Покупателей СУГ взяли на испуг, а зерновой сделке подложили мину в виде подорванной трубы
12:00 / 11 июня 2023
Представители российских властей намекают, что зерновая сделка может быть не продлена из-за взрыва на аммиакопроводе Тольятти – Одесса. Но так как он не функционирует больше года, на практике авария мало что поменяла. А на внутрироссийском рынке сжиженных углеводородных газов опять разогнали цены за счет слухов про грядущий дефицит. Однако в свете сокращения экспорта и возможной приостановки перевалки через Тамань, скорее, можно прогнозировать профицит внутри страны.
Ни аммиака, ни трубы
Пожалуй, самой громкой новостью недели стал взрыв на аммиакопроводе Тольятти – Одесса. Авария произошла в понедельник вечером. Участок аммиакопровода в России был отсечен от украинской части. Он находится в исправном состоянии и под постоянным контролем.
Практически сразу же после взрыва представители РФ заявили, что взрыв на трубопроводе ставит под сомнение продолжение сделки. Чуть позже последовало заявление, что восстановительные работы могут занять до трех месяцев. Но уже спустя три дня, вице-премьер – министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что Россия не рассчитывает на получение доступа к ремонту поврежденного участка аммиакопровода.
Возобновление отправки аммиака по трубопроводу, заблокированной больше года назад, является частью зерновой сделки и одним из основных требований российской стороны. Несмотря на то, что Украина отказывается пропускать продукт, действие сделки продляется властями РФ регулярно. Последнее продление на два месяца было 18 мая. Поэтому фактически само повреждение трубы мало, что меняет, но дает дополнительные аргументы в переговорах.
Покупателей СУГ берут на испуг
Последние две недели в очередной раз были полны слухов о дефиците сжиженных углеводородных газов (СУГ). В итоге можно было наблюдать повторение мартовской истории, когда такие слухи способствовали росту цен на СУГ. В этот раз в качестве повода для слухов послужили плановые ремонты. Однако к началу недели газофракционирующая установка "Сибура" в Тобольске уже заработала в штатном режиме. А вероятность дефицита была опровергнута фактическими продажами: за 5 месяцев 2023 года к 5 месяцам 2022 года отгрузка сжиженных углеводородных газов в сектор коммунально-бытового и автотранспорта по железной дороге выросла на 13%, до 1890 тыс. тонн. Биржевая реализация на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) за тот же период по всем компаниям выросла на 24%, до 898 тыс. тонн.
В целом рынок российский рынок СУГ является наоборот профицитным. Угрозы санкций прошлого года вызывали споры о том, а сможет ли РФ внутри перерабатывать больше газов, если они попадут под запрет. Запрет не последовал, и ЕС оставался крупнейшим импортером российских СУГ. Однако часть экспорта из РФ все же была переориентирована. В 2022 году общий объем производства СУГ в нашей стране составил 14,5 млн тонн. При этом Россия экспортировала 3,1 млн тонн, что на 0,4 млн тонн меньше значений 2021 года.
В 2023 году доля экспорта может снова сократиться. Reuters сообщил, что экспортный терминал в российском порту Тамань готовится прекратить перевалку СУГ на танкеры из-за угрозы атак на инфраструктуру. РЖД ограничили перевозку СУГ в Тамань с 31 мая, а оператор казахстанских железных дорог – с 6 июня.
Порт Тамань не был ключевым для российских экспортеров СУГ. В прошлом году через него всего прошло порядка 0,3 млн тонн СУГ. Только треть этого объема была российским. Экономическая эффективность поставок через него различными компаниями оценивалась неоднозначно. Например, поставки в Турцию через Усть-Лугу в разные периоды оказывались чуть ли не эффективнее, чем через Тамань. Плюс вопросы к безопасности прохождения судов и проблема самого наличия этих судов заставляли экспортеров рассматривать этот порт, скорее, как очередной альтернативный канал. Несмотря на все эти угрозы, в 2023 году перевалка российских СУГ через Тамань росла. По данным того же Reuters, за январь-май через этот порт прошел объем, сопоставимый с объемом за весь прошлый год – 114 тыс. тонн. Поэтому в случае закрытие этого канала экспорта у внутреннего рынка появляются перспективы на дополнительные объемы СУГ.
Шины сообразили на троих
На шинном рынке России, по крайней мере, в легковом секторе, наблюдается консолидация активов в руках трех основных игроков. Группа S8 Capital претендует на покупку завода японского производителя Bridgestone в Ульяновске. Если компания приобретет этот актив, то тройка лидеров на рынке РФ по мощностям будет выглядеть следующим образом: первое место – "Татнефть" с 17 млн шт. (бывшие активы Nokian), второе место – S8 Capital Continental с 15 млн шт. (активы Cordiant – 9 млн шт., Continental – 4 млн шт., Bridgestone – 2 млн шт., ) и третье – "Нижнекамскшина" с 12 млн шт.
На пике производство легковых шин в РФ оценивалось всего в 50 млн шт. То есть в руках трех игроков сосредоточится почти 90% производства легковых покрышек в РФ. А это крупнейший сегмент шинного рынка, на который приходится ¾ всех объемов.
С точки зрения рынков сбыта для производства синтетического каучука это, скорее, позитивная тенденция. Возобновится работа заводов, приостановивших выпуск шин, стабилизируется деятельность предприятий, находившихся в подвешенном состоянии из-за нерешенного вопроса владения и управления. Так, по прошлому году выпуск покрышек для легковых автомобилей снизился на 27% относительно 2021 года, а выпуск СК соответственно – на 12%. С января по апрель этого года восстановления не наблюдалось. Легковых шин произвели на 40% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а СК – на 15,5%.
Однако здесь многое будет зависеть от того, на какие рынки будут нацелены консолидированные компании. Падение выпуска покрышек было связано не только с простоем заводов, но и с обвалом авторынка в России. Если шинные компании не будут активизировать работу в той же Средней Азии, то для них повысится угроза кризиса перепроизводства. Согласно данным системы маркировки "Честный знак", за первый квартал этого года запасы летних и всесезонных шин в магазинах и на складах российских дистрибьюторов уже выросли до 34,8 млн единиц, что говорит о назревании проблемы сбыта
Автор: Дмитрий Семягин
RUPEC в Telegram
0 комментариев