс. тонн.

Экспорт российского метанола в Литву в январе-марте уменьшился на 1,7 тыс. тонн по сравнению с таким же периодом 2019 года, до 15,1 тыс. тонн, на фоне ослабления интереса со стороны местных потребителей. Так, НПЗ PKN Orlen, использующий метанол для производства метил-трет-бутилового эфира, снизил объем закупок на 683 тонн, до 863 тонн, а производитель биодизеля Mestilla — на 1,3 тыс. тонн, до 2 тыс. тонн.

Отгрузки метанола в Эстонию уменьшились более чем вдвое — на 777 тонн, до 659 тонн. Продукт экспортировал "Томет".

Латвия, напротив, немного повысила импорт российского метанола — на 382 тонн, до 3,1 тыс. тонн. Закупки продукта у "Новомосковского Азота" на 122 тонн, до 400 тонн, увеличила LatvijasKimija, реализующая его мелким потребителям на латвийском рынке. Кроме того, "Метафракс" отгрузил 391 тонну на нефтебазу в Даугавпилсе, откуда продукт вывозится автомобильным транспортом в Германию и Польшу.

Производитель биодизеля Bio-Venta, входящая в VK Tranzits, напротив, немного снизил закупки российского метанола — на 131 тонн, до 2,3 тыс. тонн.

Отгрузки метанола из России в Казахстан выросли в январе- марте на 6,3 тыс. тонн, до 14,9 тыс. тонн, благодаря закупкам Атырауского НПЗ, отсутствовавшим в I квартале прошлого года.

В январе-марте в Атырау было отправлено 6,8 тыс. тонн метанола. Завод использует продукт для выпуска трет-амил-метилового эфира и начал приобретать его в июле 2018 года, после запуска установки в рамках программы модернизации.

Производитель МТБЭ "НефтехимLtd" (Казахстан) приобрел 2 тыс. тонн метанола, как и в I квартале 2019 года.

Метанол в Казахстане приобретают также компании, ведущие разработку месторождений нефти и газа.

Объем отгрузок метанола на Украину в январе-марте снизился на 2,3 тыс. тонн, до 10,2 тыс. тонн. Основной потребитель метанола, госкомпания "Укргазвыдобування", использующая его на своих месторождениях, сократила объем закупок в России на 1,4 тыс. тонн, до 6,9 тыс. т, на фоне начавшихся в марте 2019 года танкерных поставок метанола производства завода SocarMethanol (Азербайджан).

Экспорт метанола в Белоруссию вырос за три месяца на 3,4 тыс. тонн, до 19,6 тыс. тонн, на фоне повышения потребности в продукте у производителей смол.

 

Полную версию обзора Argus читайте по ссылке
Вернуться в раздел