"Русский водород" займется эмульсионным ПВХ и антиоксидантами для полимеров

"Русский водород" займется эмульсионным ПВХ и антиоксидантами для полимеров

14:22 / 6 июля 2023

Компания "Русский водород" объединила под своим управлением сразу несколько направлений химпрома и развивает их в рамках кластерного подхода. Сейчас компания формирует содовый, хлорно-щелочной, нефтехимический, титановый кластеры, а также кластер производства минеральных удобрений. Как полагают в компании, такой подход позволит ускорить проекты импортозамещения и быстрее реагировать на изменения на рынках. В инвестпрограмму "Русского водорода" в числе прочих вошли проекты производств очищенного бикарбоната натрия фармакопейного качества, эмульсионного ПВХ, агидолов 168/110. На большинстве внутренних рынков компании удалось нарастить продажи, а на внешних рынках пришлось перенаправить потоки на страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Обо всем этом в интервью RUPEC рассказал генеральный директор "Русского водорода" Эдуард Давыдов.

"Нужно восстанавливать кооперационные связи между предприятиями"

– Эдуард Маликович, начну с общего вопроса. В управление "Русскому водороду" перешли предприятия из разных секторов. Для чего в целом нужно было создавать такую компанию?

– В сложившихся условиях, когда мы стремимся к тому, чтобы сделать государство менее импортозависимым, нужно создавать крупные объединения, используя кластерный подход, когда сырье одного предприятия является продуктом производства другого. В том числе того, который закупали за рубежом – потому что своего производства не развили или развили, да потом утратили. Нужно восстанавливать кооперационные связи между предприятиями, выпускать новую продукцию и повышать ее конкурентоспособность.

Говоря о потребностях химического комплекса, это импортозамещение целого ряда выпадающих из-за санкций химических продуктов малотоннажной и специальной химии, причем для целого ряда отраслей промышленности. Выполнение этих планов станет задачей "Русского водорода". Это современная управляющая компания, объединяющая несколько предприятий, которые взаимодействуют в тесной кооперации, с созданием кластеров: содовый кластер, хлорно-щелочной кластер, нефтехимический кластер, титановый кластер, производства минеральных удобрений.

– Почему именно кластерный подход?

– Формирование кластера – это стратегический ориентир по реализации государственного курса на снижение зависимости химического комплекса, удовлетворение внутреннего спроса в востребованных продуктах, создание новых производств продукции высоких переделов. Крупнотоннажной и среднетоннажной химией Россия себя обеспечивает, благодаря сохранившемуся советскому наследию. А с малотоннажкой – в отрасли проблемы. Быстро такую продукцию не заместишь, не используя кластер. Удобнее развивать производство вокруг крупнотоннажных предприятий, выстраивать линии с гибкими технологиями, которые можно оперативно перенастраивать и получать 10-15 видов продуктов. В нашей стране до недавнего времени организации химических предприятий в кластеры не было, тогда как, например, в Европе принцип кластеризации давно и успешно освоен. Кластер может быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, так как это система взаимоотношений предприятий, предполагающая стабильные кооперативные связи и единый центр планирования и реализации. При кластерном механизме появляется возможность повысить конкурентоспособность производимой продукции за счет снижения производственных, инфраструктурных и логистических издержек.

Если говорить о значении кластеров для отрасли и промышленности в целом, то именно в кластерной системе отечественные производители могут противостоять экспансии зарубежных компаний путем координации усилий целой группы объединенных предприятий.

В содовом кластере создадут производство очищенного бикарбоната натрия фармакопейного качества

– В чем на практике заключается кластерный подход? Можно пояснить на примере?

– На примере содового кластера, в который входят Башкирская содовая компания (БСК), Березниковский содовый завод, можно увидеть преимущества кооперации. В частности, технологической – эффективные технологические решения внедряются на всех предприятиях кластера. Так, на Березниковском содовом заводе ведется строительство отделения фильтрации дистиллерной жидкости по технологии, отработанной в БСК. Реализация проекта позволит перерабатывать дистиллерную жидкость и снижать наполняемость шламонакопителей. Наша цель – провести рекультивацию "белых морей" в Стерлитамаке и Березниках, и это очень большая работа. БСК занималась подготовкой к рекультивации территории "белых морей" больше 15 лет. За это время пущены в работу отделения фильтрации дистиллерной жидкости и выпарка хлористого кальция, проведен ряд технических реноваций на действующем производстве. Это позволяет исключить из технологической цепочки самые большие отсеки шламонакопителя 136 га и 94 га, которые практически полностью заполнены шламом. К этим целям мы ведем Березниковский содовый завод.

