Рустэм Хамитов
15:00 / 27 января 2014
"Наши производства загружены на 75-80% от проектных мощностей. Да, в качестве сырья у нас есть прямогонный бензин. Это основа для башкирской нефтехимии, так было и 60 лет назад, так будет еще какое-то время.
Для страны дешевле и выгоднее, на наш взгляд, обеспечить доставку сырья в регионы с высокими компетенциями и историческими традициями, чем развивать эту отрасль с чистого листа там, где это сырье есть. В таких суровых климатических краях, как наш север, трудно себе представить создание колоссальной химической промышленности. Поэтому вопрос доставки сырья в регионы с высокой производственной компетенцией, которые знают, как с этим сырьем работать, и могли бы быстро развиваться, по-моему, является неплохим вариантом решения проблемы развития нефтехимии и газохимии в стране.
Я уверен, что значительное число предприятий будет строиться не на северных территориях, а здесь, в средней полосе. Это только дело времени, когда государство развернётся лицом к решению этой проблемы, а это произойдет обязательно – пусть лет через 10, 20, 30, но башкирские, татарстанские, нижегородские, пермские, самарские нефтехимические предприятия получат второе дыхание. Это решаемая задача. Да, внешне она выглядит дороговато. Сама труба будет стоить порядка 100 млрд рублей. Система сбора "жирных" газов потребует еще столько же. С другой стороны, для нашей гигантской страны и такого масштабного проекта что такое $7-8 млрд?
Кстати, когда было заявлено об этом проекте, к нам обращались ведущие мировые компании из США и Западной Европы, которые предлагали в случае наличия сырья инвестировать в строительство трубопровода, а также в развитие нефтехимического комплекса республики. Но пока большого продвижения в этом вопросе нет. Поэтому рассмотрение перспектив проекта "Ямал-Поволжье" – это стратегический разговор, а не просто рассуждения на тему необходимости трубы и сырья. Это разговор о том, каким будет развитие газо- и нефтехимии в России. Для этого необходимо разработать стратегический план, все рассчитать, прописать участников, источники финансирования и т.д., а мы все спорим с Минпромом и с Минэнерго, нас порой обвиняют в некомпетентности, мы также порой кого-то обвиняем…
Мы всколыхнули устоявшуюся массу стереотипов и считаем, что свою задачу выполняем. Мы не думаем, что этот трубопровод появится завтра, а послезавтра – сырье и продукты. Это разговор на десятилетие-другое вперёд. И мы – как государство – должны иметь горизонт планирования лет на 30-50 и уже прогнозировать, что будет в 2050, 2075 годах. А перспективы развития наших крупных компаний на столь длительные сроки нам пока не ясны.
Поэтому проект "Ямал-Поволжье" является в прямом смысле не технологическим, он скорее политический, общественно-ориентированным, который будоражит сознание, заставляет определенную часть людей думать и формировать планы. Это не региональный уровень планирования, здесь окончательное слово только за государством".
В интервью журналу "Нефтехимия РФ".
RUPEC в Telegram
0 комментариев