17-й пакет, европейские пошлины на удобрения из РФ и проблемы российского метанола

17-й пакет, европейские пошлины на удобрения из РФ и проблемы российского метанола

17:05 / 26 мая 2025

porttlt.ru

Прошедшая неделя мая была отмечена масштабными регуляторными мерами, многие из которых оказывают существенно влияние на химическую отрасль. Поэтому этот обзор важных событий недели на RUPEC будет посвящен полностью им. Удивительным образом санкции европейских стран на неделе совпали с ограничениями на метанол внутри России, а решение ЕС о пошлинах в отношении российских удобрений – с отказом повышения предельных цен на них на рынке РФ.

Европейское давление: 17-й пакет, "Метафракс", пошлины

Начнем с ожидаемого: ЕС согласовал очередной пакет санкции в отношении российского бизнеса. И здесь сенсации не произошло. Уже заранее источники сообщали, что под ограничения попадут поставки продукции двойного назначения, в том числе "химических прекурсоров для энергетических материалов". Конкретный перечень прекурсоров в документах так и не был определен. С одной стороны, это дает простор для санкционных действий, с другой – такой же простор для их обхода. Также по рестрикции попали два российских поставщика лабораторного оборудования и реагентов – "Химмед" и "Русмедторг".

Куда неожиданнее стали новые санкционные меры Великобритании, объявленные в тот же день. Под них попал крупный российский производитель метанола – "Метафракс". Речь идет об одной компании группы, но самой крупной — АО "Метафракс Кемикалс". Причиной стало то, что, по данным Лондона, компания ведет бизнес в стратегическом для РФ секторе, а именно — в оборонном. Внесение в "черный список" предусматривает замораживание активов, а также другие "финансовые и инвестиционные ограничения".

Наконец, стоит отметить еще одно знаковое решение, которое напрямую не вошло в санкционные меры, но по своей сути к ним относится. Европейский парламент поддержал введение новых ограничительных пошлин на сельскохозяйственную продукцию и минеральные удобрения из России и Беларуси. В ЕК предполагают, что эта мера "поможет снизить зависимость от импорта, а также будет способствовать росту внутреннего производства и отрасли в целом". Согласно принятому закону, помимо базовой ставки в 6,5%, с 1 июля 2025 года по 30 июня 2026 года будет введена дополнительная пошлина на азотные и комплексные удобрения в размере 40–45 евро за тонну. В дальнейшем предполагается планомерно повышать ставки с 2026 до 2028 года.

Последнюю меру обсуждали на протяжении всех трех последних лет. Власти Евросоюза то под давлением местных производителей удобрений пытались ввести ограничения, то, опасаясь резкого роста цен на удобрения и недовольства аграриев, откладывали ее. Параллельно страны ЕС активно закупали российскую продукцию, а российские компании хорошо зарабатывали на этом. Теперь им придется делать акцент на более удаленных и менее богатых рынках Южной Америки, Африки и Азии. Пока же Россия сохраняет лидерство в экспорте минеральных удобрений, но доля страны уже снизилась с 23 до 20%.

Российским удобрениям готовят неурожайный год

Внутрироссийские меры также оказались не особенно благоприятными для производителей удобрений. Сразу после праздников власти продлили действие квот на экспорт минеральных удобрений на период с 1 июня по 30 ноября 2025 года. Общий объем квот составил почти 19,9 млн тонн. Формально его даже увеличили. Но увеличение квоты оказалось совсем незначительным. В 2024 году на аналогичный период общий размер экспортных квот составлял 19,74 млн тонн.

Не удалось лоббистам от химического бизнеса добиться и улучшения положения на внутреннем рынке. После долгих споров о необходимости повышения внутренних пороговых цен на минеральные удобрения ФАС все-таки оставила их на уровне 2022 года.

Все эти меры были приняты на фоне роста конкурентной угрозы из Китая. Как минимум, прогнозируется снижение мировых цен на карбамид из-за возобновления поставок из КНР. Потому, вероятнее всего, вторая половина 2025 года и начало 2026-го будут гораздо менее сытными для российских производителей минеральных удобрений.

Российскому метанолу закручивают внутренний кран

А в завершении вернемся к российскому метанолу. На британских санкциях против "Метафракса" его проблемы не закончились. На этой же неделе в России была утверждена еще одна регуляторная мера, над которой сломали не одно копье: закон о регулировании оборота метанола и метанолосодержащих жидкостей. С 1 сентября в стране вступает в силу полный запрет на розничную продажу метилового спирта. В рамках нового закона также будет создан реестр организаций, которые участвуют в обороте метанола. В этот реестр войдут производители, продавцы, перевозчики и предприятия, использующие метиловый спирт в своем производстве.

Теперь все сделки, связанные с метанолом, должны будут оформляться в письменной форме между участниками реестра с обязательным указанием их реестровых номеров. Кроме того, правительство России получит полномочия для определения специфики изъятия метилового спирта, оборудования для его производства и метанолосодержащих жидкостей.

Мера изначально была придумана в рамках борьбы с массовыми отравлениями некачественным алкоголем. При нелегальном изготовлении последнего нередко используется метанол вместо этанола. Правда, авторы закона так и не смогли объяснить, как запрет легальной продажи метанола может предотвратить его нелегальное использование при производстве алкогольных напитков. Категорический запрет на использование метанола в пищевой промышленности был и ранее, но он не останавливал злоумышленников.

Зато он создает дополнительные трудности российским производителям метанола, которые и так испытывают проблемы в условиях санкций. В том числе он ограничивает и поиски новых рынков сбыта. Пожалуй, единственной поблажкой стало то, что в финальной версии закона Госдума исключила раздел, который предлагал присваивать всем объектам, использующим или хранящим метанол, III класс опасности.

Автор: Дмитрий Семягин 

RUPEC в Telegram

0 комментариев

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий - Вход