С. Комышан: "Китай полагается на импорт – Россия способна удовлетворить этот запрос"
15:22 / 20 декабря 2019
На фото С. Комышан, фото из архива СИБУРа
Член правления – исполнительный директор ООО "СИБУР" Сергей Комышан рассказал в интервью информационно-аналитическому центру RUPEC о планах "ЗапСибНефтехима" по выходу на азиатские рынки, об импортозамещении на российском рынке, конкуренции на полимеры в мире и неудовлетворенном спросе Китая.
В ближайшее время ожидается завершение пусконаладочных работ на "ЗапСибНефтехиме". Какие изменения на рынке, прежде всего ценовые, Вы ожидаете в связи с этим? Как будет модифицирована продуктовая линейка прочих площадок СИБУРа в части полиолефинов?
Цены, безусловно, будут определяться самим рынком. Но, конечно, с запуском "ЗапСибНефтехима" существенно изменится ландшафт и рынка базовых полимеров страны, в частности, станут доступны марки сополимеров полипропилена и новые виды полиэтилена (ПЭВП и ЛПЭНП).
Продукция "ЗапСиба" будет играть важную роль в ликвидации существующего импорта полимеров в первую очередь из Северо-Восточной Азии, Ближнего Востока и Европы. Она позволит создать российский аналог иностранного ассортимента на сумму порядка 34 млрд рублей в год. Кроме того, у "ЗапСибНефтехима" есть большой потенциал замещения в сегментах готовой продукции, который сегодня превышает 15 млрд рублей в год из-за недостатка отечественного полимерного сырья.
Со временем замещение импорта продукцией "ЗапСибНефтехима" может превысить 400 тыс. тонн в год. В части ПЭВП возможно достичь показателя замещения в 85%. Речь о таре и упаковке, главным образом, мелкогабаритного выдува, и трубах. В части пленок - порядка 95%. Это производство стрейч-пленки, труб и кабельной изоляции. Наконец, около 95% - основные сегменты для импортозамещения в сополимерах пропилена, такие как литье под давлением, напорные и безнапорные трубы, компаунды.
Правомерно ли считать, что "ЗапСибНефтехим" сможет удовлетворить потребности всех российских потребителей линейного полиэтилена в ключевых марках?
На старте большая часть продукции будет поставляться на зарубежные рынки, поскольку сначала мы запустим производство базовых марок полиэтилена и полипропилена, с которыми российские производители, прежде всего СИБУР, уже присутствуют на внутреннем рынке, с последующим расширением марочного ассортимента и увеличением доли продаж в России.
Отмечу, что обеспечить российских переработчиков линейного полиэтилена самыми перспективными и технологичными пленочными решениями – один из приоритетов "ЗапСиба". И мощность производства в самом деле позволяет нам закрыть потребности российского рынка.
Мы предполагаем, что одна из четырех установок полимеризации этилена будет задействована непосредственно под выпуск марок ЛПЭНП. Учитывая сложившейся спрос на линейный полиэтилен, в качестве базовых мы планируем выпускать бутеновые марки ЛПЭНП. Кроме того, запланирован выпуск специальных пленочных решений на базе гексена и металлоценовых катализаторов.
Марочный ассортимент будет включать марки С4, С6, металлоценовые, которые используются при производстве пленок и кабельной изоляции. Также мы планируем поставлять пакетные решения, к примеру, для производства стретч-пленок.
Очевидно, что значимая доля продукции комплекса отправится на экспорт. Каков сегодняшний портфель компании в части предварительных продаж, каковы целевые экспортные рынки?
Задача, которую СИБУР поставил перед собой и решил в период подготовки запуска "ЗапСибНефтехима" - усиление своей команды продаж и обеспечение логистики и прочих элементов инфраструктуры для гибкого направления продукции на все крупные рынки сбыта: Китай, Европу, Турцию.
Мы планируем занять определенную долю на рынках за пределами России. В Европе наблюдается дефицит полиолефинов. Турция также является крупным импортером этой продукции. Китай испытывает дефицит около 10 млн тонн полиэтилена в год. Поэтому мы станем одним из высококонкурентных импортеров на этих рынках.
