Российские производители удобрений считают ущерб, а мировая нефтехимия вкладывается во вторсырье
11:56 / 22 июля 2023
uralkali.com
Удобрениям подсчитали ущерб
Для рынка удобрений неделя началась не с новостей, а с констатации их отсутствия, что в сложившейся ситуации само по себе послужило инфоповодом: 17 июля истек срок действия предыдущих соглашений по так называемой "зерновой сделке", а новых соглашений не последовало. Совместный координационный центр в Стамбуле признал, что экспорт российских аммиачных удобрений в рамках зерновой сделки, заключенной год назад, так и не удалось запустить. Стоит отметить, что надежды на его возобновление рухнули, кажется, даже у самых оптимистично настроенных экспертов рынка еще в июне, после взрыва на аммиакопроводе Тольятти – Одесса.
После другого взрыва, уже на Керченском мосту, во властных кругах заговорили о прекращении сделки, а на рынке – о том, что российский бизнес она не спасла от потерь. Несмотря на то, что 2022 год с финансовой точки зрения был для российских производителей минеральных удобрений удачным за счет высоких цен на продукцию, потери от санкций оказались существенными. Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов оценил их $4 – 5 млрд. Официальная цифра гораздо меньше, но все равно выглядит пугающей. Ее на неделе озвучил президент РФ Владимир Путин: $1,6 млрд. По его словам, основные потери и аграриев, и производителей удобрений связаны с ростом стоимости фрахта морских судов, дисконтами. Кроме того, стоимость импортных запчастей для оборудования в целом для производителей удобрений выросла на 40%, а рост издержек при финансовых транзакциях составил порядка 10%. Правда, президент не упомянул возможные прямые потери активов. Так что ущерб может быть и выше.
Казахстан усиливается в базовых полимерах
Зато много новостей, связанных с Россией было из Казахстана. Во-первых, страна хочет активнее импортировать российскую продукцию как для своих нужд (на уходящей неделе было заявлено об увеличении максимально разрешенного объема вывоза нефтяного битума из России), так и с целью транзита (QazaqGaz собирается в октябре 2023 года открыть транзит метана из РФ).
Во-вторых, Казахстан активизировал работу по проектам в нефтехимии. В стране пытаются создать полноценный сектор производства полимеров. В ходе прошедшего на неделе первого казахстанского "Дня переработчика" стало известно, что в инвестиционный портфель "Казмунайгаза" вошел проект комплекса производства терефталевой кислоты (ТФК) и выпуска из нее полиэтилентерефталата (ПЭТФ). Предполагаемая проектная мощность производства ТФК составит 300 тыс. тонн в год, ПЭТФ – 400 тыс. тонн в год. О планах пойти в этом направлении сообщалось и ранее, но теперь проекту официально дан старт, хотя и с несколько иными параметрами, чем изначально. К слову, производств ТФК в мире крайне мало. Например, в России до сих пор есть только один комплекс по ее выпуску – у компании "Полиэф" (входит в "Сибур"). Мощность его – 350 тыс. тонн в год.
Также "Казмунайгаз" активно ведет подготовку к строительству комплекса Silleno по производству полиэтилена мощностью 1250 тыс. тонн в год. А в прошлом году был запущен комплекс KPI по производству полипропилена с мощностью 500 тыс. тонн, выпуск которого на полную мощность запланирован на 2024 год. Два последних проекта реализуются с участием или при поддержке компании "Сибур". Участие "Сибура" в проекте "Казмунайгаза" по производству ПЭТФ и ТФК представители обеих компаний RUPEC не подтвердили, но не исключили возможности переговоров об этом в будущем.
Все три проекта имеют явную экспортную направленность. Конечно, в Казахстане постепенно развивается и собственная переработка полимеров. Так, за последние пять лет внутренний спрос на полимеры вырос более чем в два раза. Однако в абсолютном выражении емкость рынка не велика, и в данный момент составляет порядка 240 тыс. тонн в год. Сейчас среднегодовые темпы роста рынка полимеров в Казахстане оцениваются в 4%, и к 2030 году ожидается почти двукратный рост спроса. Но даже тогда емкость рынка может составить только 400 тыс. тонн в год. Это в 5 с лишним раз меньше совокупных мощностей трех стартовавших проектов производства базовых полимеров.
Лидеры мировой нефтехимии стратегически идут во "вторичку"
Если казахстанская "Казмунайгаз" наращивает мощности по выпуску первичных полимеров, то европейские компании активно вкладываются в производство "вторички". На неделе один из мировых лидеров нефтехимического рынка LyondellBasell сообщил о приобретении 50% акций голландской компании Stiphout Industries BV. Stiphout занимается сбором и переработкой отходов пластиковой упаковки. Это уже третья крупная инвестиционная сделка холдинга в рециклинговой сфере за два последних месяца. За две недели до нее LyondellBasell купил компанию-производителя инженерных пластмасс из вторсырья Mepol Group с заводами в Италии и Польше. А в июне инвестировал в Германии в строительство предприятия для механической переработки отходов линейного полиэтилена низкой плотности и полиэтилена низкой плотности для повторного использования в гибкой упаковке. В целом направление производства полимеров и полимерной продукции из вторсырья было включено в стратегию холдинга и в ближайшее время может стать одним из основных.
Пример LyondellBasell не единичный. В июне BASF вложилась в стартап по разработке технологии химической переработки смешанного полимерного вторсырья. А канадская нефтехимическая корпорация NOVA Chemicals начала строительство предприятия по механической переработке бывших в употреблении полиэтиленовых пленок.
Инвестиционные активности крупнейших мировых нефтехимический компаний еще раз доказывают, что решением так называемой проблемы загрязнения пластиком должен стать не запрет самих материалов, а формирование системы сбора отходов из них и перевода этих отходов во вторсырье.
Автор: Дмитрий Семягин
RUPEC в Telegram
0 комментариев