Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Мнения

Вернуться к списоку статей
Дмитрий Конов
Председатель правления нефтехимического холдинга СИБУР
Все статьи автора
Теги: План 2030

"План развития газо- и нефтехимии в России до 2030 года" подразумевает глобальный подход. Если посмотреть на цифры, то там заложено многократное увеличение объемов производства. Мы видим, что план отделяет от реальности огромная пропасть. Возможность реализовать то, что намечено, связана с несколькими факторами..."

"Есть две основные идеи, которые заложены в "План развития газо- и нефтехимии в России до 2030 года". Первая: Россия обладает существенной сырьевой базой для развития широкой линейки нефтехимических продуктов. Вторая: в России есть спрос на продукцию нефтехимии, который будет только расти, и это нужно использовать.

Когда обсуждается вопрос сырья для нефтехимии, надо понимать, что базовое углеводородное сырье и нефтехимическое сырье – это два разных понятия. У нас есть абстрактное углеводородное сырье, побочный продукт нефтяной и газовой промышленности. Но нельзя просто взять попутный нефтяной газ и сделать из него полиэтилен. Для того чтобы стать нефтехимическим сырьем, углеводородному сырью необходимо пройти несколько последовательных этапов переработки. Первый этап – создание продукции пиролиза, то есть именно нефтехимического сырья, которое может использоваться для производства нефтехимической продукции на последующих этапах.

Конкурентоспособность единичной нефтехимической мощности – один из ключевых факторов долгосрочного устойчивого развития компании- инвестора и, как следствие, отрасли в целом. Когда обсуждается идея вывести некий инвестиционный продукт на рынок, то нужно анализировать ситуацию по двум направлениям. К примеру, есть миллион тонн потребления и 900 тысяч тонн производства. Проект какой мощности будет эффективен? Если 100 тысяч тонн, то, казалось бы, есть спрос и все нормально. А если производить 300 тысяч тонн или все 900, но с меньшими издержками, чем у кого-либо на рынке, за счет эффекта масштаба? Как оценить потенциальную эффективность в этом случае?

Есть и другие критерии, по которым следует оценить, будет проект успешным или нет. Возникает второе направление, которое называется "экономика нового производства". В России экономика затрат по производству, например, полипропилена состоит из сырья, операционных затрат и доставки до места потребления продукта. Государство должно стимулировать всех производителей России строить конкурентоспособные мощности.

Поэтому задача "Плана 2030" – создавать конкурентоспособные производства и смотреть на российский спрос. Нужно быть уверенным, что этот спрос будет расти при соответствующей государственной поддержке, и развивать нефтехимию, чтобы этот спрос удовлетворить.

Потребление в России может увеличиться при динамичном развитии рынка кратно. Государство должно создавать такие регламенты, такие правила, проводить такое материальное стимулирование, чтобы новые материалы вводились и заменяли старые. Чтобы строились дороги с использованием полимерных материалов, чтобы в строительстве использовали 15 сантиметров полистирола, а не полтора метра кирпича, и т.д.

Как это может быть организовано с точки зрения государства, указано в плане. С подачи "Плана 2030" все чаще используется термин "кластер". Идея кластера, развиваемая Министерством энергетики, базируется на том, что есть центры производства и есть наиболее эффективное для них сырье, которое находится недалеко. Если вы строите нефтехимию на Дальнем Востоке, то вряд ли будете использовать сырье Северо-Западного региона. Найдите сырье, которое тяготеет к этому региону, и на его основе постройте нефтехимические мощности. Таким образом, Россию разделили на кластеры, которые минимизируют логистику передвижения сырья до места переработки. Это понятие кластера в плане газо- и нефтехимии.

План подразумевает глобальный подход. Если посмотреть на цифры, то там заложено многократное увеличение объемов производства. Мы видим, что план отделяет от реальности огромная пропасть. Возможность реализовать то, что намечено, связана с несколькими факторами.

Фактор первый – четкие правила игры, которые позволяют долгосрочно планировать. Фактор второй – наличие ресурсов у государства либо у компаний, причем это не только финансовые, но и административные ресурсы".

Вернуться в раздел