Рынок шин в России в 2011г вырос на 30%

Рынок шин в России в 2011г вырос на 30%

12:07 / 10 апреля 2012

Емкость российского рынка автомобильных шин в 2011 году выросла на 30% и составила 55,5 млн штук. Рост рынка обусловлен восстановлением покупательской способности, ростом грузоперевозок, развитием деятельности агропромышленных холдингов, ростом дорожно-строительных работ. При этом производство шин выросло на 12%, а импортные поставки - на 49%.

В денежном выражении аналогичный показатель за 2011 год составил 213,6 млрд рублей (+37% к 2010 году).

Согласно ежегодному аналитическому отчету компании "СИБУР-Русские шины", российский рынок шин в 2011 году превысил докризисные показатели (+9% к 2008 году) в основном благодаря опережающему росту импорта. "Ожидающееся вступление России в ВТО способно усилить эту тенденцию, что в будущем приведет к существенному изменению структуры рынка", - отмечается в отчете.

На положительную динамику рынка оказала влияние совокупность таких факторов, как рост парка техники (также за счет роста сборки техники в РФ), восстановление покупательской способности, рост грузоперевозок, развитие деятельности агропромышленных холдингов в РФ, рост дорожно-строительных работ.

Объем внутреннего производства автомобильных шин всех видов в России составил в 2011 году 40,9 млн штук, что на 12% выше по сравнению с 2010 годом. Со стороны внутренних производителей на российский рынок шин было поставлено в 2011 году 29,4 млн штук автомобильных шин всех видов. На долю импортной продукции пришлось 26,1 млн шин.

За истекший год в Россию было импортировано 26 млн штук шин (+ 49%). Объем экспорта шин из РФ составил за прошедший год 11,5 млн штук (+2). В отчете поясняется, что замедление темпов роста экспортных поставок объясняет растущие потребности внутреннего рынка. В связи с этим отечественные производители фокусируют усилия на внутреннем рынке.

Опережающий рост экспорта и импорта в стоимостном выражении по отношению к штучному обусловлен ростом качества выпускаемой продукции отечественных производителей и ростом покупательской способности потребителей.

По итогам 2011 года, на российском рынке шин количественно выросли все ценовые сегменты. При этом обращает на себя внимание опережающий рост сегмента А преимущественно за счет группы легковых шин. Прирост этого сегмента составил 51% в натуральном выражении и 64% в стоимостном выражении. Таким образом, доля сегмента А на российском рынке выросла с 26% в 2010 году до 31% в 2011 году в штучном выражении, и с 37% до 42% в стоимостном выражении за тот же период.

Среди основных товарных групп шинного рынка наиболее быстрыми темпами роста отличались шины для легкового и легкогрузового транспорта. Так, по результатам 2011 года, сегмент легковых шин количественно вырос на 33% и на 48% - в стоимостном выражении. Сегмент легкогрузовых вырос за истекший год на 24% в количественном и на 50% - в денежном выражениях.

В 2011 году продажи ЦМК-шин удвоились по сравнению с 2008 годом и составили 3 млн (+37% к 2010 году).

На долю "СИБУР-Русские шины", "Нижнекамскшина" и "Амтел" приходится 42% от всего количества проданных шин в России за истекший период (в 2010 году – 49%).

По итогам 2011 года Компания "СИБУР-Русские шины" стала лидером рынка (в денежном выражении) за счет развития в продуктовом портфеле востребованной брендированной продукции.

В структуре производства шин в России также выделяются "Амтел" и Nokian, продемонстрировавшие опережающие темпы роста объемов производства.

Быстрый рост Nokian происходит за счет активной загрузки компанией экспортного канала продаж (более 60% произведенной продукции ориентированы на экспорт).

По данным отчета, в ближайшие годы на развитие российского рынка шин окажут влияние развитие как локализованных сборочных производств техники (Renault, Ford, Volkswagen, Volvo, Scania, Mercedes-Benz, John Deere и прочие), так и шинных производств (Nokian, Continental, Pirelli, Yokohama). Кроме того окажет влияние развитие программ утилизации техники (грузовой, cельскохозяйственной), что повлечет ускоренное обновление парка техники.

Вступление России в ВТО повлечет за собой изменение структуры рынка в разрезе как игроков рынка (рост доли импортной продукции), так и изменение структуры потребляемой продукции (типоразмеров). Результатом воздействия последнего фактора может стать ослабление защиты внутреннего рынка и усиление конкуренции со стороны иностранных производителей шин, импортирующих свою продукцию.

Увеличение притока на российский рынок шин, произведенных за рубежом (в первую очередь в Китае и Восточной Европе), грозит российским производителям потерей значительной доли рынка. При этом преимущества вступления России в ВТО для шинной отрасли ограничены в силу ее ориентированности на внутренний рынок - три четверти шин, произведенных российскими заводами, продаются внутри страны.

В отсутствии дополнительных мер поддержки со стороны государства российская шинная отрасль столкнется с недофинансированием наиболее чувствительных направлений - НИОКР и модернизации основных фондов.

По мнению компании, которое приводится в отчете, компенсировать для шинной отрасли негативные последствия вступления России в ВТО может целый ряд мер: снижение ввозных пошлин на каучуки и другое сырье, запрет ввоза шин, бывших в употреблении, предоставление льготных кредитов на закупку сырья и оборудования предприятиям, производящим импортозамещающую продукцию, компенсация или замораживание роста тарифов на услуги естественных монополий и компаний, подконтрольных государству, пролонгация практики освобождения от уплаты НДС ввозимого на территорию России технологического оборудования, аналоги которого здесь не производятся, установление приоритета шин российского происхождения при осуществлении государством закупок/технического обслуживания автомобилей, строительно-дорожной и коммунальной техники, предназначенной для нужд федеральных и муниципальных органов исполнительной власти.

RUPEC в Telegram

Теги:

Читать другие спецпроекты