Ruplastica 2023: от "покера" в упаковке до партнерства в НИОКР
10:21 / 26 января 2023
Крупнейшая отраслевая выставка пластиков и каучуков, сменив название, немного поменяла и вектор. В 2022 году все усилия участников рынка были направлены на поиск методов работы в новых условиях. Надежды на партнеров из Азиатско-Тихоокеанского региона, как в области технологий, так и сбыта, несколько охладели. Хотя частично заместить европейские компоненты многие переработчики смогли именно в Азии. Торговое сотрудничество также выросло. Тем не менее, на первый план стало выходить более тесное взаимодействие внутри России, в разы ускорилась НИОКР, а эксперты рынка призывают пересмотреть стратегию в отрасли и на государственном уровне поддерживать инвестиции в отечественные разработки. Подробнее от том, как проходила Ruplastica 2023 — в репортаже RUPEC.
Сменили на RU, но показали, что рынок живет
Лейтмотивом всей выставки стала работа компаний в условиях санкций. Об этом свидетельствовала и смена названия: Ruplastica ранее именовалась Interplastica. Несмотря на переход крупнейшего ивента полимерной индустрии в "зону ru", международное представительство было: 16 стран экспонировали свою продукцию (против 32 в прошлом году). Организаторам удалось собрать большое представительство различных сегментов рынка, объединив под одной крышей ЦВК "Экспоцентр" в Москве основную выставку переработчиков полимеров, проект по теме переработки вторсырья и утилизации отходов Recycling Solutions и международную выставку упаковки, печати и технологий розлива Upakexpo. Свои стенды здесь представили более 500 экспонентов (для сравнения в 2022 — 650). Такими масштабами "Рупластика" наглядно показала, что рынок живет и, вопреки санкциям, сдаваться не собирается. Более того, в ходе выставки стало ясно, что результаты 2022 года по рынку оказались гораздо лучше ожиданий.
— Собирая цифры по итогам года, я не думал, что производство полимеров упало всего на три с небольшим процента. Мы выдержали санкционное давление, которое оказывалось на компании, выдержали в том смысле, что не упали, — сказал в своем выступлении в рамках деловой программы выставки председатель совета "Союза переработчиков пластмасс" Михаил Кацевман.
По его данным, производство полимеров в России в 2022 году снизилось на 3,3%, с 7,97 до 7,70 млн тонн. Темп снижения в переработке оказался еще меньше — 1,6%, с 5,63 до 5,54 млн тонн. Наибольшее падение наблюдалось в переработке поликарбонатов (на 28%), полистиролов (на 16%) и полипропиленов (на 13%). При этом в общих показателях падение было нивелировано ростом переработки, в первую очередь, полиэтилена высокой плотности — на 24%.
Еще одной негативной тенденцией стало снижение числа компаний в переработке. Причем каждое четвертое предприятие в отрасли закрывается через три года после запуска.
— В предыдущие годы был взлет в переработке: люди открывали свои предприятия, с оптимизмом смотрели на рынок. В последние годы оптимизм упал еще до начала специальной военной операции. Связано это и с давлением экологов, и с общей обстановкой. Прибыльность этого бизнеса сейчас не так велика, — сожалел Михаил Кацевман.
Однако точнее ситуацию лучше называть консолидацией рынка. Число компаний в переработке неуклонно росло до 2021 года, когда наблюдалось пиковое значение переработчиков — 9803. Но темпы этого роста ежегодно снижались. И в 2022 году впервые было отмечено падение числа игроков на рынке — 9583. Впрочем падение это произошло исключительно за счет микробизнеса (с выручкой до 120 млн рублей в год). По данным того же Михаила Кацевмана, число предприятий и в малом бизнесе (с выручкой от 120 до 800 млн рублей в год), и в среднем (от 800 млн до 2 млрд рублей), и даже в крупном (свыше 2 млрд рублей) увеличивалось в 2022 году. То есть все-таки продолжается и открытие новых бизнесов, и рост компаний.
Больше внимания Турции или консолидация внутренних усилий?
