Государство поставило перед нефтяной отраслью серьезную задачу – довести к 2012 году уровень утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) до 95%. Это уже привело к реализации ряда проектов по утилизации ПНГ. Вместе с тем, уже сейчас ясно, что не все новые объемы попутного газа пойдут на дальнейшую переработку в нефтехимию.
Для достижения поставленных государством требований требуется глобальная перестройка всего законодательства. Этот процесс уже начался, однако до сих пор не поставлены точки в некоторых ключевых вопросах. А нефтяникам и переработчикам становится все важнее уметь находить компромиссы.
Попутный нефтяной газ является побочным продуктом при добыче нефти. При этом для нефтехимии его значение трудно переоценить. При переработке из ПНГ выделяют широкую фракцию легких углеводородов (ШФЛУ) – основное сырье для нефтехимических предприятий.
На протяжении многих лет попутный нефтяной газ был лишь обузой для нефтяников. Во многом такое положение сохраняется и сейчас. По данным Минэнерго, в нашей стране за 2009 год было добыто 61 млрд кубометров ПНГ при уровне утилизации порядка 78%. Таким образом, на факелах сжигается около 14 млрд кубометров. Исходя из этих цифр, достижение 95%-ного уровня утилизации ПНГ к 2012 году, даже при сохранении текущего объема добычи, позволит получить дополнительный ресурс по ПНГ в объеме порядка 10 млрд кубометров. Между тем, реальный объем сжигания может быть значительно выше, ведь далеко не все промыслы оснащены системами учета ПНГ. Так, по данным Всемирного банка, в России сжигается 50 млрд кубометров попутного газа в год, и по этому показателю наша страна намного опережает идущую на втором месте Нигерию (16,8 млрд кубометров).
История огня
Широкомасштабная добыча углеводородов началась в Западной Сибири в середине 60-х годов. Несколько лет спустя была утверждена программа развития, предусматривающая комплексное освоение ресурсов, в том числе сбор и переработку попутного нефтяного газа (ПНГ). В конце 80-х в стране были построены основные перерабатывающие мощности. Предполагалось, что уже к 1990 году утилизация ПНГ достигнет 90%. Однако с распадом Советского союза государственное финансирование прекратилось, из-за падения цен на нефть резко упала ее добыча и, соответственно, производство ПНГ. ГПЗ стояли незагруженными.
В начале 90-х началась приватизация. При этом новые собственники нефтяных активов не были заинтересованы в утилизации ПНГ - цены на него в то время были очень низкие, при этом капитальные затраты, связанные с его сбором и транспортировкой, требовались огромные. Поэтому основной объем попутного газа нефтяники сжигали на факелах, а низкие штрафы позволяли это делать практически безболезненно.
В 2007 году государство заняло жесткую позицию, провозгласив курс на доведение уровня утилизации ПНГ до 95%. "Такое расточительство недопустимо. Нужно незамедлительно создать систему учета попутного газа, увеличить экологические штрафы и ужесточить требования к недропользователям", - заявил В.Путин в апреле 2007 года в послании Федеральному Собранию о ситуации с использованием ПНГ. А спустя два года президент Дмитрий Медведев в своем послании еще раз подтвердил позицию государства в вопросах использования ПНГ: "Вопиющим фактом, примером неэффективного использования энергоресурсов является сжигание попутного нефтяного газа".
В 2007 году было объявлено, что достичь 95%-ной утилизации ПНГ необходимо к 2011 году. Больше никто не мог делать вид, что не заметил отмашки – ни чиновники, ни недропользователи.
Уже осенью 2007 года МПР подготовило "План основных мероприятий по повышению эффективности использования ПНГ". В нем, в частности, предлагалось обеспечить приоритетный доступ к национальной сети поставщиков электроэнергии, вырабатываемой из ПНГ, а также приоритетный доступ поставщиков сухого отбензиненного газа, получаемого после его переработки, к Единой системе газоснабжения.
МПР также предлагало запретить эксплуатацию скважин, не оснащенных счетчиками ПНГ, а также резко повысить штрафы за его сжигание. Были предусмотрены и стимулирующие меры - налоговые и таможенные преференции для предприятий, реализующих проекты по рациональному использованию ПНГ.
В феврале 2008 года было отменено государственное регулирование цен на ПНГ. И хоть к этому времени нефтяники и нефтехимики уже научились договариваться между собой, законодательное закрепление механизма добавило предсказуемости во взаимоотношения.
Однако разгоревшийся в 2008 году кризис привел к сворачиванию инвестпрограмм нефтяными компаниями. Нефтяникам вновь стало не до ПНГ. На этом фоне начался торг о времени перехода на провозглашенный в презедентском послании уровень. Но выторговать удалось лишь год – в январе 2009 года Путин подписал постановление о переходе на 95%-ную утилизацию с 2012 года.
Таким образом, нефтяники поняли, что утилизации попутного газа им не избежать. В этой связи практически все НК приняли собственные программы по утилизации ПНГ. Это уже принесло положительные результаты - за последние три года, по данным Минэнерго, при сохранении общего объема добываемого попутного газа его использование выросло с 72,6% до 78%. Вместе с тем, многие из реализуемых инициатив нефтяников для нефтехимии имеют нулевые последствия.
Как известно, утилизировать ПНГ можно несколькими способами. Например, закачивать ПНГ в пласт для повышения его нефтеотдачи, как поступает, к примеру, "Роснефть" на Ванкорском месторождении. Еще одна возможность – создание энергетических установок как на собственные нужды, так и для реализации в систему единого энергоснабженияю. Наконец, ПНГ может транспортироваться на ГПЗ для выделения ШФЛУ – основного сырья для дальнейнейшей переработки и производства продукции нефтехимии с высокой добавленной стоимостью.