Ежегодный экспорт продукции комплекса может достигать 140 млрд рублей. А это весомый вклад в рост российского несырьевого экспорта в целом.
Будущее китайской экономики и особенно промышленности является предметом активных дискуссий. Как СИБУР оценивает риски падения темпов роста спроса на базовые полимеры, усиления конкуренции как с другими экспортерами, так и локальными производителями в Китае?
За последние пять лет экономика КНР росла в среднем почти на 7% в год, обеспечивая более 30% глобального роста. Сегодня мы наблюдаем замедление экономического роста в Китае, что в основном обусловлено старением населения и переходом от инвестиционной экономики к экономике потребления. Рост экспорта также замедлился, но он продолжает поддерживать положительное сальдо торгового баланса.
При этом, несмотря на некоторое замедление темпов роста экономики КНР, мы видим по-прежнему высокое потребление полимеров.
Ожидается, что в ближайшие десять лет Азия будет значительно опережать прочие рынки по объему потребления, темпам роста и дефициту предложения. Азиатский спрос на полипропилен и полиэтилен в прошлом году составлял 98 млн тонн, при этом среднегодовой рост спроса в ближайшие 10 лет ожидается на уровне 6,5%.
Несмотря на обширное внутреннее производство, Китай все еще полагается на импорт. Россия способна удовлетворить этот запрос, увеличив объемы поставок ПЭНП и ПП и перейдя от чистого импорта к чистому экспорту полиэтилена.
Исходя из заявленных приростов мощности, к 2023 году Китай планирует добавить 3,6 млн тонн линейного полиэтилена, 4,7 млн. тонн ПЭНП, 1,6 млн тонн ПЭНП и 9,5 млн. тонн полипропилена. А с учетом увеличения мощностей в других странах Азии (2,5 млн тонн ПЭНП, 2,2 млн тонн ПЭНП и 4,1 млн тонн ПП к 2023 году) в регионе все еще будет наблюдаться дефицит. А, следовательно, будет расти чистый импорт.
Как вы оцениваете перспективы конкуренции со стороны новых полимерных мощностей в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане как на рынках России/СНГ, так и на азиатских рынках?
Безусловно, реализация всех заявленных проектов увеличит профицит на рынке базовых полимеров. Несмотря на ожидаемый рост потребления, в том числе стимулируемый появлением новых мощностей, значительная часть продукции будет направляться на экспорт за пределы стран СНГ. Здесь мы настроены оптимистично. Мы наблюдаем глобальный рост спроса на полимеры, особенно на наших основных рынках. Есть все основания полагать, что он перекроет заявленные объемы производства.
Даже с учетом новых глобальных проектов, реализуемых в США и Китае, рынок по-прежнему выглядит относительно сбалансированным на протяжении всего цикла. Наша задача – быть в первой квартиле производителей на кривой затрат, предложить качественный и нужный сервис клиентам, и мы планируем ее выполнить.
В России обсуждается множество проектов новых крупных пиролизных и полимерных производств. В чем, на Ваш взгляд, причина слабого прогресса по большинству из них?
Думаю, основная проблема – это отсутствие экспертизы в реализации крупномасштабных капитальных проектов со сложной инженерно-технологической составляющей. Также требуется всесторонний анализ ресурсной базы, логистических решений, рынков сбыта. Недаром говорится, план – ничто, планирование – все.
Как, на Ваш взгляд, отреагирует внутренний рынок в случае реализации хотя бы одного проекта вслед за "ЗапСибНефтехимом"?
По базовым полимерам потребности России на определенное время в целом закрыты. Поэтому будут актуальны глобальные проекты с экспортной ориентацией. К таким можно отнести и АГХК, и ИНК, а также планы "Газпрома" на Балтике.
Как компания оценивает ситуацию на российском рынке поливинилхлорида? С какими вызовами приходится сталкиваться?
