Что поможет производителям ПЭТ-тары избежать дефицита сырья

15:48 / 9 июня 2022

В условиях новой экономической повестки для России нефтегазохимическая компания "Сибур Холдинг" продолжает заниматься проектами по использованию вторичного сырья и созданию цикличной экономики в отрасли. О том, в какую сторону сместился фокус компании в этой области, RUPEC удалось выяснить у участников в ходе конференции RosUpack 2022.

Производители упаковки из полиэтилентерефталата (ПЭТ), в первую очередь бутылочной тары, в России с начала весны столкнулись с проблемами из-за недостатка сырья для преформы. Растущий объем спроса на сырье в РФ всегда компенсировался за счет импортных поставок. Острое ограничение импорта в начале весны привело к дефициту. Частично решить проблему дефицита на российском рынке бутылочного ПЭТ, доля которого составляет 94% от общего потребления первичного материала (по данным MRC), можно за счет вторичного ПЭТ.

В 2021 году производство ПЭТ в России сократилось на 2,4% до 600 тысяч тонн, в то время как потребление выросло на 6% до 776 тысяч тонн, а импорт вырос на 28% (нетто-импорт составил 178 тысяч тонн). При этом потребление вторичного ПЭТ по итогам 2021 года составило около 210 тыс. тонн, что на 7% больше, чем в 2020 году, согласно данным Гликоли.Ру. Наибольший прирост за 2021 год показал импорт ПЭТ-хлопьев, вторичных ПЭТ-гранул и отходов ПЭТ-бутылки, ранее отмечал председатель совета директоров компании "Экотехнологии" Константин Рзаев. Теперь же из-за логистических проблем в связи с санкциями импорт сырья для вторичного ПЭТ стал затруднителен.

Развитием использования вторсырья в отечественном производстве ПЭТ занимается компания "Сибур". На предприятии "Полиэф" в Благовещенске (Башкирия) идет реализация проекта по выпуску "зеленой" ПЭТ-гранулы под брендом Vivilen. «В процессе смешения расплава первичного ПЭТ и расплава из флексы — получается однородная гранула с содержанием вторички до 25%", — пояснил директор по устойчивому развитию "Сибура" Максим Ремчуков в ходе выступления на конференции RosUpack 2022.

После выхода на проектную мощность в производство можно будет вовлекать около 34 тыс. тонн вторичного сырья ежегодно. "Сейчас мы проходим пуско-наладочные работы, первые образцы продукта уже тестируются. Следующий шаг – это прохождение омологации продукта у клиентов", — сказал Ремчуков. 

Однако производство ПЭТ-тары из вторичного сырья традиционно обходится дороже, чем из первичного. Для сравнения, цена на первичный ПЭТФ в январе 2022 года составила в ЕС в среднем 1600 евро за тонну (121 тыс. руб. за тонну), в то время как стоимость вторичного ПЭТФ в виде хлопьев и пищевых гранул находилась в пределах от 1900 до 2250 евро за тонну соответственно (142 — 168 тыс. руб./т), согласно данным агентства ChemOrbis. Отметим, что разрыв по остальным семействам полимеров не такой значительный.

Логично, что и «Сибур» при создании нового продукта - Vivilen – задался вопросом снижения стоимости производства гранулы, которая непосредственно будет влиять на конечную стоимость ПЭТ-тары.

ЭФФЕКТ ПЕРЕПЕЛИНОГО ЯЙЦА

Одна из наиболее сложных проблем находится на уровне переработки вторсырья, считает главный эксперт Службы развития применений термоэластопластов "Воронежсинтезкаучука" Роман Вощинский.

"Если посмотреть, куда перерабатывается ПЭТ-флекса, то можно увидеть, что обратно в бутылку перерабатывается лишь 14%. Мешают увеличению этого процента различные включения в флексе, которые при переработке либо ухудшают цвет конечного изделия, либо образуют вкрапины, создавая на изделии эффект перепелиного яйца", — сказал он.

По результатам исследования "Полилаба", вкрапления в ПЭТ-флексе как правило создают остатки клея, который используется для наклеивания этикетки на пластиковую бутылку. Происходит это вследствие того, что большинство производителей напитков используют для круговой этикетки клей, который не растворяется в воде, или растворяется до допустимых значений только с применением специальных промышленных реагентов. Остатки такого клея при переработке превращаются в тёмно-коричневые угольки.

Решение этой проблемы есть. В R&D-центре в Воронеже на базе недавно запущенной линейки термоэластопластов "Сибур" разработал рецептуру клея для круговой этикетки, который по основным техническим показателям не отличается от стандартного клея, однако после обработки щелочным раствором полностью теряет свои клеящие свойства. Это делает процесс переработки ПЭТ-бутылки во флексу более универсальным, снижает количество использования реагентов в процессе мойки и расширяет область применения флексы в пищевом сегменте. "Мы находимся в активном поиске партнёра для масштабирования и вывода на рынок этого решения", — отметил Вощинский.

Переход на водорастворимый клей в упаковке позволил бы перерабатывать больше вторсырья на существующих мощностях, что в свою очередь способствовало бы снижению дефицита сырья для создания ПЭТ-тары.

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Другой, не менее важный аспект, который мог бы решить ценовую проблему вторичного ПЭТ, а также ускорить рост объема вовлекаемого вторичного сырья в производство – это создание ликвидной рыночной котировки на б/у бутылку и флексу, считает Ремчуков.

За последние несколько лет на российский рынок вышло много новых проектов, мощностей, поэтому спрос на б/у бутылку вырос. Цены на этот вторичный материальный ресурс растут рекордными темпами в 2021-22 гг. В данной ситуации было бы уместно максимальному количеству игроков рынка вложиться в создание индекса на б/у бутылку, который бы объективно описывал происходящую ситуацию с ценами и позволял всем участникам иметь честный рыночный индикатив при заключении реальных сделок, считает Ремчуков.

Ранее на дороговизну использованных ПЭТ-бутылок жаловались в "Пларусе" (входит в ОП "Европласт"). В компании отметили, что стоимость одной ПЭТ-бутылки с полигона на рынке может доходить до 70% от стоимости готовой продукции. А она (бутылка) должна пройти еще весь производственный процесс переработки во вторичный гранулят.

Создание индекса на б/у бутылку позволит говорить о большей прозрачности ценообразования, повысит открытость и улучшит конкурентную среду в отрасли. Идею создания подобного индекса в ходе дискуссии на конференции поддержали и глобальные производители напитков в России, которые стремятся часть упаковки для своей продукции делать с вторичным контентом.

RUPEC в Twitter, в Telegram, на Facebook

0 комментариев

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий - Вход