Госплан почти не виден. Часть 1
03:47 / 22 февраля 2016
Госплан почти не виден. Часть 1.
«Гуманизм и человечность в вопросах поддержания боевой готовности – вещи преступные уже по самому определению»
Г. Радзевский, командир 7 оперативной эскадры Северного флота
«Я уже слышал, причем от людей с либеральными взглядами, о необходимости воссоздать Госплан. Нет, это не шутка, но, разумеется, в современных условиях воссоздать старую модель, еще советскую, невозможно» - это высказывание президента России В. Путина вызвало в свое время широкую дискуссию в качестве намека на возможность создания в России чего-то похожего на промышленную политику, как минимум, в части инфраструктуры и стимулирующих механизмов территориального уровня. Последнее, кстати, уже имеет место в виде создания всевозможных ТОРов.
Цитата адмирал в эпиграфе звучит более категорично, чем высказывание президента, но что-то мне подсказывает, что это совсем не геометрия Эвклида, а геометрия Лобачевского, и поэтому две параллельные прямые обязательно пересекутся. Собственно, элементарная экономическая грамотность и минимальное ориентирование в текущей экономической повестке позволяют с легкостью понять, что считать «гуманизмом», а что «человечностью» применительно к сегодняшнему дню.
Как только идея импортозамещения пришла, почему-то самыми подготовленными к этому оказались те, кто всегда надеялся только на себя – колхозники и военные. Если судить по сюжетам теленовостей, и коровы могут расти быстрее, и птиц уже столько, что впору экспортировать, да и по картошке с яблоками еще не все потеряно. Что касается военных, то глядя на частоту и масштаб учений – порох совсем не отсырел в пороховницах. Про всех же остальных телевизор говорит мало, поэтому займемся любимым делом – химией, нефтехимией и нефтепереработкой, - самостоятельно.
Для начала стоит констатировать, что, к большому сожалению, вся эта троица, оказались в положении унтер-офицерской вдовы, это той, которая сама себя высекла. Вернее трех вдов. Благодаря «Рупеку», мы имеем отличную возможность свалить в кучу все бумаготворчество, которое родилось в недрах министерств и ведомств в целях, так сказать, борьбы за чистоту химических и близких к ним рядов. Это:
- приказ Минпромторга № 646, «О глубине бездны импорта химических продуктов»;
- приказ Минэнерго № 210, «О катализаторах, импортируемых в количествах 100% и маленько поменьше»;
- наше собственное о малотоннажной химии и методах ее реанимации или реинкарнации;
При этом отдельные товарищи озаботились программой импортозамещения в отношении технологических процессов еще год назад, фактически составив план действий со сроками по каждому из них. Справедливости ради следует добавить, что все они касались только нефтепереработки:
- протокол от 10 июля 2014 г. «Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков», рекомендующий отказ от импорта западных технологий по которым Россия имеет собственные конкурентные разработки, а также рекомендации отраслевым институтам, чего делать и чего развивать, чтобы максимально сократить зависимость от импорта технологий;
Не прошло и года, как Минэнерго подтвердило и укрепило позицию вышеуказанных товарищей, соорудив собственный протокол. Но и в этот раз о нефтехимии не было ни слова, праздник был на «мазутной» улице:
- протокол № 06-81 от 26 июня 2015 г. Минэнерго, «По рассмотрению вопроса импортозамещения технологических процессов»
Уместно здесь задать риторический вопрос: если бы существовал Госплан, была бы потребность во всех этих протоколах, которые констатируют факты, но как-то не очень внятно рассказывают о светлом будущем?
Однако «венцом творения» явилась идея создания Агентства по технологическому развитию, которое уже получило пафосное определение «нового проводника инноваций для бизнеса», будет не коммерческим и очень скоро перейдет на самоокупаемость. Нет причин пересказывать всю глубину замысла творцов, так как суть простая: «Уважаемые представители химии, нефтехимии и нефтепереработки! Все, что делали ваши инвестиционные комитеты, департаменты, отделы – в топку! Все отчеты и исследования, которые заказывались у консалтинговых компаний, – в топку! Сделайте взнос, приходите к нам, и мы вам расскажем, как это делать правильно».
В принципе, Госплан работал также. Заводы никто не спрашивал, какую из технологий они желают. Но на заводах и всей нынешней инвестиционной надстройки не было, которая не хуже указанного Агентства сумеет разобраться в технологиях, что хорошо, а что так себе. Должна быть золотая середина, возможно, что она будет в итоге найдена.
