Сколково и ПНГ
только что
С 1 января предусмотрено применение дополнительного коэффициента 4,5 к нормативам платы за выбросы, образующиеся при сжигании ПНГ (попутный нефтяной газ) сверх объемов (то есть 5% от объема добытого ПНГ). Дополнительный коэффициент применяется также за сверхлимитное загрязнение с коэффициентом 25 (то есть общий повышающий коэффициент для объемов сверх целевого показателя 5% составит 4,5х25=112,5). Фактическое увеличение платы за выбросы для нефтяных компаний будет зависеть от того, на каком уровне были установлены нормативы предельно допустимых выбросов, а также от значения показателя сжигания.
Для предприятий нефтегазовой отрасли эта нормотворческая математика будет иметь конкретные экономические последствия. В среднем для отрасли платежи за выбросы увеличатся в 50 раз, с 340 млн до 16,7 млрд руб. в год. При этом целевой показатель сжигания ПНГ по отрасли в целом будет достигнут не ранее 2014 года, а добыча нефти на некоторых месторождениях может стать нерентабельной.
В случае повышения платы за выбросы мы имеем классический "кнут", идея которого заключается в том, чтобы заставить компании инвестировать в сокращение объемов сжигания. Но инструмент этот будет работать только в том случае, если суммарный дисконтированный объем платежей за выбросы будет сопоставим с приведенной стоимостью инвестиций в утилизацию ПНГ. Поэтому Минприроды предложило увеличить повышающий коэффициент с 4,5 до 12 на 2012—2013 годы и до 25 с 2014 года.
Поскольку главной целью государства является стимулирование снижения объемов сжигания ПНГ, а не увеличение платы за выбросы, оно не только не должно наказывать компании, продолжающие инвестировать в утилизацию, но обязано поощрять принятие новых инвестиционных решений. С этой целью энергетический центр "Сколково" предложил дополнительный механизм стимулирования - вычеты инвестиций из платы за выбросы (механизм вычетов).
Механизм вычетов является своеобразным "пряником", поскольку позволяет снизить плату за выбросы для компаний, которые реализуют проекты по утилизации ПНГ. Наиболее критичным применение данного механизма будет в 2012-2013 годах, когда еще не завершены масштабные проекты по утилизации ПНГ, позволяющие выйти на целевой уровень сжигания к 2014 году. Так, например, в случае применения коэффициента 4,5 без механизма вычетов, "Роснефти" придется заплатить в 2012-2013 годах более 10 млрд руб., в то время как эти средства могли быть направлены в проекты по утилизации ПНГ или в нефтедобычу. При введении механизма вычетов платежи компании не должны превысить 1,1 млрд руб. в год. Эффективность этого механизма будет в значительной степени зависеть от проработанности методики его применения.
На сегодняшний день проект нового постановления внесен в правительство. На состоявшейся 20 февраля комиссии ТЭК было принято решение поддержать введение механизма вычетов. Однако ряд проблем остается нерешенным, например вопрос о повышенных платежах за выбросы на удаленных месторождениях…
Таким образом, для системного решения задачи по увеличению полезного использования ПНГ на лицензионных участках важно разработать специальный федеральный закон "О ПНГ" и внести поправки в действующие федеральные законы ("О недрах" и Налоговый кодекс), а также в постановление правительства. Необходимо закрепить требования к измерению и учету добычи и полезного использования ПНГ, уточнить принципы расчета показателя сжигания и установления целевых уровней утилизации, а также обеспечить реализацию механизмов стимулирования утилизации ПНГ.
Полностью статья Г.Выгона опубликована на сайте РБК Daily.
RUPEC в Telegram
0 комментариев