ФАС грозит производителям метанола обязательными продажами на бирже, а ВИНК – проверками
11:15 / 24 июня 2023
fas.gov.ru
На уходящей неделе одним из главных ньюсмейкеров стала Федеральная антимонопольная служба. Производители метанола, получившие полный запрет на его экспорт в ЕС и ожидающие реестра от правительства, дождались от ФАС прогнозных цифр по планируемым обязательным продажам продукции на бирже. А вертикально-интегрированные нефтяные компании ждут не только нового минимального биржевого порога для бензинов, но и проверок от службы. При этом биржевая паника вокруг бензинов отражается и на цены на СУГ. Об этих и других важных новостях в отрасли на уходящей недели – читайте в еженедельном обзоре RUPEC.
Паника вокруг бензина заставляет колебаться СУГ
Уходящая неделя отметилась локальным биржевым "бензиновым кризисом", который может создать трудности вертикально-интегрированным нефтяным компаниям.
На СПбМТСБ достаточно длительный период наблюдается восходящий тренд по цене на бензины. На прошлой неделе рекорды били цены на АИ-92. После чего Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что потребует увеличения обязательных объемов биржевых продаж. Словесные интервенции подействовали на рынок, и цены снизились. Но эффект оказался недолгим. На уходящей неделе в среду бензин вновь начал дорожать, а в четверг цена на АИ-92 побила очередной годовой рекорд.
На этот раз в ФАС заявили, что всерьез взялись за ситуацию и не только потребует повышения объемов продаж бензинов на бирже, но и проверят вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. К ВИНК в России традиционно относят "Газпром нефть", "Сургутнефтегаз", "Татнефть", "Лукойл", "Роснефть", но в ФАС отказались называть компании, которых ждет проверка. Сами производители также хранят молчание.
К пятнице биржевые цены начали снижаться. Но уже сейчас понятно, что это снижение временное, а ситуация требует серьезного анализа причин и комплексных решений, а не угроз в адрес производителей. Цены растут не только на бирже. Росстат который месяц фиксирует подорожание автомобильных топлив. По итогам апреля служба отметила рост розничных цен на бензин марки АИ-98 и выше, а в мае – на АИ-92.
Рост цен на автомобильные топлива отмечается на фоне борьбы вокруг корректировок параметров демпфирующего механизма, согласно которым выплаты нефтяникам сократятся в два раза. В то же время вице-премьер России Александр Новак полагает, что корректировка не приведет к отрицательной марже российских нефтеперерабатывающих заводов. Глава Минфина России Антон Силуанов ранее замечал, что ФАС будет контролировать ситуацию, чтобы нефтяники после изменений демпфера не пытались повышать цены на нефтепродукты.
Интересно, что паника вокруг бензинов отражается на биржевых продажах сжиженных углеводородных газов (СУГ) и наоборот. В марте, во время спекулятивного скачка цен на СУГ, вверх поползла и стоимость бензина марки АИ-92 и АИ-95. В мае вместе с резким подорожанием бензинов почти также резко и без каких-либо объяснений стали дорожать СУГ. Причем если для бензина было логичное объяснение – ремонты на НПЗ и сокращение поставок, то для СУГ такого объяснения не было – объем торгов на бирже рос, но накрутка цен продолжалась.
Тогда же Минэнерго было вынуждено успокаивать рынок. "Цены на сжиженный углеводородный газ (СУГ), использующийся в качестве моторного топлива, не регулируются. Но при этом на них, в отличие от автомобильного бензина и дизельного топлива, не установлен акциз. Поэтому цены на СУГ существенно ниже, чем на бензин, но при этом более подвержены колебаниям", — сообщили в министерстве и также отметили, что наблюдаемое изменение цен на СУГ, которые используются в качестве моторного топлива, не связано с какими-то проблемами на рынке и внутренний рынок обеспечен всеми видами топлива.
Однако в июне "бензиновая паника" опять стала сказываться на ценах на СУГ. С начала июня, после майского скачка, установился четкий тренд на снижение стоимости СУГ. Но в середине месяца, в момент резкого подорожания бензинов, это снижение остановилось. А на уходящей неделе вместе с бензинами на бирже начали дорожать и СУГи. В пятницу, после заявлений ФАС в адрес ВИНК, цены стали падать и на бензины, и на СУГи: АИ-92 потерял 1,7%, АИ-95 – 1,9%, а СУГ – на 5,5%.
