Обращение президенту
18:47 / 31 августа 2010
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях», саморегулируемая организация «Некоммерческое партнерство «Отраслевое объединение производителей реактивов химических «ЦентрРеахим»» (ГРНСРО 0002) имеет право вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики в отношении предмета саморегулирования.
Правительство Российской Федерации внесло в Госдуму законопроект № 414451-5 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Одной из важнейших целей закона является дальнейшее сокращение перечня лицензионных видов деятельности в связи с появлением инструментов регулирования, более адекватных современным интересам бизнес-сообщества. Этим законом затрагиваются вопросы формирования и реализации государственной политики в отношении предмета саморегулирования.
Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности стал активно внедряться в российскую экономическую жизнь в период с 1994 по 1998 гг. Тогда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями Федерального правительства и указами Президента Российской Федерации. В этот период органы исполнительной власти осуществляли лицензирование свыше 900 видов предпринимательской деятельности.
Принятый 25 сентября 1998 г. за № 158-ФЗ Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривал уже 212 видов деятельности, требующих обязательного лицензирования, а следующий за ним и действующий сегодня Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ уменьшил их число практически вдвое. За девять лет действия этого закона перечень видов деятельности, путем принятия еще 36-ти федеральных законов, сократился сначала до 104, а к середине 2010 г. - до 94 видов. Внесенный в Госдуму законопроект «О лицензировании отдельных видов деятельности» предлагает к лицензированию еще меньше - 49 видов деятельности.
Практика 16-ти лет применения института лицензирования привела к негативным последствия для экономики России - остановке промышленного производства и торможению инновационного развития страны. На примере отрасли химических реактивов, в результате проводимой политики института лицензирования, сейчас в России производится всего 800 позиций реактивов, тогда как в СССР В/О «Союзреактив» производил более 18 тысяч, отсутствует промышленная утилизация миллиардов тонн накопленных химических отходов, свернута деятельность ряда других перерабатывающих химических отраслей. Кроме этого, существующее лицензирование привело к необоснованному уголовному преследованию законопослушных участников рынка химической продукции, которая в настоящее время является сферой деятельности саморегулируемой организации.
Наличие у производителя лицензионного разрешения не дает никакой гарантии качества и безопасности продукции, поскольку государственный орган, выдающий лицензию на производство, не несет перед потребителем никакой материальной ответственности. Такая лицензия юридически ничтожна. Должно быть минимальное число видов деятельности, за результаты которой государственный надзорный аппарат должен нести вместе с получателем лицензии солидарную имущественную и уголовную ответственность за её использование. Необоснованным является предложение Правительства России лицензировать виды деятельности, не представляющие угрозу состоянию здоровья человека и окружающей среде (разработка, исследование, программирование, обучение, лечение и т.п.). Предлагаемый Правительством перечень лицензируемых видов деятельности необходимо сократить.
Предлагаю принять к лицензированию на государственном уровне только использование материальных объектов одним субъектом, которое может привести к ущербу здоровья и жизни другого субъекта без его воли. В соответствии с этим принципом целесообразно оставить в пункте 1 статьи 9 проекта 11 видов деятельности (нумерация позиций пункта 1 статьи 9 проекта закона сохранена):
6) производство государственных финансовых средств обращения;
8) испытание, установка (монтаж), техническое обслуживание, ремонт и утилизация вооружения и военной техники;
9) испытание, хранение, продажа, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия;
10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация, применение и утилизация боеприпасов;
11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и культивирование наркосодержащих растений;
19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных болезней человека и животных;
40) деятельность в области использования атомной энергии;
41) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения;
43) управление наземными, водными, воздушными и космическими транспортными средствами;
46) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.
Ответственность за результаты остальных видов деятельности должны нести предприниматели в рамках саморегулируемых организаций.
В этой связи особенно важной в экономике России становится роль саморегулируемых организаций, устанавливающих правила игры на рынке, которые дают гарантию качества и безопасности продукции потребителю, свободу предпринимательства производителю, социальную безопасность государству.
Без кардинального сокращения числа лицензируемых видов деятельности не может быть речи об инновационном пути развития экономики России. С введением института саморегулирования государственное лицензирование должно быть сведено только к жизненно важным государственным и общественным интересам.
Прошу Вас учесть изложенные предложения при подписании закона.
Генеральный директор |
В.В. Помазанов |
RUPEC в Telegram
0 комментариев