Блог

Итоги и планы «САНОРСа»

15:51 / 10 декабря 2012

На прошлой неделе президент самарского нефтехимического холдинга «САНОРС» Игорь Соглаев собрал на «Новокуйбышевской нефтехимической компании» глав основных региональных СМИ. В большей степени эта встреча носила ознакомительный характер, информационный – в меньшей. Пользуясь любезным приглашением холдинга, попал на нее и я.

Вкратце были оценены предварительные производственные итоги 2012 года. Ожидается, что переработка ШФЛУ на ЦГФУ-3 ННК превысит 580 тыс. тонн, выпуск нового продукта ТАМЭ составит около 60 тыс. тонн, этилового спирта на «Нефтехимии» - около 83 тыс. тонн, фенола и ацетона на «Самараоргсинтезе» - порядка 70,5 и 47 тыс. тонн соответственно. Пара-третбутилфенола будет произведено около 7,7 тыс тонн, катализатора ИМ2201 – 9,8 тыс. тонн.

Инвестиции за 2012 год превысят 1,46 млрд рублей. Также «САНОРС» рассчитывает, что по итогам года выручка увеличится более, чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом.

Впрочем, самая интересная часть встречи была посвящена будущим планам холдинга, точнее даже пониманию того пути, который может стать перспективным для «САНОРСа». Речь конечно же идет о известном уже читателям «Рупека» спаренном проекте создания установки атмосферно-вакуумной переработки нефти мощностью 5 млн тонн и этиленового комплекса производительностью 1 млн тонн в год.

По словам Игоря Соглаева, географическое положение компании, конфигурация ее активов, а также текущая конъюнктура российских рынков нефтехимического сырья и полуфабрикатов практически не оставляют иных альтернатив развития холдинга, поскольку сырая нефть и природный газ – единственные в России углеводородные продукты, найти которые на свободном рынке не составляет вообще никаких проблем. Развертывание дальнейшей продуктовой линейки должно носить нишевый, специальный характер, в отличие от характерной для большинства крупных нефтехимических проектов ориентации на ординарные commodity-продукты. В качестве примера Игорь Соглаев назвал только эмульсионный ПВХ для производства напольных покрытий. Для России продукт действительно «свежий», поскольку единственное отечественное производство ПВХ-Э на волгоградском «Химпроме» современного качества не обеспечивает, а сам завод балансирует на грани выживания.

У «САНОРСа» есть определенные соображения, как в случае принятия решения по проекту интегрировать новые установки в существующую инфраструктуру. Блок АВТ-5 предполагается разместить на площадке ННК – там есть нефункционирующие в данный момент печи от старой установки изопрена (блока дегидрирования изоамиленов). После переоборудования печи могут быть использованы под нагрев нефтяного сырья и питания колонн. Кроме того, это площадка примыкает к границе территории завода, обращенной к железнодорожной ветке. Также имеются капитальные строения под размещение насосных и операторных. Что касается собственно комплекса пиролиза, то, как известно, вплотную к территории «Самараоргсинтеза» расположена площадка, где в советское время было развернуто строительство комплекса ЭП-300, но завершено не было. Все ценное, что успели смонтировать, в 90-е годы было, понятно, утрачено, однако (судя по спутниковому снимку) часть свайных конструкций и бетонных опор эстакад уцелела. Именно этот участок в «САНОРСе» видят наиболее удобным для размещения нового «миллионника». До нее от вероятного места расположения АВТ-5 чуть более 3 км.

Технологических проблем с подключением к магистрали «Транснефти» Игорь Соглаев не ожидает. По его словам, менее чем в 2 км от ННК расположен пункт сдачи-приема нефти Новокуйбышевского НПЗ, который рассчитан на значительно большие объемы сырья, нежели сейчас завод «Роснефти» в состоянии переработать. Другое дело, что взять 5 млн тонн нефти из трубы внутри России означает убрать точно такой же объем с экспорта. И это соображение переводит вопрос сырьевого обеспечения в плоскость политическую, где дилемма между прямыми экспортными доходами федерального бюджета и на ту же сумму прямыми вливаниями в бюджет региона далеко не так проста, как кажется. Именно в этом аспекте поддержку проекту может оказать региональное правительство.

На мой вопрос о целесообразности строительства собственной первичной переработки нефти при наличии мощной группы НПЗ «Роснефти», сырьевой потенциал которых в нефтехимии пока почти на задействован, Игорь Соглаев высказал соображение, что по мере модернизации заводов объем сырьевых продуктов будет неуклонно сокращаться, так что строить серьезные планы на таком базисе нельзя.

Чем же этот проект – даже пока в виде идеи, - любопытен? Для начала, это второй проект этиленового «миллионника», полностью ориентированный в качестве сырья почти исключительно на жидкие нефтяные фракции (первый, понятно, нижнекамский). Во-вторых, это первый в постсоветской России проект пиролиза, где в качестве части сырья бесстрашно рассматриваются атмосферный и вакуумный газойли (нонсенс для российской нефтехимии, но в общем-то норма для мировой). По моим расчетам, выходов АВТ-5 с их учетом как раз хватает на примерно миллион тонн этилена в год. Причем, даже без включения в комплекс установки коксования, дающей дополнительные объемы бензина и газов. Жизнеспособна ли экономика пиролиза на столь тяжелом сырье – пусть даже и доставляемом, по сути, по трубе, – покажут расчеты в ходе подготовки обоснования инвестиций. В-третьих, это первый в России проект, предполагающий направленное строительство нефтеперерабатывающего блока под нужды пиролиза: согласитесь, «Танеко» задумывался главным образом для решения собственных задач «Татнефти» (ну и политических задач властей), а снабжение сырьем ЭП-1000 «Нижнекамскнефтехима» - вещь попутная. Впрочем, справедливости ради надо упомянуть совсем уж малоизвестный пока проект НПЗ мощностью также 5 млн тонн в год, спаренного с пиролизом: проект «СинЭрго» в Свердловской области, инициированный группой уральских инвесторов. Появился он, надо думать, раньше концепции самарских нефтехимиков, однако в этом проекте производство этилена видится всего на уровне 80 тыс. тонн в год, то есть топливная направленность проекта – основная. В задумке же «САНОРСа» нефтепереработка не цель, а средство.

Ну и последняя особенность, о которой хочется сказать кратко, но отдельно. Задумка «САНОРСа» - это первый проект этиленового «миллионника», которая стала достоянием общественности после фиксации аналогичных планов отраслевых игроков в государственном «Плане 2030». В свое время бывший глава Департамента переработки нефти и газа Минэнерго Петр Дегтярев говорил, что «План» не догма и может модифицироваться с учетом изменения ситуации. Будет ли пересматриваться План с учетом проекта средневолжского «миллионника» - непонятно. Ответ, очевидно, стоит начать искать не раньше первого квартала следующего года – к этому времени «САНОРС» рассчитывает закончить обоснование инвестиций и принять какие-то решение по этому проекту.

RUPEC в Telegram

0 комментариев

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий - Вход