К чему приведет госрегулирование на рынке нефтехимии

К чему приведет госрегулирование на рынке нефтехимии

18:03 / 6 мая 2022

Перерабатывающие предприятия не могут в полной мере переложить растущую себестоимость на плечи конечных потребителей и обращаются в правительство с просьбой о дополнительном регулировании. Почему некоторые из предложенных ими мер не могут быть реализованы в полной мере, разобрался RUPEC. 

Союз переработчиков пластмасс (СПП) написал письмо в правительство РФ с рядом предложений для сдерживания роста цен на пластмассы (есть в распоряжении редакции RUPEC). В частности, союз предлагает ввести госрегулирование цен на базовое сырье для полимеров — нафту и сжиженный углеводородный газ (СУГ), а также установить цены на сырьевые материалы для внутренних поставок в рублях без привязки валютным курсам и зарубежным индикативам.

В целом, логика предложения СПП понятна: ассоциация хочет получить более-менее фиксированные цены на полимеры для дальнейшей переработки в продукцию, считают опрошенные эксперты. Ранее о подобной фиксации цен уже удалось договориться с "Сибуром". Компания в целом сдерживает цены на базовые полимеры по прямым формульным договорам на уровне февраля 2022 года. 

"В результате изменения цен на полиэтилен низкой плотности (ПЭНП), полиэтилен высокой плотности (ПЭВП), линейный полиэтилен (ЛПЭНП), а также полипропилен (ПП), с 24 февраля по настоящий момент составили +3%, несмотря на ослабление рубля к евро и доллару США более чем на 10%, а также, несмотря на рост цен на аналогичные материалы в Европе на 15-20%", — отмечается в письме СПП.

В апреле "Сибур" продолжил их сдерживать, индексируя — в среднем на 2–3% — из-за роста расходов. Такой же логики компания планирует придерживаться и в мае, сказал источник газеты "Ведомости" из "Сибура". Также компания проводит переговоры с поставщиками углеводородного сырья для собственного производства по фиксации цен, в основном это ШФЛУ, ПНГ и бензин, напомнила аналитик по товарным рынкам "Открытие Инвестиции" Оксана Лукичева.

Вероятно, в СПП считают, что этих мер недостаточно и подобные подходы необходимо применять по ограничению цен по всей производственной цепочке: сырье — полупродукт — полимер-товары из полимера, предположил аналитик нефтегазового рынка Александр Собко. 

Однако в части сырьевых компонентов сделать это не так просто. "Существует объективная проблема индикации. Непонятно, как определить цену того или иного сырьевого компонента на том или ином заводе, так как ни одно предприятие цены в открытом доступе не публикует", — пояснил промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Узнать цены можно сделав запрос на предприятие, но насколько цены в этих запросах будут отвечать ценам в контрактах, непонятно, рассуждает аналитик. 

БИРЖЕВАЯ ГОЛОВОЛОМКА

В теории, видеть, как изменяется цена и насколько она отличается от цен в контрактах сможет ФАС через механизм регистрации внебиржевых контрактов на бирже. Но на практике реализация биржевых торгов как на полимер, так и на сырье или полупродукт — сложна и совершенно не гарантирует прозрачного ценообразования.

"На других примерах мы видим, что создать рыночный механизм даже в более крупных и ликвидных энергетических продуктах не всегда легко", — подчеркнул Собко. 

Торговля на бирже подразумевает стандартизацию. "Товар должен соответствовать определению биржевого товара: иметь как минимум 2-х производителей, унифицированные качественные характеристики, унифицированный размер партии и унифицированную логистику", — отметили в СПП.

То есть, какие-то виды продуктов могут торговаться на бирже, но слишком широкий и детальный список, скорее всего, не будет эффективным так как репрезентативность ценовых индикативов зависит от их ликвидности, поясняет Хазанов.

Учитывая, что разновидность нефтехимических компонентов очень обширна, и некоторые из них создаются под одно или два конкретных предприятия, выводить на биржу даже 10% от общего объема их производства не имеет смысла, считает он.

Ещё один путь сдержать цены на полимеры — внесение изменений в экспортные пошлины на сырье, но это решение также потребует длительной настройки. Кроме того, необходимо учитывать, что лишь часть полимерной продукции поставляется на внутренний рынок, а часть по-прежнему идёт на экспорт, отметил Собко.

В экспертной среде все же пока превалирует мнение, что регулирование цен – это потенциально деструктивное решение с точки зрения экономического развития. "Считается, что долгосрочно жесткое регулирование цен на сырье и продукцию проигрывает рыночному ценообразованию и отрицательно влияет на производство и развитие отраслей", — пояснила Лукичева. 

Краткосрочно меры по регулированию цен охладят рынок, но затем это может привести к созданию различных перекосов, заключил Собко.


Автор: Валерия Княгинина 

RUPEC в Telegram

Читать другие спецпроекты