В условиях санкционного давления теме международных рынков в рамках деловой программы было посвящено много выступлений, и, в первую очередь, конечно, перенаправлению логистических потоков, смены поставщиков компонентов и оборудования. В ходе 2022 года, несмотря на рост поставок оборудования со стороны Китая, надежды у участников рынка на этого международного партнера несколько снизились.
Компании во многом старались справиться с логистическими трудностями за счет реэкспорта и параллельного импорта. Как рассказал, Георгий Властопуло, генеральный директор компании Optimalog, с мая по декабрь 2022 года объем параллельного импорта вырос с 6 до 24 млрд долларов США. И это 9% от всего импорта.
В отношении каналов как импорта, так и экспорта Георгий Властопуло отметил рост роли Турции и снижение внимания к партнерам на постсоветском пространстве, в первую очередь, Казахстану и Грузии. Вообще Турция в последние годы активно развивает свою переработку. В 2022 году она превратилась в лидера отрасли в Европе и на Ближнем Востоке. В прошлом году предприятия Турции переработали 9,2 млн тонн (на 64% больше, чем в РФ). Развивается там и машиностроение. Потенциально с этой страной можно развивать не только торговое, но и технологическое партнерство.
Однако тот же Михаил Кацевман считает, что простое переключение с европейских поставщиков на азиатских, параллельный импорт и другие механизмы выживания в условиях санкций не помогут российской промышленности в долгосрочной перспективе. По его мнению, в условиях свободной рыночной конкуренции невозможно достигнуть технологического лидерства. Поэтому нужна консолидация усилий внутри страны.
Нефтехим пошел на встречу переработчикам новыми продуктами и НИОКР
И примеры такой консолидации уже наблюдались в 2022 году. Член правления "Сибура" Сергей Комышан в своем выступлении в ходе деловой программы выставки рассказал, что компания, как и ее клиенты, столкнулась с проблемой локализации катализаторов, добавок, компонентов.
— Поэтому мы сделали локализацию тех или иных компонентов для себя и то же самое сделали для клиентов. Мы запустили 15 совместных программ по замещению импорта в рецептурах клиентов. Причем договоренность была, что мы ведем эти программы не только для одного клиента, но и для всей отрасли. Также мы запустили 18 новых проектов по локализации малотоннажной химии и 10 по катализаторам. Мы надеемся, что процентов 80 разработанных рецептур мы внедрим, — добавил Комышан.
Схожую работу начали и другие крупные компании в нефтехимической промышленности. Оксана Борисова, старший менеджер отдела технологии нефтегазохимии компании "Лукойл", рассказала, что компания проводила исследования катализаторов полипропилена, компонентов катализаторов полиэтилена и бутена-1, добавок для полимеров, адсорбентов для мономеров, и в ходе них были подобраны аналоги. Во многом эти работы проводились по запросам переработчиков.
В итоге можно сказать, что положительным аспектом санкций стало ускорение разработок и омологации новых продуктов, марок и компонентов. Если до 2022 года разработка и проверка нового продукта занимала несколько лет, а еще до 2 — 3 лет могло уйти на его доработку по отзывам потребителей, то сейчас все эти процессы, по словам участников рынка, как со стороны производителей полимеров, так и со стороны их переработчиков в разы ускорились.
Сейчас для переработки имеются большие возможности с точки зрения емкости рынка. Экспертами российский достижимый потенциал импортозамещения готовой полимерной продукции оценивается в 400 тысяч тонн. Весь импорт полимерной продукции в Россию составляет порядка 1,7 млн тонн. Сергей Комышан рассказал RUPEC, что этот потенциал может быть реализован в ближайшей перспективе 3 — 5 лет в зависимости от сегмента. Этому должны способствовать не только частные инициативы производителей полимеров, но и вводимые меры господдержки.
Сотрудничество в финансах, НИОКР, информации, логистике
Как частным инициативам "Сибура", так и мерам господдержки в рамках выставки был посвящен отдельный ивент — "День переработчика". Здесь компания представила свой центр прикладного НИОКР и партнерства в полимерах "Полилаб", который был запущен в 2019 году в Сколково. Именно в рамках этого центра велись разработки по замещению импортных катализаторов по запросам переработчиков.