Метанолу закручивают кран
Пусть не так громко, но трудности нагрянули и на рынок метанола. По крайней мере, для его производителей осложняются условия работы. С 18 июня вступил в силу полный запрет на экспорт метилового спирта в ЕС. С октября 2022 года по июнь 2023 фактически действовал переходный период, когда компании могли поставлять продукцию по заключенным ранее контрактам. За это время производители смогли частично перестроиться на азиатские рынки, но перспективы увеличения поставок в этом направлении сомнительны в силу логистических проблем.
К внешним ограничениям в ближайшее время могут добавиться и внутрироссийские. На уходящей неделе стало известно, что минпромторг планирует в 2024 году сформировать единый реестр производителей, продавцов и потребителей метилового спирта. Участников рынка обяжут регистрироваться в нем. Не прошедшим регистрацию компаниям запретят работать с метиловым спиртом. Это необходимо, по мнению ведомства, для ужесточения контроля за распространением метанола и предотвращения случаев отравления им. Кроме того, с 2024 года российских производителей метанола могут обязать продавать через биржу 10% от объема реализации продукции на внутреннем рынке. По подсчетам RUPEC, продажи через биржу должны будут вырасти в полтора раза, до 160 – 180 тыс. тонн относительно текущих показателей.
В итоге в краткосрочной перспективе ожидается снижение производства метанола в 2023 году до 20%, а также замораживание большинства проектов строительства новых метанольных мощностей. Перспективы все еще сохраняют проекты, изначально ориентированные на экспорт в восточном направлении. В 2023 году появлялись новости о движении по проектам компании "Промтех" в Волгограде, "Русхима" в Ненецком автономном округе и на Находкинском заводе минеральных удобрений. Однако даже они предполагают ввод в эксплуатацию в перспективе 3 – 5 лет. Например, на неделе запуск волгоградского проекта анонсировали на 2027 год.
Удобрения надеются на прорыв на Восток, но цены оставляют желать лучшего
Производители удобрений же пытаются активизировать экспортные поставки за счет восточных направлений. "Уралкалий" договорился сразу с пятью китайскими компаниями-импортерами удобрений поставках хлоркалия в КНР с 2023 по 2025 годы. Общий объем поставок за три года может составить порядка 3,5 млн тонн. Правда, речь идет пока не о контрактах, а только о меморандумах о взаимопонимании. Тем не менее, компания и владеющий ей холдинг смотрят на вторую половину 2023 года оптимистично. Председатель совета директоров "Уралхима" Дмитрий Татьянин, в частности, рассчитывает, что выпуск калийных удобрений "Уралкалием" будет восстановлен во втором полугодии до уровня производственных мощностей компании.
Компания "Фосагро" пытается улучшить результаты за счет малых рынков. Например,"Фосагро-Регион" планирует увеличить годовой экспорт своей продукции в Казахстан с 38 тыс. тонн (результат в 2022 году) до 60 тыс. тонн до конца 2023 года. Сейчас "Фосагро-Регион" обеспечивает поставки минеральных удобрений в 10 стран Восточной Европы, Закавказья, Центральной и Средней Азии и Монголию.
Однако даже если планы компаниям удастся выполнить, это не гарантирует им рост доходов от экспорта. Аналитики Argus на мировом рынке азотных, фосфорных и калийных удобрений фиксируют понижательную тенденцию, которая объясняется действием двух ключевых факторов. Во-первых, предложение превышает спрос, который был неактивным с начала 2023 года из-за недостатка средств у аграриев, низкой стоимости сельхозкультур, значительных запасов этих удобрений, а также ожидания участников рынка, что цены продолжат снижаться. Во-вторых, стоимость производства удобрений уменьшилась из-за удешевления сырья, в том числе аммиака и природного газа. Пессимистические прогнозы, по крайней мере, на цены на калийные удобрения дает и компания Mosaic.
Автор: Дмитрий Семягин
RUPEC в Telegram
0 комментариев