Рынок жесткой полимерной упаковки: рост объемов, замена материалов, уменьшение массы
11:47 / 14 декабря 2023
Несмотря на сложности с внедрением РОП и негативные тенденции в экономике, эксперты прогнозируют рост на рынке полимерной упаковки, и в особенности жесткой упаковки. Этому будут способствовать как старые тенденции (расширение e-commerce и увеличение объемов потребления готовой еды), так и новые факторы, отчасти связанные с экологическими инициативами властей.
Общая характеристика рынка полимерной упаковки
Вступление в силу нового механизма расширенной ответственности производителя (РОП) и появление "списка 23" заставляют задуматься о перспективах рынка полимерной упаковки в целом и сегмента жесткой упаковки в частности. Почему именно жесткой? Потому что, во-первых, на корректировки в этом сегменте направлено большинство пунктов "списка 23". Во-вторых, здесь гораздо больше альтернатив (или квази-альтернатив, которые по факту не могут заменить полимерные аналоги, но позиционируются как замена). В-третьих, общемировым трендом является рост доли жесткой упаковки.
Для начала рассмотрим весь рынок полимерной упаковки в РФ. Алексей Антипин, генеральный директор "Юнисервис Капитал" оценивает общий объем российского рынка упаковки в 1,3 трлн рублей, а долю полимерной упаковки в 38%. По оценкам Владимира Чуйкина, президента Национальной конфедерации упаковщиков, рынок может достигать 1,4 трлн рублей, а доля полимерной упаковки – 36%.
Несмотря на негативные тенденции, рынок считается растущим. До 2022 года среднегодовой прирост составлял 5%. В 2022 году по разным оценкам либо рост замедлился, либо вообще наблюдалась стагнация. Однако в 2023 году все эксперты отмечают положительную динамику.
Наиболее востребованным материалом для полимерной упаковки является полиэтилен (ПЭ). На него в 2023 году пришлось почти 48% всего сырья для этого рынка. 26% – на ПЭТ, 16% – на полипропилен (ПП), 6% – на БОПП, 2% – на полистирол (ПС), 2% – на ПВХ.
Жесткая упаковка растет активнее
Сегмент жесткой упаковки представляет преимущественно одноразовые индивидуальные упаковочные изделия, получаемые в основном методами литья под давлением или термоформования. Сегмент растет интенсивнее, чем сегмент гибкой упаковки.
"С 2014 и по настоящее время основной тенденцией на рынке упаковки в России и странах Европы является увеличение доли жесткой полимерной упаковки в общей структуре потребления упаковочных материалов", – отмечает Михаил Кацевман, резидент Союза переработчиков пластмасс, директор по науке и развитию НПП "Полипластик".
В России в 2022 году доля жесткой полимерной упаковки впервые превысила долю гибкой. По оценкам компании "Сибур", на жесткую упаковку приходится 50,4% потребляемых рынком полимеров. Общий объем производимой жесткой упаковки Михаил Кацевман оценивает в 570 тыс. тонн в год, а Алексей Антипин – в 576 тыс. тонн.
Основное потребление жесткой упаковки идет в пищевой промышленности. И Михаил Кацевман, и Алексей Антипин сходятся во мнении, что на эту отрасль приходится 65% всей потребляемой в России жесткой упаковки. На медицину – 13%. На химические средства (включая бытовую химию) – 8%.
Несмотря на явное превалирование российской упаковки на отечественном рынке, имеется и существенная доля импорта готовой упаковки (без учета поставки продукции в упаковке). По отдельным позициям она достигает 100%, но об этом чуть ниже.
Еда как драйвер роста
Какие же тенденции в отрасли отмечают эксперты в 2023 году, и чего ждать в дальнейшем?
Если 2022 год в целом в рамках общих экономических и политических проблем принес стагнацию в потреблении жесткой упаковки, то в 2023 году наметился ее рост. Однако в целях сокращения издержек, эксперты зафиксировали сокращение толщины упаковки и ее массы.
