Игорь Есин (НИИК): "Наша задача построить структуру, которая будет готова к глобальным изменениям"
12:09 / 30 октября 2020
На фото И. Есин
В интервью информационно-аналитическому центру RUPEC новый генеральный директор ОАО "НИИК" Игорь Есин рассказал, как компания трансформируется под новые запросы рынка, почему спрос на минеральные удобрения будет всегда, что ждет новые проекты по производству метанола в России.
Недавно НИИК объявил об изменениях в руководстве компании. Как поменяется вектор управления?
Текущий год стал очень сложным периодом для страны в социальном и экономическом отношении. Падение цен на нефть и коронавирус, снижение поступлений налогов для государства - создают проблемы для всех нас, а восстановления экономики в прежних масштабах придется ждать долго. Все отрасли переживают последствия от падения экономики, и потери от ввода карантина могут составить до 5% от ВВП. Отрасль минеральных удобрений и метанола испытывает дополнительное давление от сокращения цен и спроса как внутри страны, так и на внешнем рынке.
Мы, конечно, ожидаем поворота в политике "Газпрома" по увеличению внутренней переработки газа и выдачи более льготных условий его предоставления, инвестиций в инфраструктуру. Ожидаем, что потери в экономике "наведут на мысли" о необходимости введения политики серьезного дотирования сервисных компаний, ЕРС-подрядчиков, льготного финансирования отраслей промышленности. Мы заинтересованы в том, чтобы отечественные производители оборудования имели средства на развитие собственных технологий, которые мы могли бы закладывать в будущие проекты. Хотелось бы видеть возрождение российской строительной отрасли, чтобы крупнейшие объекты химической индустрии возводили не иностранные подрядчики, а свои -российские компании.
Но если ничего не предпринимать самим, то риски экономических потерь для отдельно взятых предприятий существенно возрастают. Конкурентная ситуация в сфере инжиниринга меняется, и это заставляет нас серьезно пересмотреть наш взгляд на бизнес, клиента, подстроиться под изменения, происходящие не только в России, но и во всем мире. Нам требуется пересмотреть подход к качеству проектирования, к коммуникациям в процессе работы над документацией, с производителями оборудования, подрядчиками СМР и к конечному результату.
Я считаю, что снижение цен на услуги и материалы – хороший стимул для создания мощностей в текущем цикле кризиса: открываются возможности для развития импортозамещения и экспортного потенциала. Поэтому крупные российские проекты не останавливаются, и нам необходимо продолжать движение по этому пути – здесь наши планы неизменны.
Для нас очень символично то, что период трансформации совпал с днем рождения нашей компании, которая 31 октября отмечает 68 лет со дня основания. Еще один год в жизни компании – это новый этап, который должен вести к новым вершинам. И мы все для этого делаем.
Позиция заместителя генерального директора по строительству, которую теперь занимает Олег Костин, новая в компании?
Нет, эту должность занимал ранее другой сотрудник. Она появилась, когда НИИК стал заключать контракты на условиях ЕРС. НИИК разрабатывает проектную документацию, осуществляет поставку критического оборудования, отвечающего за технологию. Этот процесс мы освоили давно. Для многих заказчиков удобно, когда одна компания разрабатывает документацию, спецификации, а в случае каких-то изменений оперативно это фиксирует. Во внедрении этого процесса были задействованы новые люди, разработаны новые процессы.
Первым крупным объектом, в котором мы выступили в качестве ЕРС-подрядчика, стал комплекс АМК в Менделеевске. Сейчас мы завершаем аналогичные работы по комплексу АКМ в Губахе на ПАО "Метафракс". Нам необходимо усилить контроль за реализацией проекта, контроль за бюджетом и сроками, что Олег Николаевич сумеет выполнить максимально эффективно.
Планирует ли компания проводить дальнейшие изменения в руководящем составе? Быть может, создавать новые должности?
Сейчас в разработке - новая структура компании, которая ориентирована на реализацию функциональных стратегий. Выполняются аудит и оценка эффективности существующих бизнес-процессов. Нашей главной задачей является построение такой структуры, которая будет готова к новым изменения, происходящим в мире и в нашей отрасли.
НИИК также объявил о планах по "качественной трансформации" бизнеса. Не могли бы Вы чуть подробнее рассказать об этом?
У любой компании сложности при решении задач начинаются тогда, когда она не успевает за происходящим изменениями в том секторе, в котором работает. Все в этом мире меняется очень быстро, должны меняться и мы. В первую очередь, мы должны следовать за трендами, стремясь делать то, что необходимо клиенту, и, двигаясь в ту сторону, куда развивается рынок.
