Бизнес обсуждает новые ставки экосбора и приказ о продаже нефтехимии на бирже
13:02 / 3 декабря 2023
reo.ru
В Европе из-за возросших затрат и азиатского демпинга назревает кризис в сегменте ПЭТФ. А в России нефтехимическая отрасль и переработчики полимеров обсуждают новые регуляторные меры: проект приказа о продаже продукции нефтехима на бирже и ставки экосбора в рамках РОП. Об этих и других новостях – в традиционном обзоре важных событий за неделю.
Проблемы ПЭТФ в Европе
Общемировой спад в нефтехимической отрасли на отдельных рынках чувствуется острее. Так, в ЕС наметился локальный кризис в сегменте полиэтилентерефталата (ПЭТФ). Еще в октябре ассоциация Plastics Recycling Europe (PRE) обращала внимание на проблемы вторичных полимеров и в особенности ПЭТФ. Падение цен на вторичное сырье, высокие цены на энергоносители, рост инфляции и сложная макроэкономическая ситуация во всем мире оказали пагубное воздействие на рынок полимерного вторсырья. Особенно высоко давление оказалось со стороны импортного первичного ПЭТФ, продаваемого гораздо дешевле европейской продукции (как первичного, так и вторичного полиэтилентерефталата).
Последствия этих скрытых тенденций отражаются непосредственно на предприятиях. Один из производителей, имеющих заводы в ЕС, JBF Global в сентябре на неопределенный период времени остановил завод по производству ПЭТФ в Лаакдале (Бельгия). По заявлению самой компании это было сделано из-за неустойчивых рыночных условий, вызванных большим объемом импорта в Европу из Азии. А в ноябре компания сообщила о планах временно закрыть второе производство ПЭТФ в Геле (Бельгия). При этом в европейских профильных медиа появились сообщения о серьезных проблемах у компании и предстоящем распаде группы. По крайней мере, речь может идти о полном закрытии европейских подразделений и отделении производств в Бахрейне, Индии и Объединенных Арабских Эмиратах.
На фоне этих новостей Ineos Aromatics сообщила, что не будет возобновлять работу одной из двух установок по производству сырья для ПЭТФ – очищенной терефталевой кислоты на своем предприятии в том же Геле. Ее работа была остановлена в 2022 году, но компания рассчитывала на запуск в середине 2023. Однако теперь хочет законсервировать установку. В качестве причин Ineos отмечает те же, что и PRE: рост затрат на энергию, сырье и рабочую силу делает европейское производство все более неконкурентоспособным по сравнению с продукцией из Азии, в том числе локализованными там производствами европейских компаний.
Много шума из биржевых продаж
А в России на минувшей неделе неожиданно много шума в СМИ наделал приказ об обязательной продаже продуктов нефтехимии на бирже. Парадокс заключается в том, что с этим приказом ничего существенно нового не произошло.
Сама идея обязательных продаж нефтехимической продукции ходит по различным инстанциям уже не один год. В начале этого года даже начались проработки нормативов. А в сентябре Федеральная антимонопольная служба России и Минэнерго РФ подготовили проект совместного приказа о выводе на биржу ряда нефтегазохимических товаров. В список вошли, в частности, ортоксилол нефтяной, толуол нефтяной, стирол, фенол. ФАС предложила обязать производителей химической продукции (в том числе компании, которые не занимают доминирующего положения) продавать на бирже 10% от объема продаж на внутреннем рынке.
Далее проект приказа в течение двух месяцев проходил все обязательные процедуры согласования, и к концу ноября закономерно вышел на финальный этап. Подчеркнем, он не был принят и издан, в нем не появилось никаких существенных изменений в сравнении с версией, появившейся в сентябре, и отрасль не просто изучила его, но и осмыслила степень его влияния на рынок. Тем не менее, для некоторых СМИ его дальнейшее продвижение на портале проектов нормативных актов стало новостью.
Что касается самого текста, то он выглядит достаточно взвешенным и глубоко проработанным. Так минимальный объем продукции для реализации на бирже рассчитывается не от объема производства, а от объема продаж. Причем, в качестве базы берется среднее арифметическое за три предыдущих года. Такой подход нивелирует влияние остановов на плановый ремонт, инцидентов, рыночных перекосов и сезонности, которые в моменте серьезно отражаются на объемах производства. В приказе учтены и различные способы транспортировки товаров (как железнодорожный, так и автомобильный транспорт). Это позволяет обеспечить прямой доступ к товару всех категорий покупателей с разными инфраструктурными возможностями.
А вот что действительно вызывает опасение у компаний в отрасли, так это механизм определения цены. Согласно проекту, продавец должен предложить на торгах цену, которая будет в диапазоне от 5% до 10% от стартовой цены биржевого товара, установленной для первой торговой сессии текущего месяца. Фактически это означает достаточно жесткое регулирование цен без учета реальной рыночной конъюнктуры. Насколько жизнеспособным и адекватным рынку будет подобный механизм, покажет только практика.
РОП на финишной прямой, но есть вопросы к ставкам
Еще одна чувствительная для отрасли тема – внедрение нового механизма расширенной ответственности производителей (РОП). До вступления его в силу остаются считанные недели. RUPEC ранее подробно разбирал все те доработки, которые было необходимо сделать до нового года.
И организаторы планомерно идут по аналогичному чек-листу, дошлифовывая разработанную систему. Так, на минувшей неделе Российский экологический оператор (РЭО) ввел в эксплуатацию федеральную государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов (ФГИС УТКО), отсутствие которой вызывало много опасений.
Разработаны и новые ставки экосборов. Однако вопросы отрасли к этому пункту так и не были сняты разработчиками реформы. В ноябре Союз переработчиков пластмасс направил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с критикой проекта постановления правительства о базовых ставках экологического сбора за товары и упаковку. В СПП указывают, что до сих пор неясно, кто является объектом регулирования. Им могут стать как производители изделий из полимеров, так и их клиенты — производители комбинированных упаковочных материалов и далее производители непосредственно упаковки (как правило, пищевые предприятия). Вопросы у переработчиков пластмасс вызывает и то, каким образом определены базовые ставки для картона и бумаги, если в тексте проекта отсутствуют затраты на утилизацию данных изделий. Сомневаются компании и в верности расчета операционных и капитальных затрат на обработку и утилизацию отходов, которые одинаковы практически для всех изделий и материалов. В СПП подчеркивают, что экосбор будет взиматься со всех отходов, хотя только часть из них идет на переработку, а остальное — на полигонное захоронение.
В конечном счете, считают в союзе, внедрение ставок экосбора в таком виде серьезно ударит по отрасли переработки полимеров и по производителям упаковки.
Однако в Минприроды, по данным газеты "Коммерсант", не видят в указанных недоработках проблем и считают, что ставки не повышались с 2016 года и у компаний было время создать собственные мощности по утилизации, что освободило бы их от уплаты экосбора. Поспешил возразить СПП и РЭО. "В рамках РОП рост цен на товар колеблется в пределах 1 рубля, такое повышение незаметно для обычных покупателей", – считает глава оператора Денис Буцаев. Он также отметил, что ставки начнут действовать в 2025 году.
Интересно, что в Европе идут аналогичные процессы. Буквально на днях последний проект Регламента об упаковке и упаковочных отходах (PPWR) прошел пленарное голосование в Парламенте ЕС. Там также вызывает много вопросов давление на полимеры и перекос в сторону бумажной и картонной упаковки, которая фактически во многих случаях является многослойной и не перерабатываемой, но позиционируется как экологичная.
Автор: Дмитрий Семягин
RUPEC в Telegram
0 комментариев