Однако, не дожидаясь явления Агентства на свет, всем открыл глаза глава Минпромторга Д. Мантуров: «сегодня у бизнеса четыре основных канала наращивания инновационного потенциала:
- импорт технологий в форме патентов, ноу-хау, лицензионных соглашений, создания совместных предприятий;
- вовлечение в технологические операции иностранных компаний;
- использование результатов российской науки;
- создание компаниями собственного научно-технического задела.
Для того чтобы поднять технологический уровень нашей промышленности в короткие сроки, мы считаем необходимым на данном этапе сфокусировать работу агентства на оказании содействия реализации в первую очередь лицензионных проектов», – процитировали информагентства министра.
С моей точки зрения, пропущено еще одно направление, из всех вышеназванных реализуемое в самые короткие сроки, самое надежное и широко апробированное в мировой практике. Это адаптация отечественных технологий прошлых лет. Суть фокуса в следующем:
- технология не копируется, а создается ее новая улучшенная реплика с учетом новых катализаторов и реагентов, конструкционных решений по оборудованию и системам управления процессом, а также норм и правил страны;
- технологическая реплика всегда оказывается более эффективной, так как учитываются все минусы, которые существовали по процессу и оборудованию в «прошлой жизни»;
Как делаются технологические реплики, конечно лучше всего спросить у китайцев, учитывая их поразительную способность копировать, улучшая при это оригинал при создании пресловутой «China copy». Но, правда, и наши советские товарищи в свое время делали это не хуже. Важно понимать: создание реплик – это непросто и требует уверенности, которая подкрепляется опытом и знаниями. Чтобы не обижать некоторых топ-менеджеров (как из числа первых руководителей, так и из инвестиционной когорты), оставим вопрос «как именно технически делали, делают и будут делать реплики?» на более поздний период, по мере, так сказать, готовности кадров к усвоению материала.
Давайте сразу договоримся, что мы не будем обсуждать создание реплик в нефтепереработке, так как в этом просто нет необходимости. Российские технологии изомеризации, производства битума, коксования, первичных процессов, висбрекинга, фракционирования газов, а в некоторых случаях аналоги процессов «Мерокс» и Клауса для сероочистки, не уступают западным технологиям. Поэтому вопрос об использовании импортных лицензионных технологий, либо же собственных, лежит в плоскости совсем не технологической. Каталитические процессы (каткрекинг, гидрокрекинг и гидроочистки) в отечественной интерпретации не относятся к мировым технологическим бестселлерам. Надо ли заниматься изобретением велосипеда или купить его на рынке, где они отлично продаются вместе с лицензиями всем желающим, не знаю.
Также не имеет смысла обсуждать полимеризацию (ПЭ, ПП, ПС, ПЭТ, ПВХ, ПК). Эти процессы всегда приобретались по импорту. К этой же группе можно отнести пиролиз, мембранный электролиз, производство бутадиена и еще десятки процессов и производств, собственные технологии которых отсутствовали. И, кстати, ничего в этом нет страшного, невозможно быть родоначальниками во всем, вполне достаточно балета и ракет.
Что же следует обсуждать? А обсуждать следует то, на что продажа лицензий, а соответственно и базовой, и детальной технологической документации, не осуществляется ни на каких условиях. Ознакомьтесь только с несколькими наименованиями жизненно необходимых ключевых позиций:
· ударопрочный ПВХ и хлорированный ПВХ;
· инициаторы и модификаторы, в том числе аналоги перекисей – бензоила, лаурила, терефталоилхлорида и т. д.;
· изоцианаты и в особенности – МДИ, ксенилендиизоцианаты, ТОДИ, гексаметилендиизоцианаты;
· дициандиамида и другие цианид-производные;
· эпихлоргидрин и эпихлоргидриновые смолы;
· полиарилаты, ароматические полиамиды – фенилоны, арамиды;
· сульфоновые и полиарилсульфоновые полимеры;
· полифениленоксиды – арилоксы;
· поли-п-фенилентерефталамиды – кевлары;
· полиарилоксы и полиарилоксметиленовые смолы;
Все из вышеперечисленного производилось на предприятиях СССР или России, проверить это несложно в открытых источниках. Почему эти производства были остановлены? Уж никак не потому, что они были не конкурентоспособны, скорее наоборот. И это легко проверить, сравнив показатели качества отечественных продуктов и зарубежных аналогов – это тоже все есть в открытых источниках, причем для широкого круга пользователей.
Как сделать реплику перечисленных технологий, нужны ли для этого лицензии, а также о других аспектах получения специальных мономеров и полимеров и продуктах технической химии, мы увидим в следующих сериях.
RUPEC в Telegram
0 комментариев