Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Реформа отрасли обращения с ТКО развернулась в сторону сжигания и захоронения

21.05.2020 / 11:51
Фото с сайта: https://regnum.ru/

"Мусорная" реформа, которая должна была превратить отрасль в технологический сектор, в котором приоритет отдается переработке ТКО, развернулась в сторону роста числа мусоросжигающих заводов и полигонов. По мнению экспертов, РЭО и Минприроды вместо построения отрасли вынуждены сосредоточиться на выполнении показателей уже проваленного в 2019 году нацпроекта "Экология", в том числе за счет приравненного законом к переработке энергетического сжигания коммунальных отходов, сообщает газета "Коммерсант".

Российский экологический оператор подготовил проект федеральной схемы обращения с ТКО. В ней, по замыслу чиновников, должны быть учтены все имеющиеся в стране "мусорные" мощности, потоки отходов, а также планируемая к размещению в будущем инфраструктура. Сейчас документ обсуждается с заинтересованными чиновниками. Проект предполагает строительство и реконструкцию 868 "мусорных" объектов (700 новых), включая 148 предприятий по сжиганию мусора общей мощностью 4,3 млн тонн в год. Минимальная стоимость инфраструктуры оценена в 101 млрд рублей.

Планы "Ростеха" построить еще 25 мусоросжигательных заводов пока в документе не учтены. Схема будет обсуждаться с бизнесом и регионами до осени, и, скорее всего, они в ней появятся.

В планах РЭО - строительство и модернизация 351 полигона (253 новых) мощностью 22,9 млн тонн (минимум 115,7 млрд рублей) и 355 сортировочных станций (51,9 млн тонн, 201,8 млрд рублей) - всего в РФ образуется порядка 70 млн тонн ТКО в год, из них 35% - пищевые. 53 станции предполагают компостирование отходов, 24 - производство топлива RDF (измельчение и прессование полезных фракций для того же сжигания). Предприятий же по переработке среди новых объектов - не более десяти, в основном это также мощности по компостированию или производству RDF.

В этом виде документ противоречит целям реформы управления отходами и обновленному на старте "мусорной" реформы законодательству. В нем сжигание и захоронение отходов стоят на последнем месте в перечне приоритетов государственной политики. По мнению экспертов, проект РЭО не создает отрасль обращения с ТКО, а направлен на формальное выполнение целей нацпроекта "Экология", который фактически провалился в 2019 году.

Так, например, энергомощности уже пяти строящихся мусоросжигательных заводов "Ростеха" избыточны и убыточны без госсубсидий и тарифных надбавок. Вопрос о том, как вырастет нагрузка на рынок и потребителей в случае построения дополнительных сжигательных мощностей, каково их место в энергобалансе (как и место RDF), в проекте РЭО не раскрывается.

Любовь Меланевская из "РусПЭК" отмечает, что в проекте РЭО ТКО воспринимается как "смесь без обозначения полезных фракций в ней", а информация о востребованности вторсырья отсутствует.

"Предприятия по переработке указаны, но неизвестно, сколько образуется полезных фракций в составе ТКО, и невозможно сделать вывод о достаточности мощностей по утилизации", - отметила Л. Меланевская.

Она отметила, что существующие мощности недозагружены, но их не хватает по гибкой упаковке, ряду полимеров, стеклу. Чтобы загрузить имеющиеся мощности, необходимо организовывать раздельный сбор — в схеме РЭО есть только упоминание о нем, но отсутствуют предпосылки к его появлению.

"Сегодня сжигание - лучший метод, учитывая морфологический состав российских отходов", - отметили в Минпромторге, фактически подтвердив отсутствие у чиновников намерений создавать систему переработки отходов, которая должна увеличить поток полезных фракций и уменьшить поток отходов для сжигания даже в отдаленном будущем.

"Просчитать бизнес-модель, оценить потребности в мощностях и принять грамотные решения о новых объектах документ не позволяет. Вместо того чтобы просто собирать данные от регионов и строить в каждом субъекте дорогостоящую мусоросортировочную станцию, нужно было просчитать, как оптимизировать потоки отходов, чтобы мощности действительно были соизмеримы объему образования ТКО", - отметила зампред отраслевого комитета "Деловой России" Наталья Беляева

Однако схема РЭО должна была лишь консолидировать объекты территориальных схем, разработанных субъектами РФ, поэтому к ней возникают вопросы не только у экспертов, но и у чиновников из регионов. После выхода заметки об остаточных мощностях полигонов в некоторых субъектах ряд региональных чиновников сообщили, что данные РЭО, "которое непонятно, зачем создано и чем занимается", расходятся с реальностью.

Тем не менее проект федеральной схемы Минприроды 12 мая уже направило на согласование в заинтересованные ведомства, хотя ответственная за экологию вице-премьер Виктория Абрамченко 27 апреля вернула документ на доработку, поручив в числе прочего "отобразить на схеме мощности по утилизации пластика, картона, стекла, алюминия и других вторичных материальных ресурсов". Во второй половине мая в РЭО сообщили, что обнаружили на 18 мая еще 1284 действующих объекта мощностью не менее 37 млн тонн, среди которых предприятия по утилизации бумаги, пластика, отходов техники, древесины и черных и цветных металлов. Но экономической (и экологической) логики в схеме до сих пор не обнаруживается. Неизвестно, в каком виде в нее войдут и объекты, которые создают частные компании в рамках реализации расширенной ответственности производителей за утилизацию товаров и упаковки.

Подробнее узнать о системе переработки полимерных отходов можно в исследовании RUPEC "Рециклинг полимеров в России: настоящее и будущее".

RUPEC в Twitter, в Telegram, на Facebook

Вернуться в раздел

Комментарии к новости

Нет комментариев

Внимание! Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.