В 2023 году сохранились и тренды, сформировавшиеся еще в период пандемии. "Есть устойчивый тренд в РФ на бесконтактные закупки, сокращение числа походов в магазин, развитие покупок товаров онлайн, в том числе рост спроса на услугу доставки готовой еды, и это будет способствовать развитию производства жесткой упаковки", – обобщает "постпандемийные" тренды Михаил Кацевман.
Если в целом для отрасли упаковки основной плюс дала сама по себе электронная торговля, то для твердой полимерной упаковки драйвером стали доставка готовой еды и рост использования порционных упаковок. Эксперты рынка отмечают, что эти тенденции сохранятся и в 2024 году.
"При анализе ритейла мы обратили внимание, что потребительские тренды в сегменты еды показывают рост спроса в сегменте полуфабрикатов и готовой еды. Этот рост транслируется на упаковку в следующих сегментах: жесткий термоформаж – упаковка из ПП, мягкий термоформаж (до 200 мкм) – упаковка ПЭТ. При этом, спрос на ПП-упаковку будет расти в сегменте разогреваемой еды, тогда как ПЭТ – для салатов и холодных закусок. На третьем месте по росту упаковки будет термоформовочная барьерная упаковка", – рассказывает Эльвира Митюкова из Terrascope.
Перспективы импортозамещения
Новой тенденцией 2022 – 2023 годов стало импортозамещение полимерной упаковки, необходимость которого была вызвана уходом ряда компаний с российского рынка. Однако пока импортозамещение идет медленно, несмотря на то, что имеет высокий потенциал.
Так, эксперты "Сибура" наибольший потенциал видят в импортозамещении этикеток для твердой упаковки. Например, к началу 2022 года 100% полимерных этикеток в сегменте бытовой химии, по данным компании, было импортного производства. "Российские производители в настоящее время не выпускают пленки, удовлетворяющие требованиям по равномерности толщины (равномерная толщина полимерного слоя – необходимое условие для "вырубки" этикетки)", – отмечают в компании.
Еще один блок продукции, где высока доля импорта и где есть потенциал импортозамещения – это дозаторы и распылители. Это сложный вид укупорки, производство которого только недавно начало развиваться в России. На данный момент мощности российских компаний покрывают лишь 30% потребностей отечественного рынка, и дозаторы и распылители в основном импортируются из Китая. Также из Китая поступает 100% триггеров. Однако в России отсутствует достаточный объем их потребления для окупаемости инвестиций в их производство.
Есть и потенциал для импортозамещения медицинской упаковки.
Неоднозначное влияние экологических аспектов
Новым трендом последних лет стало влияние экологических аспектов. Так, ежегодно растет доля вторичного сырья или сырья пригодного для переработки. Однако в 2024 году экологический фактор может серьезно отразиться на рынке жесткой упаковки. При этом степень его влияния и последствия до конца спрогнозировать нельзя. В первую, очередь, это, конечно, связано с новым механизмом РОП.
"Несмотря на активное общение с представителями РОП, совет СПП не смог получить для себя ответы на ряд очень важных вопросов. Экосбор принесет миллиарды рублей в казну даже по самым скромным подсчетам. Куда они пойдут, что за поддержку получат предприятия-производители (в том числе жесткой упаковки) взамен перечисленных сумм? Нет даже четкого пояснения, куда будет бухгалтерия относить эти затраты на себестоимость или на прибыль. Ожидаю определенный хаос в начале 2024 года, надеюсь на правку документов в оперативном порядке, по мере возникновения тупиков реализации или таможенного оформления импортеров с продуктами питания. С учетом до конца не продуманного, не просчитанного проекта закона об эко сборах, прогнозы стоит давать после 30 декабря 2023 года, когда мы увидим окончательный вариант", – рассуждает Михаил Кацевман.
Подробнее о проблемах нового механизма РОП накануне внедрения читайте в статье "Неделя до неизбежного: проект ставок экосбора накалил дискуссию в бизнес-сообществе".