Мы усилили и продолжаем исследования и разработки, позволяющие нам совершенствовать производство аммиака, карбамида, азотной кислоты, аммселитры, метанола. Кроме того, НИИК движется в сторону перехода к производству сложных удобрений на основе карбамида, селитры с различными добавками; продуктов, получаемых соединением, смешением и иными способами. То есть, к тому, что становится наиболее актуальным для производителей и потребителей минеральных удобрений.
Современная система проектирования и эксплуатации действующего завода уже не может без активного внедрения цифровых технологий, обеспечивающих безаварийную эксплуатацию производства и контроль за ним по всем параметрам. Поэтому в нашей компании инжиниринг трансформируется постоянно, встраивая тренды цифровизации.
Очень активно (и пандемия этому способствовала) идет внедрение современных программных продуктов – уже не 3D, а Multy-D. Это комплексный подход к планированию и реализации крупных проектов, то есть управление строительством в целом. Идет тренд цифровизации с элементами внедрения технологии "умного проектирования", искусственного интеллекта, в том числе видеоаналитики.
На протяжении последних лет мы самым тщательным образом занимались подбором кадров, профессиональным ростом наших людей во всех областях, которыми занимается НИИК и, конечно, привлечением в компанию талантливой молодежи. Сегодня наш коллектив насчитывает уже более 700 человек, которые профессионально владеют не только проектной, но и технологической частью, а также компетенциями в EPC-контрактах и управлении строительством.
Стоит ли ожидать, что НИИК будет усиливать свои позиции на мировых рынках?
Пандемия коронавируса значительно затормозила мировую интеграцию. Но мы понимаем, что существующие ограничения оправданы. Международное сотрудничество сейчас ведется в онлайн режиме. Например, мы обсуждаем строительство нового комплекса по производству аммиака и карбамида в Щекино с нашими коллегами из Уханя посредством видеоконференций.
Индийские компании-производители карбамида, заинтересованные в поставке комплекта внутренних устройств технологии НИИК в реактор синтеза, не отказались от своих намерений и ждут окончания периода ограничений.
Кроме того, сохраняется заинтересованность ведущих мировых компаний-лицензиаров химических технологий в строительстве новых производственных мощностей на территории нашей страны. А это означает широчайшее поле деятельности в плане международного сотрудничества для российского инжиниринга. Кстати, соответственно этим трендам изменились и структурные подразделения компании, отвечающие за внешнеэкономическую деятельность.
Какие новые инструменты для проектирования компания планирует внедрять?
ОАО "НИИК" стало одной из первых компаний в России, которая приобрела и использует широкий спектр продуктов для проектирования от компании AVEVA. Остальные компании ограничиваются освоением одного-двух модулей. Кроме того, НИИК не только использует разработки AVEVA, но и адаптирует их к собственным потребностям, выступая в качестве эксперта.
Сейчас наступил новый виток развития технологий проектирования, что не только способно повысить качество самого проекта, но и закладывает фундамент для решения вопросов строительства и эксплуатации промышленного объекта на протяжении всего жизненного цикла. НИИК стремится к тому, чтобы для каждого физического объекта была разработана его цифровая модель - правильно структурированная информация об объекте с набором всевозможных данных - технологических, строительных, договорных. Проект, выполненный в 3D-пространстве, в котором с самого начала применялась единая система кодирования, имеет гораздо больше шансов на успешное завершение с соблюдением сроков, качества и бюджета.
Не могли Вы чуть подробнее рассказать, над какими проектами сейчас активно работает компания?
Рентабельность отрасли минеральных удобрений позволяет реализовывать большие инвестпроекты, Цена аммиака и его логистики подталкивают к его переработке в другие продукты на уже действующих мощностях. Поэтому, несмотря на пандемию, наша компания не прекращала работу, более того, не снижала ее темпы.
Мы завершаем строительство комплекса "Аммиак-Карбамид-Меламин" на ПАО "Метафракс" в Губахе, проектируем новые агрегаты карбамида на ПАО "Тольяттиазот" и ПАО "КуйбышевАзот", агрегат метанола на ОАО "Щекиноазот" и совместно с китайскими специалистами – комплекс "Аммиак-Карбамид" на ОАО "Щекиноазот".
Мы участвуем в проектировании крупнейших нефтехимических проектов на промышленных площадках Дальневосточного и Балтийского регионов. В планах - проекты на Черноморском побережье – в Тамани тоже будет создано газохимическое предприятие. Построенный там морской терминал станет окном возможностей для российских производителей удобрений, удобным и важным объектом для экспортных операций.