В БСК мы уже запустили линию по переработке дистиллерной жидкости. Получаем продукт – хлористый кальций. Гранулированный хлористый кальций (ГХК) имеет довольно широкий спектр применения – этот продукт востребован в металлургии, строительстве, коммунальном хозяйстве и нефтяной отрасли. Техническая соль, получаемая из отходов, будет возвращаться в технологический цикл, за счет чего будут снижены объемы добычи природной соли. В 2022 году завершено проектирование нового цеха по производству ГХК мощностью 300 тыс. тонн в год. Осуществляем выбор основного поставщика оборудования, оценку инвестиций.
Нельзя не отметить импортозамещающий фактор – возможность создавать в кластере новые виды продукции. Предполагается выпуск очищенного бикарбоната натрия фармакопейного качества мощностью 25 тыс. тонн в год и сернокислотной белой сажи мощностью 20 тыс. т в год.

"Строительство производства эмульсионного ПВХ – в числе приоритетных инвестпроектов"

– БСК является одним из трех крупнейших производителей поливинилхлорида (ПВХ) в России. Как в условиях санкций себя чувствует это производство?

– Первое, что хотелось бы отметить, говоря о производстве ПВХ: мы больше не используем европейские реагенты, заменив на аналоги дружественных стран. В частности, выполнены исследовательские работы по переводу производства ПВХ и ПВХ-пластикатов на российские и азиатские аналоги: инициатор полимеризации используется китайского производства, процесс окислительного хлорирования этилена переведен на отечественный катализатор.

– Сегмент эмульсионного ПВХ в России остается во многом импортозависимым. Есть ли планы по созданию производств в этом сегменте?

– Строительство производства эмульсионного ПВХ мощностью 50 тыс. тонн в год – в числе приоритетных инвестпроектов. Ведется разработка предТЭО проекта.
В рамках рассматриваемого строительства производства эмульсионного ПВХ будут модернизированы действующие производства дихлорэтана и винилхлорида. Реализация проекта позволит полностью закрыть потребности российского рынка в этом виде пластмасс, положительно повлиять на экономику региона, создать новые рабочие места, значительно улучшить экологическую ситуацию.

"Инвестпроект позволит выпускать первые отечественные антиоксиданты для полимеров"

– "Русский водород" вошел в операционное управление предприятием "Стерлитамакский нефтехимический завод" и заводом "Синтез-Каучук". Какие задачи стоят по этим компаниям и в целом по направлению?

– Стерлитамакский нефтехимический завод является единственным производителем в России и СНГ фенольных антиоксидантов "Агидол", используемых для производства синтетических каучуков, пластмасс, волокон, смазочных и трансформаторных масел, а также для кормовой, пищевой и косметической отрасли. В рамках перспективного направления мы реализуем инвестиционный проект "Агидол 168/110", который позволит выпускать первые отечественные антиоксиданты, необходимые производителям базовых полимеров. Поставки в Россию такого вида компонентов осуществлялись несколькими зарубежными производителями, однако были нарушены в связи с санкционной политикой недружественных стран.

На базе предприятия открыта НИОКР для усовершенствования разработанной ранее технологии производства агидола-110 и ее внедрения в производство. По антиоксиданту агидол-168 актуализированы ранее разработанные исходные данные, подготовлено техническое задание на проектирование. Ориентировочный срок реализации проекта – 2026 год. Кроме агидолов 168/110 перспективным является также производство на их основе клиентских смесей по требованию заказчиков.

"Одним из основных требований станет применение экологических технологий"

– "Русский водород" является управляющей компанией Федерального центра химии в Усолье-Сибирском. Станет ли центр по своей сути промышленным парком, куда смогут зайти различные компании с собственными производствами или это будет единой предприятие с разными направлениями производства? На какой стадии этот проект?

– Сейчас формируется концепция развития кластера, которая станет основой федерального проекта по созданию центра химической промышленности. Нашим крупным химическим холдингом совместно с правительством Иркутской области и Минпромторгом будет разработана дорожная карта по взаимодействию.

В соответствии с целями создания Федерального центра химии резидентами кластера смогут стать предприниматели, готовые запустить экологичное производство продуктов народного хозяйства и импортозамещающую продукцию. На площадке "Усольехимпром" компания Росатом ведет работы по ликвидации накопленного вреда и рекультивации территории, решаются вопросы энергообеспечения и проведения дополнительной газификации.

