ФАС: Расширение биржевых торгов авиатопливом сгладит рост цен
11:34 / 3 декабря 2018
Фото "Рамблер. новости"
По мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в последние годы темпы роста цен на авиатопливо были "близки к инфляции", а сгладить его можно через биржевые закупки. Нефтяные компании поддерживают инициативу, авиакомпании считают, что расширение биржевой торговли незначительно повлияет на цены, сообщает "Коммерсант".
Напомним, что проблема подорожания авиатоплива обсуждается с лета, участники рынка не раз заявляли о необходимости компенсаций. В августе Минтранс предложил выдать авиакомпаниям субсидии в размере 22,5 млрд рублей. В ноябре Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, ссылаясь на рост цен, предлагала увеличить для авиакомпаний налоговый вычет из акциза на топливо.
В ФАС пересчитали цены на авиакеросин за три года и направили в правительство развернутую позицию в отношении роста цен. По мнению ведомства, темпы роста среднегодовых цен на авиатопливо составили 5,71% и, соответственно, были близки к инфляции.
Авиакомпании посчитали оценку ФАС некорректной. Так, в S7 отмечают, что за год цена топлива выросла на 40%, его доля в операционных расходах достигает 30% по сравнению с чуть более 20% еще в 2016 году. Глава "Utair — Пассажирские авиалинии" Павел Пермяков подтвердил, что расходы на топливо в 2018 году выросли на 40%, его доля в расходах в зависимости от маршрутной сети и состояния парка составляет 25–35%.
Источник в правительстве рассказал изданию, что перевозчики преувеличивают масштабы вклада роста цен на топливо в увеличение расходов, заявив, что "нельзя рост всех издержек перевозчиков прятать в топливные сборы".
Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что на рынке авиакеросина созданы "институциональные предпосылки для устойчивого снабжения топливом", с него ушли посредники, перевозчики начали заключать прямые контракты с нефтяниками, появилась возможность покупать топливо на бирже. В ценообразовании существенную роль играет конъюнктура рынка нефти: с начала года ее цена выросла, что сильно сказалось на цене топлива в зарубежных аэропортах. Снизить расходы на топливо, по мнению ФАС, авиакомпании могут за счет закупок на бирже.
"Сейчас доля авиакомпаний в биржевой торговле незначительна, перевозчики не могут влиять на его цену. Продажи через биржу на балансовом пункте Московского авиаузла позволят увеличить долю перевозчиков в структуре покупателей, авиакомпании получают рыночные механизмы хеджирования рисков колебания цен. Нужно развивать и цифровизацию топливообеспечения, расширять применение смарт-контрактов", - отметил А. Голомолзин.
В "Газпромнефти-Аэро" рассказали, что компания готова участвовать в конкурсах на поставку топлива. В "Роснефти" отметили, что компания приветствует любые инициативы, направленные на стабилизацию рынка нефтепродуктов. По мнению главы "Utair — Пассажирские авиалинии", переход на биржевые закупки - хорошая инициатива, но это лишь незначительно снизит цены.
RUPEC в Telegram