В прошлом интервью RUPEC Олег Костин отмечал, что компания выполнила много ТЭО для новых производств метанола в России. Как чувствуют себя эти проекты сейчас?
К текущему моменту в России анонсировано около двадцати метанольных проектов с планируемым сроком исполнения до 2030 года. Оценивать их реалистичность особенно затруднительно в свете событий начала 2020 года. Очевидно, что падение цен на нефть, пандемия COVID-19, введение практически всеми странами карантинных мер с целью прекращения распространения вируса и, как следствие, наступающий мировой экономический кризис заставят инвесторов значительно откорректировать свои планы. Но, по прогнозам большинства экспертов, спрос на метанол восстановится в недалеком будущем, что приведет к росту цен и даст импульс новым проектам.
Те метанольные производства, которые мы проектируем сегодня, и по нашим оценкам, и по мнению других компаний, вполне соответствуют потребностям рынка. НИИК сегодня участвует в реализации семи метанольных проектов и выполняет предпроектную проработку более 10 планируемых объектов в этой отрасли. Производства метанола, проектируемые НИИК, появятся в Волгограде (ООО "ДЖИ ТИ ЭМ 1"), Нижнекамске (ПАО "Нижнекамскнефтехим"), Щекино (ОАО "Щекиноазот"), и других регионах России.
Российские компании продолжают интересоваться инвестициями в аммиак и карбамид, при этом цены на данную продукцию достаточно нестабильны и склонны к падению. Как Вы считаете, чем обусловлена инвестиционная привлекательность новых производств?
Проекты по производству минеральных удобрений лидируют по экономической эффективности направлений переработки газа, обеспечивая комфортную для инвестора внутреннюю норму доходности. Экспорт газа уменьшает свою доходность из-за регулирования цен на газ и высокой конкуренции со стороны других экспортеров (природного газа, СПГ и сланцевых газов), что позволяет сделать вывод о целесообразности монетизации газа путем создания новых мощностей по его переработке.
Нельзя забывать и о том, что производство минеральных удобрений (в частности, производство азотных удобрений) обладает достаточно быстрой окупаемостью, а падение цен, хоть и шок для инвесторов, но это цикличное явление. Конечно, инвестор в первую очередь смотрит на падающие индикативы и включает защитную реакцию – отложить проект. Но не стоит этого бояться, так как ценовые колебания, особенно на фоне экономических стрессов, вполне допустимы.
Кроме того, область, в которой мы работаем, выступает с глобальной миссией – избавление населения от голода. Тема актуальная, поэтому серьезного падения производственных показателей быть не должно.
Завершения каких проектов, в которых НИИК принимает активное участие, стоит ожидать в 2020-2021 годах? Скорректировала ли пандемия планы компаний по срокам запуска новых производств?
Не столько сама пандемия, сколько ее экономические последствия. Графики проектов, безусловно, сдвинулись, и называть сейчас конкретные сроки преждевременно. Коллаборация ограничена, строительство также, поставки оборудования, особенно из Европы, были приостановлены сроком до 2 месяцев.
Но все хорошо понимают, что только строительство химического комплекса (без этапов согласования, проектирования и других) занимает 3-4 года. За это время в мире может произойти смена трендов, и все к этому готовы априори. Если коронавирус ускорил падение, то и выход из ситуации ожидается стремительным, быстрее обычного.
Не могли бы Вы подвести предварительные итоги 2020 года? Каким он стал для компании?
Трудным, как и для всех. Те планы, которые мы строили в декабре 2019 года, в полном объеме однозначно не осуществятся. Наша большая и важная задача состоит в том, чтобы максимально сократить отставание, наверстать упущенное. Повторюсь, пройти 2020 год без потерь не удастся никому. Но НИИК по-прежнему готов участвовать в проектировании и строительстве производств, начиная от расчета технико-экономических показателей до сдачи установок "под ключ".
Мы не останавливаемся на хорошо изученных нами темах, а постоянно ищем новые направления для развития. На сегодняшний день квалификация нашей компании существенно выросла, и мы можем работать в режиме многозадачности. То есть вести не только несколько однотипных, но и несколько разноплановых проектов одновременно: агрегаты азотной кислоты, аммиачной селитры, метанольную тематику, нефтегазохимические производства, о чем свидетельствует наличие у НИИК внушительного портфеля референций.
Мы должны адаптироваться под постоянно изменяющуюся окружающую среду, быть гибкими, подвижными, оперативно принимать управленческие решения, иметь разработанную стратегию развития и пути к возможной диверсификации направлений бизнеса. Этим мы сегодня и занимаемся.
RUPEC в Telegram