В центре будут создаваться высокотехнологичные производства на основе современных технологий, чтобы обеспечить внутренний рынок конкурентной продукцией малотоннажной и среднетоннажной химии. В частности, эпихлоргидрина, эпоксидной смолы, фосфора и его производных и других востребованных потребителями видов продукции. Мы открыты к партнерству с ответственными резидентами, поэтому одним из основных требований к производствам станет применение экологических технологий. Федеральный центр развития химической промышленности станет большим кластером предприятий, в работе которых будут задействованы 10 000 человек. Инвестиции составят порядка 830 млрд рублей в течение 10 лет. Также планируется привлечение мер государственной поддержки, в особенности в инфраструктуру проекта и НИОКР.

"Есть планы продвигать собственные отечественные решения"

– У компании достаточно обширная инвестпрограмма. За счет каких средств планируется реализация инвестпроектов?

– На реализацию инвестиционных проектов будут направлены собственные средства, предполагается также получение мер государственной поддержки: льготные займы Фонда развития промышленности, СПИК 2.0, субсидирование НИОКР и техперевооружения, направленного на снижение воздействия на окружающую среду

– Как вы планируете решать проблему лицензий в условиях закрытия западных технологий при строительстве новых производств?

– Главные вызовы для компании были связаны с тем, что существовавшие логистические цепочки, прежде всего с европейскими партнерами, из-за санкций оказались фактически разорваны. Однако, мы продолжили масштабную программу технического перевооружения наших предприятий, модернизируем производства на доступных нам лицензиарах. Вместо традиционных европейских и японских перешли на использование разработок стран Востока и Азии, и, разумеется, отечественных. Часть критически важных технологий и оборудования заместили российскими и китайскими аналогами. К слову, отечественные технологии ничуть не уступают западным. Есть также планы продвигать собственные отечественные решения и наработки, в этом у нас есть большой опыт.

"Переориентация направления реализации коснулась практически всех групп продукции"

– Какая ситуация сейчас сложилась на рынках сбыта продукции "Русского водорода"?

– Российский рынок кальцинированной соды, как и мировой, является профицитным. Негативные тенденции, вызванные многочисленными санкциями и логистическими ограничениями в той или иной мере коснулись всех сфер потребления кальцинированной соды в 2022 году и продолжили свое негативное влияние в 1 квартале этого года. Так, объем продаж соды на внутреннем рынке в 1 квартале 2023 год сократился относительно 1 квартала 2022 года на 26%. В первую очередь, существенное отклонение было вызвано сокращением спроса в основной сфере потребления – производство листового стекла, вызванное низкими показателями производства в автомобилестроении в результате сбоев в цепочках поставок импортных запчастей и строительстве в результате снижения запуска новых проектов из-за сокращения продаж первичной недвижимости. Для компенсации снижения отгрузок на внутреннем рынке мы провели оперативное перераспределение объемов поставок на рынки стран дальнего зарубежья.

По поливинилхлориду в 1 квартале 2023 года компании удалось увеличить продажи на внутреннем рынке на 21% к аналогичному периоду 2022 года, несмотря на высокие складские запасы продукта у переработчиков и общее сокращение экспортных поставок в целом. Потери со стороны частного и внешнего спроса частично были компенсированы бюджетной политикой РФ: в конце 2022 года – начале 2023 года значительно увеличились бюджетные расходы, что поддержало спрос, особенно в обрабатывающих отраслях и строительстве. Доля компании в потреблении на внутреннем рынке ПВХ выросла на 4% до 22%, за счет замещения импорта китайского поливинилхлорида в результате проведения грамотной ценовой политики.

Потребление бикарбоната натрия в РФ В 2022 году выросло на 10% в сравнении показателем 2021 года. Основными причинами послужили рост спроса на весовой бикарбонат натрия, обусловленный увеличением производства комбикормовой промышленности; увеличение спроса на фасованный бикарбонат натрия со стороны населения.

– Компании пришлось менять направления внешних поставок после февраля 2022 года? Какие альтернативные рынки были найдены и какая продукция на них реализуется?

– На фоне изменения геополитической ситуации компания была вынуждена активно искать новые рынки сбыта продукции. Да, нам пришлось заменить европейские рынки на менее премиальные рынки Азии и Латинской Америки, но уже сейчас мы понимаем, что обладаем значительным потенциалом по развитию новых направлений. Переориентация направления реализации коснулась практически всех групп продукции: кальцинированной соды, бикарбоната натрия, поливинилхлорида, синтетических каучуков, антиоксидантов, диоксида титана пигментного и т.д. В настоящее время ведется активная работа по расширению клиентской базы в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, стран Ближнего Востока, по повышению клиентского сервиса за счет доставки продукции до клиентов по принципу "точно в срок".

Беседовал Дмитрий Семягин

RUPEC в Telegram

0 комментариев

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий - Вход