"Сибур" прекратил экспорт СУГ в Прибалтику, нашел альтернативы
12:53 / 14 марта 2023
"Сибур" в 2023 году прекратил поставки сжиженных углеводородных газов в страны Прибалтики, нашел новые альтернативные направления, сообщил в интервью ТАСС член правления "Сибура" Олег Макаров.
Макаров отметил, что в прошлом году, помимо отгрузок через Северо-Западную Европу на более далекие направления, компания по-прежнему являлась поставщиком СУГ в Центральную Европу.
"Кроме небольшого перерыва, когда польские потребители вводили "самосанкции" по недоразумению. Потом этот вопрос разрешился, и мы продолжили поставлять в Центральную Европу, в частности в ту же Польшу. Небольшие продажи у нас шли в страны СНГ. Немного поставляли в Прибалтику, но в целом прибалтийское направление у нас составляло не более 2% от экспорта СУГ из РФ. К 2023 году мы в принципе ушли с этого направления, потому что появились альтернативы", — отметил он.
По итогам 2022 года поставки СУГ из России на экспорт сократились на 0,4 млн тонн (с 3,5 млн тонн в 2021 году до 3,1 млн тонн в 2022 году). По словам Макарова, продукция была перенаправлена в Азию, Восточное Средиземноморье. В качестве нового канала отгрузок компания стала тестировать порт Тамань в объеме порядка 5–10 тыс. тонн СУГ.
"Мы когда-то работали в этом направлении, но в связи с тем, что основным рынком сбыта была Северо-Западная Европа, долгое время его не использовали. Сейчас вернулись, смотрим на этот канал как на альтернативную возможность вывоза СУГ. Пока отгрузки идут непросто, есть трудности с железнодорожной инфраструктурой на этом направлении. РЖД занимаются этими вопросами, инвестиции идут соответствующие, но понятно, что это все займет много времени", — сказал Макаров.
Ограничения пропускной способности восточного направления также создают логистические сложности и требуют поиска нетривиальных решений, так как мощностей не хватает.
"Даже если мы получаем подтвержденный план-заказ на Дальний Восток — еще не факт, что эти объемы будут вывезены. То есть ситуация драматически тяжелая. Мы, честно говоря, ищем альтернативные пути. Вплоть до того, что снимаем грузы с железных дорог, потому что они просто "не вывозят", и отправляем автомобильным транспортом, где это возможно. Уже сейчас едем на внешние рынки через "экзотические" каналы. Например, в прошлом году в конце навигации мы успели пройти Северным морским путем (СМП) из Санкт-Петербурга в Китай на атомном контейнеровозе. Мы планируем, как только возобновится навигация, снова начать отгрузки в этом направлении", — сообщил он.
RUPEC в Telegram