Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Объем шинных отходов к 2015г может достичь 935 тыс. тонн в год

20.07.2011 / 12:18

Объем выбрасываемых изношенных шин в России в настоящее время составляет около 850 тыс. тонн в год, а объем механической переработки не превышает 17%. К 2015 году объем шинных отходов может достичь 935 тыс. тонн в год.

Такие данные приводятся в обзоре компании "СИБУР-Русские шины".

Объем накопленных в мире шинных отходов к 2009 году составлял, по различным оценкам, 60-80 млн тонн. Ежегодно в мире выходят из употребления еще свыше 10 млн тонн покрышек. Крупнейшими регионами образования шинных отходов в настоящее время являются США, ЕС и Япония.

В США ежегодный объем образования вышедших из употребления автопокрышек оценивается в 4,1-4,5 млн тонн (299,2 млн шин) в год. На конец 2007 года в стране было накоплено 128 млн изношенных шин. При этом с 1990 года свалки покрышек в стране сократились на 87%. Текущий уровень переработки изношенных шин в США составляет около 86%.

В странах ЕС в 2008 году было образовано около 3,3 млн тонн использованных автомобильных шин. И только 6% совокупного объема отходов было отправлено на захоронение.

В Японии в 2008 году было образовано 96 млн штук изношенных автопокрышек (1,056 млн тонн). При этом уровень переработки составил 88,5%.

В России отрасль по переработке покрышек находится лишь в начальной стадии развития. При этом шины относятся к одной из наиболее опасных групп отходов. "Мировой опыт показывает, что для создания эффективной системы сбора и утилизации шин необходимы либо субсидии, либо создание условий, при которых отрасль становится выгодной ее участникам. В России этих целей можно добиться, применив систему ответственности производителей и поставщиков", - отмечают эксперты "СИБУР-Русские шины".

Подобная система действует в большинстве стран ЕС. Ответственность за утилизацию шин несут поставщики (производители и импортеры) новых покрышек. Источником финансирования процессов рециклинга служит специально созданный фонд, в который компании перечисляют средства пропорционально объему собственной выручки. Например, если компания произвела в год 1 млн покрышек для внутреннего рынка, за каждое колесо она должна перечислить в фонд определенную сумму (от 1 до 5 евро). Таким образом, расходы на утилизацию шин учтены в стоимости новых автопокрышек. В дальнейшем фонд распоряжается собранными средствами: создает площадки (пункты приема шин), дотирует заводы по переработке шин.

В России самым популярным способом переработки шин является механическое дробление. Его используют 19 предприятий. К альтернативным методам утилизации прибегают ЗАО "Завод переработки покрышек №1" (криогенное дробление) и ООО "Экоинвест" (бародеструкционное дробление).

К ограничивающим развитие рынка переработки шин факторам в нашей стране относятся требования, выдвигаемые перерабатывающими предприятиями к шинным отходам. Качество отходов должно соответствовать ГОСТу 8407-89 "Сырье вторичное, резиновое. Покрышки и камеры шин". Наружный диаметр шин обычно не должен превышать 1070-1100 мм. Сырье должно быть чистым, без посторонних включений, с целыми бортами и иметь остаточный слой резины на беговой дорожке. Обычно предприятия не принимают к переработке резинометаллические отходы, шипованные шины и шины на колесных дисках. При этом предприятия, как правило, не имеют региональной сети сбора шинных отходов.

Основным продуктом переработки изношенных шин является резиновая крошка (РК), являющаяся композиционным эластомерным порошком. Стоимость РК, полученной из шин, составляет 9500 – 15000 рублей за тонну, что ниже стоимости РК из синтетического каучука (EPDM) - 17500 – 50000 рублей за тонну. Но последняя превосходит шинную по потребительским качествам.

Рынок РК находится в начальной стадии формирования. Однако пока крошка не выдерживает конкуренции с первичным сырьем, а государственной поддержки системы использования вторичного сырья в нашей стране нет.

Одной из наиболее перспективных областей применения шинной РК, по мнению "СИБУР-Русские шины", могло бы стать дорожное строительство. Использование асфальтабетона в смеси с РК или покрытие полотна различными модификаторами с РК позволяет существенно повысить срок службы дорожного покрытия, увеличить межремонтные сроки. При незначительном удорожании работ это позволить существенно экономить средства, выделяемые на обслуживание и капитальный ремонт дорог. Но помимо разработки и внедрения новых технологий такое применение РК требует объемной работы по изменению нормативной базы строительства, которая пока находится на начальной стадии.

Напомним, что Минприроды представило в правительство предложения по оптимизации технологий утилизации автомобильных шин.

Подробнее о проблеме утилизации шин в России читайте в обзоре "СИБУР-Русские шины", размещенном в разделе Мультимедиа.


RUPEC в Twitter, в Telegram, на Facebook

Вернуться в раздел

Комментарии к новости

Нет комментариев

Внимание! Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.