Начиная с 2014 года, российский рынок ПВХ демонстрировал снижение из-за спада на строительном рынке. В настоящее время спрос стабилизировался на уровне 900 тыс. тонн в год. По прогнозам резкого роста в ближайшие годы не предвидится. Дополнительные объемы от российских производителей предназначены для отдельных регионов и покупателей в экспортных направлениях.
Компания в лице совместного предприятия "РусВинил" закрепила свое присутствие на российском рынке благодаря высокому качеству поставляемой продукции и надежности поставок за счет отлаженного логистического процесса, который включает, например, регулярные поставки крупным клиентам насыпью. Задача для "РусВинила" заключается в дальнейшем развитии цепочки поставок и в разработке новых сфер применения выпускаемого поливинилхлорида. Например, мы видим интерес клиентов в нашем комплексном предложении ПВХ от "РусВинила" вместе с нашим экологичным пластификатором нового поколения ДОТФ.
Какая доля в продажах "РусВинила" приходится на экспорт? Оказалось ли чувствительным для предприятия введение ограничений на поставки со стороны Украины?
Доля экспорта составляет около 25% от объема суспензионного ПВХ, главным образом, по таким экспортным направлениям, как страны СНГ, Индия и Турция. Также, начиная с этого года, налажены регулярные продажи в страны Восточной Европы, например, в Польшу.
До введения запрета поставок "РусВинил" осуществлял продажи на Украину в относительно небольших объемах, и эти объемы перенаправляются на рынки СНГ и Польши. Но, в целом, ограничения рыночных возможностей, глобальной торговли по политическим причинам вряд ли помогают развитию национальных экономик.
Как на бизнесе "РусВинила" сказывается сохраняющаяся депрессия в строительной отрасли? Как Вы оцениваете перспективы спроса в этом сегменте?
Проект интегрированного предприятия по производству ПВХ в России реализовался с учетом стабильного роста рынка (как в период до 2012 года), а производственные мощности были рассчитаны на продажи на внутреннем рынке. Поскольку за последние годы строительная отрасль не демонстрировала прогнозируемого на момент возведения комплекса роста, основное внимание было перенаправлено на экспортные рынки ПВХ и каустической соды. Продукция предприятия хорошо принимается на этих рынках благодаря стабильному качеству продукции и разработанной логистической цепочке поставок для данных объемов экспорта.
Что касается рынка ПВХ, и особенно рынка оконного ПВХ-профиля, здесь можно говорить о двух сегментах строительной индустрии. Первый – это ввод нового жилья, а второй – замена окон в существующем жилье. Второй сегмент несколько отстает из-за низкого дохода населения. На рынке нового жилья, где речь идет об относительно крупных проектах, уровень спроса остается более или менее стабильным.
При позитивном развитии российской экономики в целом рынок ПВХ может снова продемонстрировать рост. Существуют перспективы увеличения потребления ПВХ с 6 до 10-12 килограммов на душу населения в год, как в странах Западной Европы или Азии. Безусловно, также остаются возможности экспорта в те страны, где строительная сфера развивается на сегодняшний день более динамично.
Какие действия СИБУР предпринимает (или собирается) для стимулирования сегмента переработки?
Во-первых, это создание новых отечественных продуктов для переработки. Так, совместно с Российским экспортным центром на недавно прошедшем ВЭФе мы договорились о развитии несырьевого экспорта. Сотрудничество предусматривает кредитно-страховую поддержку крупных проектов с экспортной составляющей. А среди инструментов - субсидирование процентной ставки, транспортных расходов на экспорт, а также кредитно-страховая поддержка.
В качестве примера можно привести наш проект по производству термоэластопластов (СБС-полимеров) мощностью 50 тыс. тонн в год для дорожного строительства, кровельной отрасли и других сфер, а также строящееся производство малеинового ангидрида мощностью 45 тыс. тонн год для медицины, топливной, упаковочной и других отраслей.
