Объемы производства в российском химпроме растут, а импорт и экспорт падают
17:02 / 31 марта 2024
Официальная статистика фиксирует увеличение выпуска продукции нефтегазохимии и ее потребления. При этом, согласно данным таможни, внешняя торговля падает. Для экспортно ориентированных компаний выход может быть в размещении мощностей ближе к рынкам сбыта. Некоторые из них усиливают такую работу в Казахстане. Об этих и других важных новостях – в традиционном недельном обзоре RUPEC.
Химпром показал рост
Официальная статистика, опубликованная в конце марта, показала, что начало года стало достаточно успешным для отрасли. По данным Росстата, производство химических веществ и химических продуктов за январь – февраль выросло на 7,9% относительно аналогичного периода прошлого года. Темп роста оказался в два раза выше, чем по итогам прошлого года.
На таком же уровне прибавила переработка полимеров. Производство пластмассовых и резиновых изделий выросло на 7,6%. Особенно высокие результаты показало производство шин и покрышек (на 30,1% относительно января – февраля 2023 года) и материалов для пола, стен и потолка (на 18,8%). Рост спроса в переработке способствовал увеличению выпуска пластмасс в первичных формах (на 4,9%), а также каучуков (на 6,3%). Понятно, что здесь имеет место эффект низкой базы относительно откровенно слабого начала 2023 года, но важен сам факт позитивной динамики.
На фоне роста производства таможенная статистика января, опубликованная ФТС, выглядит несколько неоднозначно. Импорт химической продукции в Россию в январе относительно аналогичного месяца прошлого года снизился на 22,8% в денежном выражении. Экспорт сократился на 6,4%. При этом остановился рост восточного направления. К сожалению, публичная таможенная статистика сейчас дается в укрупненном виде. Из нее невозможно понять, за счет каких именно продуктов произошло снижение. Соответственно невозможно учесть фактор цен. Тем не менее, с одной стороны, цифры для экспортоориентированных производств не обнадеживают.
С другой стороны, такие показатели таможни отчасти подтверждают тезисы российских производителей химической продукции о переориентации своих поставок на внутренний рынок по тем направлениям, где для этого есть потенциал роста, например, на рынке полимеров.
Казахстан – один из центров российского производства
Работе на внешних рынках крупным российским компаниям, судя по всему, призваны помочь новые мощности, строящиеся за пределами РФ, ближе к рынкам сбыта. Одной из наиболее привлекательных стран для российских инвестиций за последние пять лет стал Казахстан. Там власти, нацелившиеся на развитие местной переработки углеводородов и не только, достаточно охотно принимают новые проекты, особенно когда речь идет о совместных производствах.
На минувшей неделе компания "Технониколь" запустила предприятие по выпуску теплоизоляции на основе экструзионного пенополистирола (XPS) в Казахстане. У компании есть еще два проекта в стране: в сентябре должен стартовать выпуск каменной ваты и еще один потенциальный завод без указания профиля она заявила к проектированию.
Активно работают с Казахстаном и другие производители. "Росхим" участвует в создании химического кластера на территории СЭЗ "Павлодар". В реализации двух проектов принимал участие "Сибур": полипропиленового комплекса KPI и полиэтиленового Silleno. "Татнефть" совместно с казахстанским партнером запустила производство шин и сейчас под его нужды строит завод бутадиена. "Полипластик" вложился в трубный завод в Астане, и еще одно производство гибких труб планирует построить компания "Европейские трубные системы". Свой комплекс по выпуску 1 млн тонн удобрений строит "Еврохим".
При этом Казахстан отнюдь не является безоговорочной зоной российского экономического влияния. Компаниям из РФ приходится конкурировать здесь с инвесторами из Китая и Турции.
Углеродная нейтральность держится на господдержке
Наконец стоит отметить еще одну новость, которая для российских медиа прошла почти незамеченной. Однако она свидетельствует о серьезном изменении в отношении к экологическим проектам.
На минувшей неделе США запустили крупную государственную программу промышленной декарбонизации страны стоимостью $6 млрд. Эти средства будут выделены предприятиям и новым промышленным проектам в восьми отраслях для проведения работ по снижению выбросов CO2. Наиболее крупный блок программы относится к химической отрасли – порядка $1,2 млрд на семь проектов. В число получателей господдержки вошли Dow, BASF, ExxonMobil и другие.
Еще ранее стало известно, что правительство Великобритании предоставит компании Ineos гарантию в размере 700 млн евро на строительство крупнейшего за 30 лет нефтехимического завода Project One в Европе. В проекте также предусмотрено достижение углеродной нейтральности.
На протяжении долгого времени экологическая общественность пытается возложить ответственность за экологические проекты исключительно на бизнес. Однако все чаще становится известно о госучастии в финансировании таких проектов. Для успешности природоохранной работы необходимо участие в ней всего общества, а отношения с промышленностью у экоактивистов должны измениться от инфантильного формирования образа мирового зла к партнерскому взаимодействию ради достижения баланса между экологической безопасностью и высоким уровнем и комфортом жизни людей на всех континентах.
Дмитрий Семягин
RUPEC в Telegram
0 комментариев