ИНТЕРВЬЮ: Незаменимых нет. "ТопТех" решит инжиниринговые задачи нефтегазохимии
09:05 / 18 ноября 2022
Закономерный вопрос, который возник у представителей нефтеперерабатывающей и нефтегазохимической отраслей после ухода значительной части западных компаний с рынка РФ — где взять ответы на вопросы, которые ранее адресовали иностранным компаниям? К примеру, как наладить стабильный выпуск качественного продукта с учетом ограничения доступа к технологиям, катализаторам и оборудованию? Об этом RUPEC побеседовал с генеральным директором компании "ТопТех" Алексеем Поляковым.
"ТопТех" — это молодая инжиниринговая компания, созданная в июле нынешнего года. Ее основатели ставят перед собой задачу, если не заменить полностью ушедших с рынка поставщиков технологий и каталитических систем, то существенно помочь заказчикам с решениями задач, связанных с работой критически важных узлов на НПЗ, нефте- и газохимических производствах и проектам, которые находятся в стадии реализации.
— Алексей, при каких обстоятельствах образовалась компания?
Компания была создана в течение первых двух месяцев этого особенного летнего периода. "ТопТех" на сегодня практически полностью состоит из сотрудников бывшего московского офиса компании Haldor Topsoe — первоначально необходимо было заручиться поддержкой именно проверенной и хорошо знакомой заказчикам команды. Зарегистрирована компания в начале июля. Некоторое время ушло на обустройство рабочего пространства и инфраструктуры, сейчас работаем уже в полную силу.
— То есть все решения были приняты довольно быстро?
Да, поскольку основная ценность любой компании — это люди, то было критически важно удержать компетенции специалистов и людей, которые работали над теми же самыми проектами в старой компании и знают тонкости технологических схем, оборудования, работы катализаторов.
— На чем сосредоточились в первую очередь?
В фокусе нашего внимания – технический сервис действующих установок и агрегатов, содействие по незавершенным проектам (здесь говорим о перепроектировании, подборе оборудования и т. д.), а также по только планируемым проектам (базовым). Также в круг наших профессиональных интересов входят скрининг, тестирование, подбор катализаторов (здесь нам помогает компания-партнер, научно-исследовательский центр которой располагается в Уфе). Фокусируемся, конечно, на технологиях и катализаторах, в которых накоплен большой опыт — это установки производства водорода, аммиака, метанола, серной кислоты.
— Но, наверное, не совсем корректно было бы назвать вас исключительно инжиниринговой компанией?
Так и есть. Инжиниринг является одним из направлений деятельности, но не единственным. Сейчас мы наблюдаем ситуацию, в которой заказчики вынуждены самостоятельно изыскивать возможности получения технологий, оборудования и катализаторов для своих производственных площадок. Рынок и отрасль довольно волатильны, а игроки рассредоточены. Наша цель — стать своего рода "единым окном" для заказчиков, где они могут получить требуемую всестороннюю поддержку. Будь то исследование катализатора (особенно от поставщика, с которым они работают впервые), оборудование и запчасти для действующих установок или новый проект реакторного блока на той или иной установке.
Не стоит также забывать и об обучении — довольно популярном формате взаимодействия с линейным персоналом заказчика. Тренинги, семинары — все это мы тоже будем проводить для заказчиков, как онлайн, так и "вживую".
Кроме того, сейчас мы занимаемся продвижением, например, мобильных водородных установок, разработанных нашим партнером, и других решений, которые расширяют традиционную продуктовую линейку ушедших лицензиаров.
— Есть ли приоритеты по географии потенциальных поставщиков?
Преимущественно это дружественные нам страны, ну и, само собой, мы ведем плотную работу по привлечению российских производственных площадок – ряд позиций для многих установок можно произвести внутри РФ.
— А как отреагировали заказчики на появление вашей компании?
Дружелюбно. Уже обсуждаем условия договоров по ряду проектов. Ведь заводы продолжают свою работу, и мы видим по каким вопросам сотрудничество с нами является взаимовыгодным. Приведу пример, по техническому сервису можно услышать такую точку зрения, что он нужен только когда что-то случается. Мы с этим в корне не согласны, и много лет работали по другому принципу. Мы считаем, что техсервис нужен, чтобы это "что-то" не случилось в принципе или эффект "чего-то" сказался минимальным образом на работу предприятия. Для этих целей, мы здесь и есть. Собственно, уже подписаны первые соглашения с заказчиками.
— Что касается компетенций – кто эти люди? Из кого преимущественно состоит "ТопТех"?.
Наш костяк — это опытные специалисты бывшего московского офиса Топсе. В техническом отделе работают технологи, механики, инженеры по автоматизации. А помогают им коммерческий отдел, финансовая служба, административный отдел. Кроме того, как я уже говорил, у нас есть отличная компания-партнер — по сути, научная площадка с высококвалифицированными специалистами, докторами наук. И, само собой, есть амбиции относительно роста самой компании. Коллектив обязательно будет расширяться.
— Спрошу прямо: способны ли эти люди сделать проект на уровне не ниже, чем был у ушедших фирм? Как у вас обстоят дела с лицензиями на результат вашей работы?
Отвечу так же прямо — да. Думать, что у зарубежных компаний здесь поголовно были исключительно представительства, которые не занимались проектированием — ошибочно. У Топсе в России и вовсе много лет существовало подразделение, занимавшееся как раз задачами проектирования — сначала оно базировалось в Ярославле, потом коллектив объединился в московском офисе.
По лицензиям — это интересный вопрос, который мы часто слышим на совещаниях. Большинство технологий, по сути, представляют собой "ноу-хау" компании. "Лицензия" — это набор технической, технологической и конструкторской документации, который закладывается при базовом проектировании, скажем, агрегата метанола. Возможность подготовить такой набор, включая конструктив основного реакторного оборудования и данные, необходимые для этого, у нас имеются. Ключевым вопросом будет выбор катализаторов, но и решение этой задачи мы видим.
— А гарантии? Это вопрос, который тоже волнует заказчиков, насколько я понимаю.
Мы, естественно, даем гарантии на результаты своей работы, финансовые — именно они интересуют людей на стадии заключения договора. Эти гарантии надлежащим образом фиксируются, и мы располагаем всеми ресурсами для того, чтобы их соблюсти.
— Помимо первичного становления и развития, как бы вы сформулировали основную задачу или миссию компании?
Наша миссия, кстати, довольно четко отражена в слогане: "всегда рядом, всегда надежно". Мы здесь для того, чтобы у заказчика в любой момент времени было к кому обратиться в нынешней ситуации. Будь то расчеты, проектирование, поставка, исследование, консультация. У нас нет длинной цепочки принятия решений и согласования их с условным головным офисом за рубежом, и мы доступны 24/7. Если что-то произошло, заказчик всегда может позвонить или написать соответствующему сотруднику. В этом, пожалуй, и заключается наша миссия — своевременно и профессионально оказывать поддержку клиентов.
RUPEC в Telegram