Блог

О шинах и экологии

13:01 / 1 сентября 2010

Прочитал сегодня в новостях портала о повышении пошлин на ввоз подержанных покрышек (http://www.rupec.ru/news/?ID=658 ). Сам б/у резину не покупал никогда. Однако есть клиенты, которые для бизнес целей это делают. Заинтересовался и попытался собрать еще информации по данной теме. Благо, в сети ее оказалось достаточно.

Уяснил для себя следующее. Инициаторами повышения пошлин явились "СИБУР-Русские шины" и "Нижнекамскшина". При этом ситуация для отечественных производителей шин сложилась явно лучше чем для родного автопрома. Основной объем реализуемых на нашем рынке шин - российские (http://www.rbcdaily.ru/2010/08/31/industry/506677 ). Просто оба инициатора планируют увеличивать объемы производства и ввод новых мощностей. В принципе, лично я разумный протекционизм одобряю и поддерживаю. Однако дальше для меня начинаются неясности. Вот заместитель гендиректора "СИБУР — Русские шины" Игорь Караваев говорит, что конкуренция с б/у покрышками не основная цель. "В большей степени мы хотим защитить рынок от б/у покрышек, так как фактически нас воспринимают как страну, куда можно ввезти мусор, - сетует он. - И 20-процентной пошлины недостаточно, мы будем добиваться того, чтобы полностью запретить ввоз б/у шин". Т.е. вроде дело не в желании произвести передел рынка, а в желании экологических благ для народа.

Однако представляется, что сам факт "подержанности" как таковой ущерба экологии не наносит.

Проблема, по моему мнению, делится на две части.

Во-первых, в Россию везут "убитые" покрышки, которые либо сразу попадают на свалку, либо пробегают совсем немного и тоже становятся отходами, требующими утилизации.

Во-вторых, в Россию везут покрышки с относительно небольшим износом. Лично приходилось видеть, какие покрышки везут из Финляндии (на взгляд водителя с 20-летним стажем износ не превышал 20%). Это подтверждается и мнениями, высказываемыми в сети (легко ищутся любым поисковиком).

Опять-таки из личного опыта. Той же "Камы" мне хватало максимум тысяч на 40, а стоящий сейчас Michelin бегает уже 76 тысяч и еще тысяч на 20 его точно хватит. Т.е. малоизношенный Michelin пробежит больше чем новая Кама (или Омскшина, ЯШЗ…). Не хочу обидеть никого из российских производителей, но опыт свой и окружающих пока не позволяет приравнять отечественную шинную продукцию по качеству к изделиям мировых лидеров. А выбросы в процессе производства? Вот "Нижнекамскшина" крайне серьезно относится к проблемам экологии. И все равно, доля его выбросов в общем объеме Нижнекамского промышленного узла остается значимой (http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-23307-forgot-1-page-8.htm). Таким образом, вывод напрашивается один. В данном случае ввоз малоизношенных покрышек не наносит вред российской экологии, а щадит ее. Лукавство шинников не вызывает сомнений.

Но почему такое искажение действительной ситуации стало возможно? Вот что говорит директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды Ринат Гизатулин. По его словам, "идентификация бывших в употреблении шин должна быть четкой, так как размытость данного понятия и его разделение на "утративших потребительские свойства" и "пригодных к дальнейшей эксплуатации", в конечном итоге, трактуется в ущерб окружающей среде". Гизатулин подчеркнул, что ввоз бывших в употреблении шин в Россию с целью их утилизации – это "недопустимо и должно быть остановлено в самые сжатые сроки" (http://news.auto.ru/news/5393.html) . Вот и смешали мух и котлеты.

Итак, что можно было сделать.

- Поднять пошлины, честно объяснив это желанием дать преференции отечественному производителю. Восторга автомобилистов это бы не вызвало, но и не оставило у них ощущения, что их считают клиническими идиотами, не способными сопоставить имеющиеся в открытом доступе факты.

- Ввести внятные требования к шинам, отличающие их от утиля и далее ввоз утиля полностью запретить. Лучший вариант для пресловутой экологии и для автомобилистов. Не лучший для российских производителей, но и не худший. Кто ездил за чадащим Камазом, обутым в тот самый европейский утиль- меня поймет. Уж этим точно придется обуться во что-то приемлемое. Не факт, что это будет пристойная подержанная импортная резина. Точно (при условии умеренных аппетитов российских шинников) будут и выбравшие отечественное.

Что сделали по факту- см. в начале поста. Слова некоторых руководителей шинников удивляют. Не самый лучший PR-ход на мой взгляд.

RUPEC в Telegram

0 комментариев

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий - Вход