За последние 2 года нефтяные компании реализовали сразу несколько проектов по строительству промысловых электростанций. Так, "Сургутнефтегаз" построил газопоршневую электростанцию на Талаканском месторождении в Якутии, еще одна более мощная заложенная на Талакане станция будет питать структуры ВСТО. В газотурбинную станцию на Верхнечонском месторождении совместно вложились "Роснефть" и ТНК-ВР. С нее планируется по ЛЭП подавать электроэнергию в Иркутскую область. "Газпром нефть" построила Южно-Приобскую ГТЭС на южной части Приобского месторождения, "Роснефть" в марте запустила на северной части Приобки первую очередь ГТЭС, который должен стать крупнейшим промысловым объектом. И это далеко не все реализованные проекты.
На небольших, отдаленных от инфраструктуры месторождениях строительство генерации – единственный способ утилизации ПНГ. Однако даже там, где существует альтернатива, решения часто принимаются не в пользу нефтехимии. Одна из причин – доставшаяся с советских времен неразвитая система продуктопроводов, обеспечивающих поставку сырья из районов добычи до ГПЗ.
Чтобы окупить необходимые инвестиции в инфраструктуру нефтяникам нужны приемлемые цены на ПНГ, а "СИБУРу", крупнейшему в России газопереработчику – гарантии стабильных долгосрочных поставок. При этом нефтяники не могут гарантированно предоставить объемы газа пока нет договоренности по цене, а "СИБУР" не может просчитать приемлемую цену без точного понимания объемов.
Однако практика показывает, что разорвать этот замкнутый круг все таки можно. Первым положительным примером в этой области стало создание в 2006 году совместного предприятия между "СИБУРом" и ТНК-ВР по переработке ПНГ на Белозерном и Нижневартовском ГПЗ. Планируется также совместная реализация проектов по увеличению объемов переработки ПНГ с "Газпром нефтью" и "Роснефтью".
Вместе с тем, до сих пор остается нерешенным вопрос о доступе производителей сухого отбензиненного газа к ГТС "Газпрома". Ведь с ростом переработки ПНГ увеличение выработки СОГ неизбежно. Еще осенью 2009 года Минэнерго заявило о планах по созданию комиссии с участием нефтяников, "Газпрома" по вопросам недискриминационного доступа СОГ к ГТС. Однако до сих пор эта комиссия не создана.
Пока законодательно утверждена лишь инициатива, направленная на использование ПНГ в выработке электроэнергии - в марте 2010 года приняты поправки в закон "Об электроэнергетике", устанавливающие приоритетный доступ энергии, полученной за счет ПНГ или его продуктов, на оптовый энергорынок.
Поступление значительных объемов ПНГ связывают с освоением новых месторождений на севере Красноярского края, Ямале и в Восточной Сибири. При этом объемы добычи потребуют строительства не только новых крупных перерабатывающих мощностей, но и инфраструктуры для доставки сырья в направлении экспортных рынков.
Порядок инвестиций в строительство инфраструктуры озвучил президент "СИБУРа" Дмитрий Конов – около $5 млрд будет стоить труба из Восточной Сибири до тихоокеанского побережья. Примерно столько же - из Западной Сибири до Балтики. Понятно, что ни одна компания не сможет реализовать такой проект самостоятельно. Впрочем, государство уже заявило, что готово поддерживать начинания бизнеса.
В ноябре 2009 года на совещании в Нижнекамске глава правительства РФ Владимир Путин поручил проработать предложения по строительству инфраструктуры для транспортировки сырья из Западной и Восточной Сибири в наиболее благоприятные для строительства мощностей по переработке регионы. Поручено также рассмотреть возможность предоставления государственной поддержки в части финансирования инфраструктуры крупных проектов в сфере нефтехимии и газопереработки.
Участники отрасли уже представили свое видение по развитию транспортной инфраструктуры. В числе проектов – предложение "СИБУРа" и ТНК-ВР по строительству трубопровода для транспортировки сырья из Надым-Пуртазовского района и Ханты-Мансийского округа на побережье Балтийского моря для его дальнейшей переработки на НХК (проект "Хорда"). А в списке проектов по строительству мощностей по переработке – Заполярный ГПЗ для переработки газа месторождений севера Красноярского края и ЯНАО, а также Усть-Кутский ГПЗ и ГХК в Иркутской области.
Пока конкретные инициативы по строительству новых газоперерабатывающих мощностей не оформлены. Однако "СИБУР" уже начал договариваться с нефтяниками об объемах сырья, которое можно будет пустить на переработку в Иркутской области и Красноярском крае. Компания подписала меморандумы о намерениях в области переработки попутного нефтяного газа (ПНГ) с ТНК-ВР, Иркутской нефтяной компанией, "Газпром нефтью".
Предварительное видение того, как будет выстроена система транспортировки новых объемов нефтехимического сырья, Минэнерго и участники отрасли должны выработать к осени. Реализация столь крупного проекта позволит серьезно повысить конкурентоспособность российской нефтехимической отрасли. А участие в нем государства докажет наконец, что отношение к отрасли концептуально изменилось. Однако в любом случае, рассчитывать на это нужно не раньше 2015-2020 года. Пока же, за полтора года до введения новых требований по утилизации ПНГ, нефтехимикам остается надеяться на то, что государство успеет заполнить все пробелы в законодательстве, и продолжать договариваться с нефтяниками, как и раньше.