Во-вторых, подход к работе не как к продаже тонн продукции, а как к продаже технологических решений для клиента. К примеру, в мае этого года в "Сколково" мы открыли первый в стране исследовательский центр для разработки и тестирования продуктов из полимеров "ПолиЛаб", который становится площадкой для демонстрации клиентам возможностей производства нового поколения изделий из наших материалов.
В-третьих, стимулирование переработки может быть и в части обмена опытом с клиентами, скажем, предложений различных бизнес-практик СИБУРа как по повышению эффективности производства, так и в области управления, углубления знаний продуктов.
Наконец, в-четвертых, мы прорабатываем различные варианты инвестиций в развитие вторичной переработки, начиная от R&D проработки ускоренно разлагаемых полимеров до участия в бизнесе, построенном на рециклинге.
К тому же мы с большим интересом смотрим в сторону проектов по переработке возобновляемого сырья в биоразлагаемые полимеры на основе возобновляемых ресурсов.
Минпромторг завершил разработку "дорожной карты" по развитию отрасли переработки пластмасс. В чем, на Ваш взгляд, заключаются основные проблемы этого сегмента, что нужно сделать для того, чтобы внутренний рынок увеличил темпы роста спроса на базовые полимеры?
За последние десять лет рынок базовых полимеров в нашей стране рос – в том числе благодаря и проектам СИБУРа. Но вот доля импорта продукции более высокого передела, а также специальной химии до сих пор остается высокой.
Помочь сбалансировать ситуацию способна взвешенная налоговая политика (в том числе сохранение механизма ввозных пошлин), а также стимулирование потребления. Нам нужен комплекс мер по более широкому вовлечению изделий из полимеров в качестве комплектующих в промышленных экспортных отраслях. Для этого целесообразной была бы взаимоувязка отраслевых программ развития. Проекты по локализации мощностей должны быть интегрированы в отраслевые планы и получать соответствующую финансовую и методическую поддержку. Речь, например, может идти о локализации производства комплектующих для машиностроения, в том числе транспортного.
У изделий из полимеров и еще один специфический (и крайне существенный) компонент затрат - перевозка. Скажем, полимерные трубы – легкие, но большие, их перевозка – это всегда и перевозка «воздуха». В итоге цены отечественных переработчиков и импортеров, в разных точках России могут драматически отличаться от цен тех же производителей на заводах. Поэтому всегда будет существовать доля "неустранимого" импорта, обусловленная исключительно соображениями логистики.
Наконец есть еще эффект масштаба, который в переработке не отменим также, как и в других промышленных отраслях. Даже имея более низкую стоимость компонентов, отечественный переработчик может проигрывать зарубежным конкурентам из-за более высоких удельных затрат - по причине низкой мощности производственных линий или низкого объема выпуска.
Выход же из ловушки масштаба - снижение стоимости оборудования и его установки при одновременном наращивании мощности. Это возможно по сути лишь в том случае, если ориентироваться на внешние рынки. И как я уже говорил ранее, и мы сами на это нацелены, а также помогаем нашим клиентам вместе с Российским экспортным центром найти новые возможности для бизнеса за пределами Российской Федерации.
Как развивается бизнес БОПП-пленок в контуре компании?
Только что родилось совместное СП БИАКСПЛЕНа с европейским производителем БОПП-пленки Manucor S.p.A. Появился один из ведущих игроков на рынке БОПП в Европе. Мы намерены объединить с коллегами свои лучшие практики в области продаж и маркетинга, R&D, производства и технического сервиса. БИАКСПЛЕН получит новые возможности по продажам на европейских рынках - с командой Manucor. СИБУР, в свою очередь, также привнесет свои возможности в виде корпоративного исследовательского центра "ПолиЛаб" для разработки новых продуктовых решений.
Как на ценах и объемах реализации в России сказывается появление в сегменте БОПП новых игроков?
