РФПИ и китайская Haiwei инвестируют в морской терминал перевалки СУГ на Дальнем Востоке
11:08 / 15 мая 2024

ФОТО: SG-TRANS.RU
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) договорился с китайской нефтехимической компанией Haiwei вложить 7 млрд рублей в строительство первого на Дальнем Востоке морского терминала для перевалки сжиженных углеводородных газов (СУГ). Соответствующее соглашение будет подписано в преддверии визита президента Владимира Путина в Китай 16–17 мая, сообщил журналистам глава РФПИ Кирилл Дмитриев.
"Первый проект (по которому будет подписано соглашение) — это строительство первого российского морского терминала по перевалке сжиженных газов на Дальнем Востоке. Стоимость проекта — около 30 млрд рублей, из которых РФПИ и китайский партнер вложат около 7 млрд рублей", — цитирует его РБК.
Проект терминала для экспорта СУГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона реализует инвестор "Компания Ремсталь". Фирма является резидентом ОЭЗ "Свободный порт" в Хабаровском крае. Сама же инфраструктура терминала располагается на побережье Татарского пролива, в бухте Эгге Японского моря. Он предназначен для приема, временного хранения и отгрузки сжиженных углеводородных газов (пропана, бутана, СПБТ). Продукты будут доставляться железнодорожными цистернами, поступать на склад временного хранения и отгружаться в морские суда-газовозы для дальнейшего экспорта. На первоначальном этапе мощность проекта планируется на уровне 1 млн тонн в год. Однако с учетом других грузов она может быть увеличена.
Объемы производства СУГ в России серьезно превышают спрос внутри страны, поэтому доля экспорта этой продукции на протяжении многих лет остается высокой — 20–25% от общего объема выпуска, отмечает редактор RUPEC Дмитрий Семягин. При этом основным внешним рынком сбыта традиционно были страны ЕС, в которые шло 75–80% от всего экспорта. "Даже в 2022 году лидером по закупкам российских СУГ была Польша, хотя в среднем по ЕС объемы закупок стали снижаться в 2022 году и продолжили снижение в 2023-м. В 2023 году объемы поставок в ЕС за 12 месяцев сократились на 16,5% в годовом выражении", — отметил он.
Семягин напомнил, что в декабре 2023 года Евросоюз ввел санкции против импорта российских СУГ. Но под ограничения не попали уже заключенные контракты с отсрочкой до 12 месяцев. Таким образом, у производителей СУГ появилось время для подготовки перехода на альтернативные рынки, однако с альтернативой все не так просто. "Суммарный объем поставок СУГ из России в Азию по итогам 2023 года вырос в 1,8 раза относительно 2022 года, до 1,26 млн тонн. Но в российской статистике к Азии относят и Турцию. Именно на Турцию пришлось более половины (свыше 540 тыс. тонн) поставок из азиатского объема. Нарастил закупки и Китай. Но в абсолютном выражении закупки Поднебесной на порядок ниже европейских", — пояснил аналитик.
Одним из сдерживающих факторов для российских поставок в АТР является сложность логистики, поясняет эксперт. "Поэтому строительство такого мощного морского терминала на Дальнем Востоке (погрузка до 1 млн тонн) будет способствовать росту экспорта в Китай и другие страны АТР с потенциалом частичного замещения европейских рынков", — резюмировал глава RUPEC.
RUPEC в Telegram