Химпром договаривается с транспортом о новой логистике, а переработчики полимеров требуют протекционизма

Химпром договаривается с транспортом о новой логистике, а переработчики полимеров требуют протекционизма

14:47 / 23 апреля 2023

globalports.com

Уходящая неделя запомнилась большим количеством сделок в сфере логистики, заключенных на форуме TransRussia 2023. Причем активность здесь проявили не только производители удобрений, но и операторы крупных инвестпроектов. На рынке метанола было зафиксировано незначительное повышение цен после годового спада. А переработчики полимеров отметились новыми инициативами с целью получить дополнительную поддержку от государства. Об этих событиях – в традиционном еженедельном обзоре важных новостей на RUPEC.

Логистические решения форума TransRussia 2023

На уходящей неделе было много новостей, связанных с транспортировкой химпродукции и оборудования для ее производства. Главным их источником стал форум TransRussia 2023. В последние годы не каждое выставочное мероприятие может похвастаться обилием подписанных в рамках него контрактов, но TransRussia 2023 стал для многих приятным исключением. Наиболее активными на форуме были производители удобрений, которых в прошлом году отнесли к числу главных пострадавших именно от логистических проблем: закрытием европейских портов с мощностями по перевалке и блокировкой российских грузов.

Группа компаний Global Ports договорилась об использовании ее портовой инфраструктуры сразу с двумя компаниями из числа лидеров этого рынка. "Фосагро", согласно новому контракту, с 1 января 2024 года будет увеличивать перевалку удобрений через морские многофункциональные терминалы Global Ports в Санкт-Петербурге "Первый контейнерный терминал" и "Петролеспорт". Совокупный объем грузопотока должен вырасти с 0,7 до 3 млн тонн в год. А с "Еврохимом" группа договорилась о начале работы по перевалке удобрений в спецконтейнерах через порт Санкт-Петербург. Соглашение будет действовать до конца 2025 года, среднемесячный объем перевалки может составлять до 100 тыс. тонн, сообщили компании. Под новые контракты Global Ports уже объявил о расширении контейнерного парка. Группа рассчитывает получить партию из 4 тыс. заказанных в Китае спецконтейнеров для перевозки навалочных грузов уже до конца полугодия.

Также наращивает свой контейнерный парк и железнодорожный оператор "Логистика 1520". В ходе TransRussia 2023 он заказал у "Объединенной вагонной компании" 300 вагонов-хопперов для перевозки минеральных удобрений. Отгрузка вагонов планируется в 2024 году.

Еще ряд сделок касался организации доставки оборудования для крупных инвестпроектов. Так, "Трансконтейнер" разработает транспортно-логистические решения по доставке оборудования для проекта "Русхима" по строительству в Ненецком автономном округе газохимического комплекса. А крупнейшая российская частная транспортная группа Fesco и "Иркутская нефтяная компания" проработают логистические решения для организации поставок промышленного оборудования и крупногабаритных тяжеловесных грузов, предназначенных для реализации газохимического кластера в Усть-Куте Иркутской области. Теперь главное, чтобы эти договоренности не остались только на бумаге.

Рынок метанола взбодрился на росте цен

После годового снижения цены на метанол вновь пошли вверх. Стоимость метанола на внутреннем рынке начала расти на фоне увеличения внутреннего спроса, следует из данных обзора Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка.

Прошлый год для производителей метанола был, мягко говоря, неспокойным. В России производится порядка 4,5 млн тонн метанола в год. В 2022 году более 40% выпущенной продукции продавалось на внешние рынки, причем главными покупателями были страны ЕС. Но тогда же метанол попал под санкции. Правда, Европейская комиссия сначала разрешила импортировать его из России до начала января 2023 года. А потом продлила это разрешение до 18 июня. Однако в том жу 2022 году российские производители стали снижать поставки в ЕС и искать выход на другие рынки, что оказалось не так-то просто. Так, по данным Argus, отгрузки метанола из России в Казахстан увеличились в 2022 году на 7,8 тыс. тонн, до 39,1 тыс. тонн, а поставки из Узбекистана — только на 0,8 тыс. тонн, до 10,3 тыс. тонн. Совокупное потребление этими странами составило 49,4 тыс. тонн, что на фоне общего объема российского экспорта просто незаметно.

В итоге внутри РФ рынок стал профицитным. На этом фоне и началось снижение цен. В марте 2022 года тонна метанола стоила около 35 тыс. рублей. К началу 2023 года цена упала в полтора раза – ниже 20 тыс. рублей и до марта выше не поднималась. В таких условиях российские компании пошли на сокращение производства. По данным Росстата, в феврале они снизили объемы выпуска метанола на 28% по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года и на 9% относительно января.

Сокращение предложения постепенно привело к росту цен. Ему способствовало и падение курса рубля. Тем более, что параллельно с этим стали расти поставки в Китай. В феврале 2023 года продажи метанола в Поднебесную уже составили 38% от общего объема экспорта.

В апреле, по мнению экспертов Газпромбанка, для производителей метанола конъюнктура продолжит улучшаться по мере постепенного балансирования спроса и предложения, а также благодаря ослаблению рубля. Однако рынок ждет июня, когда для российского метанола полностью закроются рынки стран ЕС.

Протекционизм по примеру Индии

Переработчики полимеров продолжают требовать от государства новых мер поддержки. На уходящей неделе крупнейший в РФ производитель оборудования для вентиляционных и ревизионных систем ЭРА попросил правительство установить ввозную пошлину на изделия из пластмассы и импортные вентиляторы на уровне более 20%. Компания вынуждена закупать в Китае двигатели для вентиляторов, которые не производятся в РФ, с импортной пошлиной в размере 11%, в то время как готовая иностранная продукция попадает в страну без пошлин. Глава Союза переработчиков пластмасс Петр Базунов поддержал компанию, заявив, что снижение пошлин актуально и для других производителей.

– Сырье для производства изделий из пластмассы при ввозе облагается пошлиной до 6,5%, а на целый ряд готовых изделий ставка или такая же, либо равна нулю, в то время как должно быть наоборот, — считает Базунов.

В текущих условиях в целом протекционистские меры, возможно, действительно поддержат переработчиков полимеров. Однако не вполне понятно, почему при этом Петр Базунов требует ухудшить условия для своих коллег – производителей полимеров, на которых влияние оказывают те же внешнеполитические условия. При этом, напомним, что цены на полимерное сырье в прошлом году упали в среднем на 34%, тогда как на готовую продукцию напротив выросли.

Российские производители полимеров в "доковидные" годы не раз вынуждены были выдерживать удары демпинговых кампаний конкурентов из других стран. Так было, например, внутри страны с поставками полиэтилена сначала из Китая, потом из Узбекистана. Сходная ситуация наблюдалась на рынках ЕС в случае с поставками из США. Подобный метод применяется для быстрого захода на рынок и вытеснения прежних стабильных партнеров, однако далее новые игроки начинают повышать цены до среднерыночных, но, как правило, не обеспечивают стабильность поставок и сервиса. В конечном итоге это наносит ущерб и отечественным производителям полимеров, и отечественным переработчикам.

Такая ситуация характерна не только для РФ. Пример борьбы с ней показывает Индия. Сейчас ее правительство готовится ввести временную антидемпинговую пошлину (ADD) на импорт полиэтилена низкой плотности из Саудовской Аравии, Сингапура, Таиланда и США. В России стоило бы также смотреть в целом на поддержку отечественного бизнеса, не отдавая предпочтение отдельным отраслям в ущерб другим направлениям.

Автор: Дмитрий Семягин

RUPEC в Telegram

0 комментариев

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий - Вход