— Мы поработали с "Сибуром" по специальным добавкам: представили свои потребности, то, что мы не можем получить от иностранных производителей. В 2022 году мы получили от "Полилаба" две марки. В первую очередь, это рандом-сополимер полипропилена, с которым мы работаем и который позволяет делать морозостойкую и прозрачную марку. У компании были какие-то наработки и ранее, но "Полилаб" по нашей заявке очень хорошо поработал, ускорил разработку и вывод этих марок. Очень многие разработки были ускорены. Но полибутен мы пока заместили из Юго-Восточной Азии, — рассказала RUPEC Лучеса Набатова, генеральный директор компании "Георг полимер" (производитель пищевой упаковки для автоматических фасовочных линий).
Со стороны государства в 2022 году было запущено сразу несколько программ поддержки переработчиков в условиях санкций. Как рассказала заместитель директора департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий минпромторга РФ Дарья Шевякина, выступая в рамках Дня переработчика, государство запустило субсидирование части затрат на НИОКР и применение повышающего коэффициента 1,5 для затрат по НИОКР. Новые условия были приняты для федеральных программ финансирования в рамках Фонда развития промышленности. А в 2022 году появились и гранты на реинжиниринг критически важных комплектующих, а также субсидирование по целому ряду направлений работы — от логистики до выставочной деятельности.
Кроме разработок материалов и компонентов, производители полимеров стали оказывать содействие переработчикам и по другим направлениям, вступая в различные формы кооперации усилий. Тот же "Сибур" предложил помощь в поиске потенциальных партнеров через алгоритмы обработки данных в таможенных базах, специальные условия на приобретение сырья для обеспечения конкурентоспособности готовых изделий российских производителей на экспортных рынках ("экспортный форсаж"), специальные коммерческие условия под обязательство инвестиций в расширение производственной мощности клиентов компании в России и СНГ ("инвестиционный форсаж"), отсрочки платежа, факторинг, логистические преференции (возможность отгрузки на склад клиента бóльших объемов, чем требуется в текущем периоде и срочные отгрузки).
По мнению Нары Арутюнян, заместителя управляющего директора по закупкам сырья компании "Вотерфолл" (производитель биаксиально-ориентированной полипропиленовой пленки) сейчас такая работа крайне важна для всей полимерной индустрии и для экономики в целом.
— Такая работа крайне полезна для рынка, поскольку имеет долгосрочный синергетический эффект: мы как один из крупнейших потребителей полипропилена загружены, и у нас, в свою очередь, растет рынок сбыта. Например, в прошлом году мы воспользовались опцией "Сибура" и сотрудничали с "Полилабом". Нам помогли с некоторыми новыми контрагентами-поставщиками, поскольку в нашем сегменте до этого все производители работали с европейскими поставщиками. В итоге мы смогли подоббрать азиатских поставщиков. Плюс "Сибур" начал производить для БОПП-рынка новую марку полипропилена, — отметила Нара Арутюнян.
"Покер" с упаковкой
Отдельная деловая программа проходила в рамках выставки упаковки, печати и технологий розлива Upakexpo, фактически объединенной с Ruplastica не только площадкой, но и общим настроением.
Константин Глушенков, директор департамента управления клиентским опытом "Управляющей компании" группы предприятий "Готэк" (один из крупнейших производителей упаковки в РФ) назвал текущую ситуацию на мировом рынке упаковки сложной и сравнил ее с игрой в покер, где все повышают ставки и блефуют. По его словам, 75,9% иностранных компаний так или иначе остались в России, и это вселяет оптимизм в производителей упаковки, что их продукция будет востребована. В то же время он считает, что изменился потребительский спрос: покупатели стали больше экономить, выбирая товары под собственными торговыми марками сетей.
Сергей Роскошный, директор отраслевых продаж "Сибура", рассказал, что главными тенденциями на рынке полимерной упаковки в России в 2023 году будет замещение доли международных брендов локальными производителями, рост доли электронной торговли, увеличение объемов доставки готовой еды, замещение неперерабатываемых типов упаковки (ESG) и импортозамещение.
