Европейский бензин может потеснить отечественный на рынке России

Европейский бензин может потеснить отечественный на рынке России

08:38 / 31 марта 2020

Фото газеты "Коммерсант"

Российский топливный рынок может оказаться под давлением импорта из Европы. Уже сейчас стоимость российского бензина из-за действия демпфирующего механизма превышает цены на топливо в ЕС, сообщает газета "Коммерсант".

По оценкам агентства Reuters, российский бензин превосходит в цене европейский минимум на 6-8 тыс. рублей за тонну. При этом стоимость топлива на СПбМТСБ продолжает снижаться: по состоянию на 30 марта АИ-92 и АИ-95 опустился в цене на 3 и 4% соответственно - до 41,5 и 43 тыс. рублей за тонну. С учетом ввозной пошлины в 5%, текущего курса рубля, акциза и НДС импортный бензин в европейской части РФ будет стоить примерно 37 тыс. рублей за тонну.

Основная причина отставания российских цен от европейских на фоне резкого удешевления нефти - действие демпфирующего механизма. Демпфер должен сглаживать влияние колебания нефтяных котировок на стоимость топлива. Так, при высоких ценах на нефть бюджет компенсировал НК потери от продажи топлива внутри страны по сравнению с экспортом, а при низких ценах нефтяные компании платят в бюджет. Эти налоговые издержки закладываются в будущие цены для потребителей, за счет чего и возникает премия для импорта.

Нефтяные компании в настоящее время вынуждены осуществлять выплаты по демпферу из-за рекордно низких котировок на нефть. Снижение цен на выпускаемое топливо по сути только увеличит размер их выплат, а следовательно, и убытки. Эксперты сходятся во мнении, что демпфер требует срочной корректировки, однако в Минфине такую возможность сейчас не рассматривают. В Минэнерго воздержались от комментариев по вопросу.

Еще один сценарий для государства, который позволит защитить топливный рынок от давления импорта, это ввести заградительные пошлины.

Последний раз Россия импортировала топливо из-за рубежа в 90-годы, когда собственных производственных мощностей было недостаточно. Сейчас такой проблемы нет. Завозить топливо в РФ могут как из Китая, так и из Финляндии и Прибалтики. Также поставки бензина могут организовать белорусские НПЗ, которые еще недавно испытывали проблемы с закупкой сырья.

"Естественно, это очень плохой сценарий для российских НПЗ - они и так потеряют рынок из-за гарантированного снижения спроса на бензин в апреле-мае, так еще и столкнутся с неожиданной конкуренцией за российский рынок с зарубежными игроками", - убеждены эксперты.

По предварительным оценкам, в текущих котировках премия от поставок на внутренний рынок импортного бензина превышает 15 тыс. рублей за тонну, по дизтопливу - до 10 тыс. рублей на тонну.

Отметим, что в настоящее время европейские заводы столкнулись с затовариванием рынков в силу очень слабого потребления в границах Европы. Это вынуждает производителей либо снижать загрузку мощностей, либо останавливаться на капремонты. Российский рынок в условиях, когда местные производители "проигрывают" по цене, может стать крайне привлекательным для иностранных НК, однако им еще предстоит отстроить схему поставок фактически "с нуля".

RUPEC в Telegram

Читать другие спецпроекты