Биопластики: экологичное преимущество или маркетинговый ход?

Биопластики: экологичное преимущество или маркетинговый ход?

10:53 / 5 августа 2021

https://www.european-bioplastics.org

Многие транснациональные корпорации мира приветствуют так называемую передовую переработку отходов как решение кризиса отходов, который заставляет страны бороться с использованием пластмасс.

Крупнейшие нефтяные и химические компании, производящие продукты нефтехимии и международные потребительские бренды, использующие огромное количество пластика для упаковки товаров, находятся в поиске решений для превращения пластикового мусора в топливо, текстиль и другие побочные продукты. Одним из направлений для исследования является так называемый биопластик, который производится из возобновляемых источников биомассы. Это могут быть растительные жиры и масла, кукурузный крахмал, солома, щепа и переработанные пищевые отходы.

European Bioplastics прогнозирует рост глобальных производственных мощностей по изготовлению биопластиков до 2,8 млн тонн к 2025 году. Этот рост стимулируют такие инновационные биополимеры, как полипропилен и особенно полигидроксиалканоаты. В целом на долю биоразлагаемых пластмасс сегодня приходится почти 60 процентов мировых производственных мощностей по производству биопластиков.

Упаковка остается самой большой областью применения биопластиков — почти 47% всего рынка в 2020 году. А с точки зрения развития регионального потенциала, крупным производственным центром остается Азия, где производится более 46% биопластика. Примерно четвертая часть производственных мощностей находится в Европе. По прогнозам, к 2025 году эта доля вырастет до 28 процентов. В европейской ассоциации уверены, что ключевым производителем биопластика должна стать Европа, потому что биопластик будет играть важную роль в достижении циркуляционной экономики.

Попытки перейти от нефтехимических пластиков к возобновляемым и биоразлагаемым пластикам оказались очень хитроумными. Процесс их производства часто требует использования токсичных веществ и в целом достаточно дорог. Несмотря на ряд прорывных исследований ученых, биопластики пока не находят популярности среди крупного бизнеса. Своим взглядом на эту тему с RUPEC поделились отраслевые эксперты.

По мнению заведующего сектором нефтяного рынка Института энергетики и финансов Александра Титова, использование биопластиков из биоэтанола сокращает объем выбросов СО2 в атмосферу при производстве, но не решает проблему пластиковых отходов, как и биоразлагаемые пластики (из нефтепродуктов с добавками), которые требуют специальных условий для компостирования.

"Это сдерживает потенциал развития биопластиков. Также данный вид пластиков не подлежит вторичной переработке с обычными пластиками, что может ухудшить качество собранных отходов при смешивании в контейнерах для вторичной переработки", - отметил эксперт, подчеркнув, что это снижает эффективность процессов переработки.

Кроме того, по его мнению, биоразлагаемые пластики могут создать ложное ощущение у потребителей о возможности просто выбросить их, не причинив вреда окружающей среде.

"Таким образом, текущие экологические преимущества, как пластиков из биоматериала, так и биоразлагаемых пластиков можно поставить под сомнение. Эти свойства пока не компенсируют ущерб, причиненный ненадлежащей утилизацией пластиковых отходов. Здесь также, как и в переработке, необходимы технологические прорывы", - говорит Титов.

Площадь земель, используемых для выращивания возобновляемого сырья для производства биопластика, оценивалась в 2020 году в 0,7 миллиона гектаров. Это порядка 0,015 процента от общемировой сельскохозяйственной площади в 4,7 млрд гектаров. Несмотря на прогнозируемый в ближайшие пять лет рост рынка, доля землепользования для биопластика лишь незначительно увеличится. 

В октябре 2018 года ТАИФ и итальянская компания Bio-On S.p.A. заключили соглашение о строительстве в Татарстане завода по производству биопластика из патоки и сиропа сахарной свеклы мощностью не менее 10 тыс. тонн в год. Особое внимание в проекте будет уделено экономическим и экологическим аспектам, которые характеризуют инновационную технологию, разработанную компанией "Bio-on", способную преобразовывать низкокачественное и натуральное сырье в возобновляемые продукты с высокой добавленной стоимостью. Технология, а также процесс производства отвечают принципу безотходной "зеленой" экономики, которая в настоящее время финансируется и продвигается по всему миру.

В Союзе переработчиков пластмасс России (СПП) сомневаются в перспективах масштабного развития этой отрасли в России и мире.

"В настоящий момент есть отдельные компании, которые производят реальную биоразлагаемую упаковку (например, из крахмала или рыбной чешуи), в том числе и в ЕАЭС. Однако, общий объем её производства, как у нас, так и за рубежом чрезвычайно мал, ввиду некоторой доли экзотичности, и, главное, абсолютного отсутствия экономической выгоды, - сказали в СПП.

Биоупаковка в 3-5 раз дороже обычной пластиковой, и потому сегодня абсолютно невыгодна, и не востребована. 

"Следует помнить, что биопластики не предназначены для рециклинга или рекуперации, они служат только для компостирования как пищевые отходы. При этом засоряют территории, как пищевыми отходами, так и такими пластиками. То есть засорение, как действие или его результат, не связано с типом материала", - пояснили в Союзе.

Генеральный директор "Центра отраслевых исследований" Андрей Костин также скептически настроен к развитию отрасли биопластиков.

"Эффективность крайне низкая. Когда-то думалось, что не нужно будет менять структуру короткоживущей упаковки, мы заменим на био. Но она, как оказалось, не такая разлагаемая. Для биопластика требуется отдельный канал сбора. Оказалось, что в большей части климатических и почвенных условий биопластики быстро не разлагаются, и цены на производство таких материалов очень высоки. Этот сегмент развивается в сельском хозяйстве и в медицине. В 80% случаев применение био упаковки - это маркетинговые приемы и не выход из ситуации", - сказал эксперт.

RUPEC в Telegram

Читать другие спецпроекты