Новые законы для отрасли: от разрешения стоков до windfall tax
15:39 / 30 июля 2023
duma.gov.ru
Помимо нашумевших поправок о расширенной ответственности производителей, Госдума под занавес весенней сессии пропустила через себя целую серию знаковых для отрасли нововведений. При этом некоторым ожидавшимся регуляторным актам депутаты дали отлежаться до осени. Какие законы приняли, а какие проекты оставили без внимания, RUPEC собрал в одном материале в рамках традиционного недельного обзора важных событий.
Аммиак и водород – со льготами, а каучуки – нет
26 июля прошло последнее пленарное заседание весенней сессии Госдумы РФ перед каникулами. Традиционно депутаты поторопились в последний месяц принять все законопроекты в максимальной стадии готовности, в том числе и важные для химической отрасли.
Одним из первых в череде отраслевых актов был принят закон, который регламентирует случаи использования нулевого НДПИ при производстве аммиака и водорода из газа. Этот же документ устанавливает пониженную ставку по налогу на прибыль в региональной части в отношении деятельности по производству аммиака или водорода на всех новых производственных мощностях. В изначальном варианте мера распространялась только на производства аммиака или водорода на новых мощностях на Ямале, поэтому эксперты видели заинтересованность в проекте, в первую очередь, со стороны компании "Новатэк", которая строит там Обский ГХК. Однако в итоговой версии льготу распространили на все новые мощности по производству водорода из газа в РФ. Сейчас закон уже прошел Совет Федерации и подписан президентом РФ.
А вот другой знаковый законопроект, касающийся государственной поддержки отрасли, остался на полке до осени. Обратный акциз для производителей синтетического каучука прошел в Госдуме только через первое чтение. Законопроект предполагает фактически не обратный акциз в чистом виде, а рыночный демпфер, который должен не столько способствовать развитию отрасли, сколько смягчать ценовые перепады. Размер демпфера должен зависеть от биржевых цен на натуральный каучук на сингапурском рынке, а также на бутан и бутадиен на роттердамском рынке. Демпфирующий механизм в перспективе должен работать как в плюс, так и в минус. Рассчитывать на выплаты, согласно проекту, могут не все производители (есть ограничения и по наличию мощностей, и по выручке). Начать действие демпфера предполагалось с 1 января 2024 года. Поэтому у Госдумы еще есть время для принятия проекта в ходе осенней сессии.
"То, что ветром надуло"
Важный для всей крупной промышленности закон о введении в России налога на сверхприбыль прошлых лет, прошедший третье чтение почти в финале заседаний, серьезно отразится на предприятиях химической отрасли. В топ-50 плательщиков 19% составляют производители удобрений и 5% – нефтехимические компании. А вот угольщиков, а также компании нефтегазового сектора от налога освободили. Всего плательщиков будет порядка 2,5 тыс.
Windfall tax ("налог на непредвиденный доход") затронет предприятия с выручкой более 1 млрд руб. в год при условии, что прибыль в 2021 – 2022 годах была выше прибыли в 2018 – 2019 годах. Ставка по итогам 2021 – 2022 годов составит 10% от разницы прибылей. Само предприятие может сократить размер ставки вдвое, до 5%, если согласится заплатить налог до 30 ноября этого года. По этому пути уже пошло "Фосагро".
Сбросы, сокрытие источников загрязнений и новый механизм РОП
Сразу несколько инициатив касались экологического регулирования.
Самая главная из них прошла сразу второе и третье чтения в предпоследний день пленарных заседаний, прямо под занавес сессии. Это поправки в закон о расширенной ответственности производителей. Их важность заключается в том, что они в корне меняют конфигурацию работы по утилизации упаковки и потенциально могут перекроить рынок упаковочных материалов. Закон налагает ответственность за утилизацию упаковки на ее производителей, предусматривает плановый рост нормативов по утилизации о 2027 года и цифровизацию учета работ, вводит эко-коэффициенты, от которых будут зависеть размеры платежей в случае отказа от самостоятельной утилизации упаковки. Почему пока мы говорим лишь о потенциале изменений на рынке? Потому что, несмотря на почти трехлетний срок разработки, в итоговой версии законопроекта, прошедшего последнее чтение, не содержится массы уточнений, конкретизирующих работу нового механизма. О том, что осталось не оговоренным и когда ждать доработок – читайте в отдельном материале RUPEC.
Еще один пакет поправок также готовился на протяжении 3 лет, и касается еще большего круга предприятий. Химпрому, как отрасли создающей огромное количество стоков, он будет интересен в особенности. Речь идет о принятых поправках в Водный кодекс. Они снимают ограничения на сброс компаниями сточных вод во втором и третьем поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов. Сброс будет разрешен при условии оборудования сбрасывающих объектов специальными сооружениями, обеспечивающими охрану от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, а также при условии соответствия качества сточных вод требованиям законодательства. Поправки упрощают выбор мест для новых производств, предполагающих стоки, а также для новых инфраструктурных объектов уже действующих предприятий. Однако они вызывают опасения у экологов, так как потенциально расширяют поле для нарушений.
Наконец, стоит отметить законопроект, который был внесен в Госдуму в последние дни работы, но отложен депутатами до следующей сессии: об административной ответственности за сокрытие информации об источниках загрязнения окружающей среды, природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду. Надо понимать, что штрафы за факты самих нарушений и так действуют. Теперь повышенные штрафы предлагается ввести за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, а также о негативном воздействии на них. Впрочем, даже повышенные штрафы не выглядят впечатляющими: для физлиц – от одной тысячи до трех тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, для юрлиц – от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Поменяются ли они на фоне изменения экономической ситуации – узнаем осенью.
Автор: Дмитрий Семягин
RUPEC в Telegram
0 комментариев