Переход на мономатериалы как новая точка роста
Однако экологические законодательные инициативы (и новый механизм РОП, и "список 23") будут иметь и позитивные последствия для сегмента жесткой упаковки, в том числе может привести даже к его росту. "РОП будет основным драйвером для тестирования новых рецептур, для интенсивного роста рынка упаковки", – считает Эльвира Митюкова.
Ожидания отрасли связаны, в первую очередь, с тем, что логика законодательных экологических инициатив строится на стимулировании перехода от многослойных упаковок к решениям из мономатериала. Никакое другое решение сейчас не способно обеспечить такие же барьерные свойства, как полимеры, и при этом не увеличить массу и стоимость упаковки. Поэтому и в том же "списке 23" большинство альтернативных решений предлагается искать среди полимеров (подробный разбор – в материале "Список 23": компромиссные сроки и реабилитация полимеров").
"Главная задача списка — привести рынок к отказу от материалов и изделий, непригодных к переработке для последующего возврата в экономический цикл. Очень правильно, что предлагается постепенно отказываться от упаковки из многокомпонентных материалов, сложно поддающихся переработке или не перерабатываемых вовсе, в пользу упаковки из монокомпонентных материалов преимущественно из пластика с потенциалом к рециклингу. По данным Минприроды РФ, уже сейчас работает около 80 заводов по переработке пластика, а в будущем году появится еще более двухсот предприятий по переработке отходов", – считает Михаил Кацевман.
В качестве последствий законодательных инициатив можно ждать существенное изменение долей в сегменте твердой упаковки и отказ от одних материалов в пользу других.
После внедрения экологических инициатив, серьезный потенциал для роста будет у жесткой упаковки из базовых полимеров за счет замены упаковки из асептического картона (по факту – многокомпонентной упаковки). Так, например, ожидается замена бумажных или картонных стаканов и ведер с мороженым на полимерные. Имеется потенциал замены картонных коробок для порошков, которые намокают и становятся непригодными к переработке, на полимерную упаковку (ЗИП-паки, ПП-контейнеры).
Ожидается и отказ от применения разных материалов для разных частей упаковки в пользу одного полимерного материала. Типичным примером служит молочная продукция в полимерной упаковке с алюминиевой платинкой (крышкой).
Также ожидается рост потребления ПЭ и ПП в качестве материалов для жесткой упаковки, взамен использования полистирола. В первую очередь, речь может идти о замене лотков для продуктов питания и ПС-стаканов для молочной продукции.
Наконец, большой сегмент – это дойпаки, для которых законодательные инициативы (пока не внедрены) предлагают переход с многокомпонентных решений на мономатериалы.
Потенциал роста рынка
Поэтому, несмотря на все негативные тенденции последних двух лет, эксперты прогнозируют рост на рынке упаковки в целом и жесткой упаковки в особенности. Аналитики компании "Сибур" оценивают потенциал роста в перспективе ближайших двух лет в 1,9 – 2%. Эльвира Митюкова, директор по развитию Terrascope, приводит оценку в 2 – 3%. "2023 год был направлен на восстановление потерянных позиций с заделом роста. В 2024 году мы ожидаем полноценный рост сегмента, в том числе рост вариаций упаковки и вариаций рецептур," – отмечает она. Алексей Антипин дает более сдержанный прогноз – в 1 – 1,2%. Для жесткой упаковки Михаил Кацевман прогнозирует рост на 2 – 2,5%.
Потенциал роста также во многом обосновывается низким уровнем потребления упаковки в России относительно мировых бенчмарков.
"Рынок перспективен, поскольку замену полимера и высокопроизводительному методу изготовления литьем под давлением не найти по эффективности, особенно в товарах повседневного спроса, сельском хозяйстве складах и межоперационной таре", – резюмирует Кацевман.
Автор: Дмитрий Семягин
RUPEC в Telegram
0 комментариев