Логистическая блокада — курс на восток

Логистическая блокада — курс на восток

10:42 / 31 марта 2022

США и ЕС продолжают попытки изоляции России от торговли с западными и прозападными странами — вводят санкции на транспортную инфраструктуру, не пускают в морские порты российские суда. Частные логистические компании, боясь попасть "черный список", отказываются отправлять торговые суда в РФ. Соединённые Штаты сгущают краски заявлениями о возможном введении полного эмбарго и блокировке международных морских путей для России. Как можно переориентировать экспорт и импорт на случай морской блокады, разбирался RUPEC.

За последние три недели несколько европейских грузовых терминалов отказались от судов, перевозящих грузы в Россию. Основная причина — длительные таможенные проверки на предмет товаров из санкционного списка. Время простоя экспорта во всех европейских портах увеличилось на 36% с 17 февраля, в то время как время простоя перевалки в этих же портах выросло на 41%, согласно платформе для отслеживания поставок FourKites.

Власти Великобритании запретили портам пускать суда, которыми владеет РФ, которые она фрахтует, а также которые связаны с Россией. США захотели пойти еще дальше и заблокировать доступ российским судам к международным водным путям и ввести полное эмбарго на торговлю с РФ. Замминистра финансов США Уолли Адемейо на днях заявил каналу CNBC, что "эти предложения находятся на столе у президента". 

РЕАЛЬНА ЛИ БЛОКИРОВКА МОРСКИХ ТОРГОВЫХ МАРШРУТОВ

Отрезать Россию от международных морских торговых маршрутов у США вряд ли получится, считают опрошенные эксперты. В первую очередь это связано с морскими международным правом, которое основано на базовом принципе свободы судоходства без дискриминации какого-либо флага. Оно закреплёно и в "Конституции морей" — Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Однако США не являются её участником и могут закрыть территориальное море и порты для российских судов. Также Штаты могут заручиться поддержкой союзников в Международной морской организации (IMO), которая устанавливает международные судоходные маршруты, — поясняет руководитель практики санкционного права и комплаенса КА Pen & Paper Сергей Гландин.

Также нельзя закрыть международные каналы: Суэцкий и Панамский. Нельзя закрыть проливы, регулируемые специальными соглашениями (например, конвенция Монтре 1936 по Босфору и Дарданеллам) и где ширина свыше 24 морских миль, перечисляет юрист.

При этом вполне могут закрыть Ла-Манш, но не США, а Англия и Франция "по соображениям безопасности", добавляет Гландин.

В теории, "закрыть море" для России можно по аналогии с закрытием неба над территорией иностранных государств, действующих сегодня, считает основатель N.TransLab Мария Никитина. То есть, одного слова США для этого недостаточно — каждое отдельное государство самостоятельно принимает решение о запрете входа российских судов в территориальные воды и порты.

Говоря о блокировке водных путей, замминистра финансов США Уолли Адемейо, вероятно, имел ввиду не физическую блокаду водных путей, а принятие экономические санкции, которые затруднят перевозку морским транспортом грузов из РФ, считает аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков.

"К примеру, это запрет на страхование судов, введение штрафов на суда, которые будут заходить в российские порты или, на российские суда, которые будут разгружаться в иностранных портах. Подобные меры могут создать условия препятствия для нормальной работы с Россией", — поясняет эксперт.

Такая "морская блокада" серьезно осложнит логистику и приведет к утрате значения портов Санкт-Петербурга и ограничением работы порта в Новороссийске, важного для экспорта сельхозпродукции в Турцию и Северную Африку, отмечает президент Русско-Азиатский Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич.

Также парализуются трансатлантические контейнерные перевозки, которые занимают третье место в морской логистике. На сухогрузы приходится около 50% грузооборота российских морских портов — 412 856 млн тонн в 2021 году.

В Россию по морю в контейнерах привозят комплектующие для машиностроения, товары пищевой и химической промышленности, бытовую электронику, продукты питания и др. Эти грузы в основном в Россию идут из юго-восточной Азии, Китая и дальней Европы. В экспортном контейнерном потоке из РФ преобладает продукция лесопромышленного комплекса, удобрения, цветмет, каучуки. 