В целом на рынке прогнозируется большее развитие сегмента жесткой упаковки. Напомним, ранее такой же прогноз сделала компания "Интергагро". Комментируя ситуацию RUPEC, Лучеса Набатова, генеральный директор компании "Георг полимер", рассказала, что это связано как с меньшими объемами сегмента относительно сегмента гибкой упаковки, так и с трендами на рост доставки продуктов питания и доставки готовой еды. Жесткой упаковки в прошлом году в РФ было произведено в объеме 250 тыс. тонн (на основе полимеров и сополимеров этилена и полипропилена). При этом более перспективными материалами, показывающими лучшую динамику, оказались полипропилен и ПЭТ.
Еще одним трендом 2022 — 2023 годов стал поиск возможностей по созданию упаковки из вторичных ресурсов.
Recycling solution
В целом рециклингу была посвящена отдельная выставка, многие стенды компаний в рамках двух других выставочных пространств, а также отдельный день деловой программы. Открывая его, заместитель директора Российского экологического оператора (РЭО) Алексей Макрушин, рассказал, что годовой объем твердых коммунальных отходов можно оценивать в объеме 52 млн тонн, а объем внедренных с момента старта реформы (с 2019 года) в РФ мощностей для обработки отходов рассчитан на 19 млн тонн. При этом доля отходов, отправляемых на переработку, по-прежнему крайне низка. Операционный директор компании "РТ-инвест ресайклинг" Сергей Хлебников оценил долю полимеров, пригодных к переработке всего в 3% от общего количества отходов, поступающих на сортировку.
Заместитель генерального директора группы "Эколайн" Елена Вишнякова считает, что сейчас неперерабатываемые полимеры составляют более 23% в так называемых хвостах — отходах, которые идут только на сжигание или захоронение. По ее мнению, для улучшения ситуации необходимо резко снижать долю неперерабатываемого пластика.
Однако рециклинговые компании в 2022 году сами столкнулись с целым рядом трудностей, которые сделали это направление работы гораздо менее привлекательным. Как считает Константин Рзаев, председатель совета директоров компании "Экотехнологии", помимо традиционных проблем для бизнеса в эпоху санкций, появились и специфические для этого направления. В целом снизился спрос на полимеры со стороны переработчиков. Из-за снижения остроты повестки ESG, по его словам, "упал аппетит к вторичным пластикам". Появилась и жесткая конкуренция со стороны переработчиков вторичного ПЭТ из Ирана и Узбекистана. В то же время, затраты рециклинговых компаний только растут. К этому приводит повышение затрат на энергоресурсы, моющие средства, логистику, заработные платы в условиях кадрового голода. В принципе затраты на производство того же вторичного ПЭТ выше из-за дороговизны сортировки, двойной логистики и очистки вторсырья. Особенно это заметно при производстве ПЭТ для упаковки пищевых продуктов. В 2022 году этот разрыв относительно первичного ПЭТ вырос.
Как один из переходных вариантов к рециклингу может рассматриваться частичное использование вторичных материалов в конечной продукции. Так "Сибур" на выставке презентовал линейку ПЭТ "Vivilen" — марки ПЭТ с содержанием вторичных материалов в размере 25 — 30%.
Как рассказал RUPEC Константин Рзаев, использование вторичных материалов переработчиками и производителями конечной продукции может быть менее выгодным с финансовой точки зрения, и их применение во многом будет зависеть от ответственности самих компаний. Пример такой ответственности привела директор отдела исследований и разработок категории средств личной гигиены Unilever Евгения Седова. По ее словам, в упаковке продукции компании используется 89% пригодных к переработке полимеров. В 2022 году Unilever в России использовал 2300 тонн вторичного ПЭТ (на уровне прошлого года). К 2025 году компания планирует довести долю вторичных материалов в упаковке до 25%. Однако не столь масштабные игроки вряд ли смогут позволить себе даже такие планы.
Автор: Дмитрий Семягин
RUPEC в Telegram
0 комментариев