Россия повторяет мировые тренды рынка БОПП-пленок, где наблюдается профицит мощностей. При этом объем реализованной продукции не снижается за счет темпа роста самого рынка: ритейл растет, потребление продуктов увеличивается, потребность в упаковке тоже. Упаковочные решения из БОПП-пленки обладают очевидными преимуществами перед бумажной и упаковкой из алюминия, в т.ч. и в части экологичности. Они значительно дешевле, что позволяет снизить стоимость продукта, легкие, полностью перерабатываются, обладают высокими барьерными свойствами, что увеличивает срок годности продуктов, безопасны. Это еще одна причина, по которой БОПП вытесняет другие материалы и отвоевывает долю рынка.
Планирует ли СИБУР собственные новые инвестиции в сфере переработки полимеров (в т.ч. увеличение мощностей по БОПП)?
Не планируем, так как мы все-таки нефтехимическая компания, бизнес переработки не наш. Вместо этого мы активно работаем над увеличением эффективности производства, марочного ассортимента и клиентского сервиса.
В июне 2019 года СИБУР и Sinopec договорились об основных условиях возможного создания Амурского ГХК. Не могли бы Вы чуть подробнее рассказать о достигнутых договоренностях? Какие компетенции китайская сторона хотела бы проявить в рамках проекта?
Целевой рынок АГХК – Китай. И соглашение о дистрибуции между СИБУРом и Sinopec – это заметный шаг в целом в развитии экономического партнерства России и Китая. В какой-то степени, это наша часть ответа на вопрос последнего ВЭФ, как достичь показателя ежегодного товарооборота России и Китая в $200 млрд. Важно, что речь идет о развитии несырьевого высокотехнологичного экспорта России.
По полиэтилену Китай - новый для СИБУРа рынок, а заходить в новый порт всегда лучше с надежным лоцманом. Sinopec окажет поддержку в маркетинге продукции на территории КНР. Мы уже имеем опыт совместной работы в рамках нашего СП на базе КЗСК. Также недавно было подписано соглашение о реализации продукции "ЗапСибНефтехима" на территории КНР.
Практически все марки, производимые компанией на "ЗапСибе", пойдут и в КНР. Объемы и сроки поставок - коммерческая информация, поэтому от раскрытия воздержусь.
Но, конечно, КНР - перспективная площадка для наращивания экспорта российской нефтехимии. За последние десять лет химический рынок Китая вырос более чем в 3,5 раза, составив свыше $1,5 трлн или почти 40% мирового рынка. Доля нефтегазохимии в ВВП Поднебесной - более 13%.
По оценкам компании, готов ли азиатский, преимущественно китайский, рынок принять весь объем запланированного к производству полиэтилена на АГХК?
Рост мирового спроса сконцентрировался в Азиатском регионе, и сюда будут направляться объемы продукции новых регионов-экспортеров. Прирост потребления КНР полиэтилена к 2025 году (по сравнению с 2018 годом) составит, по нашим прогнозам, более 15%. Это огромный рынок. Осталось завоевать на нем место.
Какие риски для себя видит компания в связи с реализацией данного проекта? Что может стать основанием для принятия отрицательного решения по нему?
Это глобальный проект, новая для нас география, и очень важно четко просчитать его экономику. Мы ждем принятия правительством решения и запуска механизмов обратного акциза на этан и СУГ.
Согласно озвученным планам, на льготы смогут рассчитывать компании, которые введут новые производства по извлечению этана, начиная с 2021 года. Обратный акциз на СУГ будет распространяться на проекты, запущенные после 1 января 2022 года. Амурский ГХК соответствует обоим требованиям и способен стать еще одним заметным шагом к развитию российского несырьевого экспорта в Китай.
На сегодняшний день Амурский ГКХ - самый последний (по срокам реализации) из анонсированных проектов СИБУРа. Что будет дальше?
Делать далеко идущие прогнозы – занятие неблагодарное. Скажу так: мы видим экспортный потенциал производства базовых полимеров, а также серьезный внутренний потенциал по среднетоннажным полимерам и спецхимии. Кроме того, мы, безусловно, внимательно следим за изменениями на рынке и ищем новые решения в области вторичной переработки. Мы также остаемся открыты для развития партнерств в области нефтегазохимии с другими компаниями.
RUPEC в Telegram