Справочная информация:

Две трети российского импорта и экспорта поставляется морским и водным транспортом. Грузооборот морских портов РФ в 2021 году составил 835,2 млн т. Общая численность морского транспортного флота, контролируемого российскими судовладельцами, по состоянию на начало 2021 года — 1446 судов суммарным дедвейтом (общая грузоподъёмность) около 23,1 млн т. Более половины тоннажа (62,2%) приходится на суда, эксплуатируемые под иностранными флагами — 255 судов общим дедвейтом 14,4 млн т. Из них сухогрузных — 116 суммарным дедвейтом 2,1 млн т, наливных — 139 общим дедвейтом 12,3 млн т. Флот под флагом России составил 1191 судно общим дедвейтом 8,7 млн т, из них сухогрузных — 786 суммарным дедвейтом 4,1 млн т, наливных — 346 общим дедвейтом 4,6 млн т.

НОВЫЕ ПУТИ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА И ИМПОРТА

Впрочем, разорвать экономические отношения России со всеми странами без полного антироссийского консенсуса в мире у США не получится. Китай и Индия демонстративно заняли нейтральную позицию, Турция продолжает торговать с РФ. "Что это за санкции, когда они не выполняются", — задается вопросом Юшков.

Азия, как самый динамично развивающийся регион мира, может принять часть тех товаров, которые ранее продавались на Запад. "Однако нужно понимать, что этот процесс требует времени: изучения рынков, установления отношений и включения в уже существующие производственные и логистические цепочки", — подчеркивает Манкевич.

По его словам, порты во Владивостоке и Транссибирская магистраль уже сейчас не справляются с возрастающим объемом заказов на доставку — сроки увеличиваются на 2-3 недели. Северный морской путь пока не предназначен для приема промышленных грузов из-за недостаточного уровня развития инфраструктуры.

Альтернативой морским перевозкам в Китай может стать прямое железнодорожное сообщение из Сучжоу, через Забайкальск или Казахстан, в Москву. Срок доставки — 35 дней. Также совместно с КНР сейчас разрабатываются дополнительные ж/д маршруты, например, Шэньчжэнь-Санкт-Петербург, который способен доставить груз за 18 дней. Стоимость такой доставки будет составлять 15 тысяч долларов, что на 60% выше морской доставки, подсчитал Манкевич.

В начале апреля "Трансконтейнер" запустит новый мультимодальный сервис для перевозки грузов из китайских портов Тайсанг и Нингбо в регионы РФ через порт Восточный в Приморском крае. Транзитное время на морском плече составит 3-4 дня. Ежемесячно по этому маршруту планируется четыре отправки.

Товары из Европы формально можно везти фурами через Белоруссию. Границы открыты. Цены на транспортировку пока не меняются — в среднем 8 000 долларов за фуру.

Еще одна альтернатива — наземные маршруты через страны Прибалтики и маршруты с выходом на их порты. Однако это направление ограничено и не в состоянии покрыть объем грузов в 200 миллионов тонн, что переваливаются через порты Балтийского бассейна РФ. Морские порты этого бассейна и без того в 2021 году продемонстрировали самый высокий показатель роста грузооборота — (+4,7%) 252,8 млн тонн в абсолютных цифрах. Из них объём перевалки сухих грузов достиг 118,2 млн тонн (+4,8%), наливных грузов – 134,6 млн тонн (+4,6%).

"Транспорт — это сервис, услуга для товара. Если есть контракт, транспорт будет искать варианты. Они могут быть дороже, дешевле, дольше или короче, но так или иначе найдутся. Поставщик будет искать, куда ехать выгоднее, и искать другие рынки сбыта, больше поставлять на внутренний рынок. Покупатель тоже будет искать альтернативу", — говорит Никитина.

ФОЛ ПОСЛЕДНЕЙ НАДЕЖДЫ 

И все же заявление Адемейо имеет скорее характер рассуждения, нежели, подразумевает конкретные планы, обращает внимание Юшков. "У него спросили, какие еще санкции могут ввести США. То есть, блокировка доступа нашим судам к международным морским путям и эмбарго – это некий последний шаг, после которого будет полный развал экономики и отношений", — считает Юшков.

Для США это "некий фол последней надежды", потому что Россия тоже в ответ остановит торговлю, добавил он. "Дойдет ли до этого? Вряд ли. Объективно, мир при всем американском давлении не сможет выполнить подобные требования. К примеру, Европе, которая не может существовать без наших энергоресурсов, придется игнорировать американские санкции и продолжать торговлю с РФ. В противном случае она останется без российского сырья", — пояснил он.

Такой радикальный сценарий развития событий предполагает, что экономическую ситуацию в мире доведут до крайней точки. И тогда страны сядут договариваться о новых правилах игры, заключил эксперт.

Автор: Валерия Княгинина

RUPEC в Telegram

Читать другие спецпроекты