Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Трубные полимеры в газоснабжении и газификации 2016-2020

18.07.2016 / 10:30
Фото: "Газпром межрегионгаз"

Введение    

Не секрет, что перспективы роста спроса на полимерные материалы на рынке России связываются преимущественно со строительными отраслями: это строительство как таковое, а также дорожное строительство и проекты по модернизации и развитию коммунальной инфраструктуры.
Сфера ЖКХ, где необходимость реновации сетей стоит очень остро и которое в перспективе может стать одним из ключевых драйверов спроса на трубные полимеры, уже рассматривалась нами ранее (смотрите исследование «Трубные полимеры в городском ЖКХ 2015-2025», декабрь 2015). В том исследовании мы сознательно вынесли за скобки сегмент газификации и газоснабжения, принципы функционирования и развития которого весьма далеки от таковых для городского ЖКХ. Например, на наш взгляд, реновация старых сетей, создающая основной спрос в ЖКХ, в сфере газификации пока не играет решающей роли.
С точки зрения спроса на трубные полимеры газификация до последнего времени рассматривалась как один из наиболее перспективных сегментов. Так, еще в 2008 году доля проектов по газоснабжению и газификации в общем спросе на полимерные трубы оценивалась в 30%, и настроения участников отрасли были весьма позитивными. Впрочем, со временем эта доля сократилась весьма существенно, уже  в 2014 году опустившись ниже 20%. Это, конечно, нельзя однозначно интерпретировать как свидетельство сокращения спроса, напротив, потеря газификацией своих позиций скорее отражает опережающий спрос на полимерные трубы в других сегментах. Вместе с тем сфера газификации и газоснабжения представляет особый интерес, например, потому, что этот сегмент спроса на полимерные трубы (полиэтиленовые прежде всего) имеет очень и очень долгосрочный потенциал роста. Кроме того, в отличие от многих других отраслей — потребителей полимерной продукции он практически не скован географическими ограничениями.
В данном исследовании RUPEC возвращается к теме применения полимеров в инфраструктурном строительстве, рассматривая сферу газификации регионов России с точки зрения структуры инвестиций и реализации проектов, а также предлагает свой среднесрочный прогноз спроса на трубные полимеры в отрасли до 2020 года.

Основные выводы   

•    Полимерные трубы покрывают потребности всех сфер газификации, за исключением наземной и надземной прокладки.
•    Нормативно-техническая база применения полимерных труб в газоснабжении и газификации достаточно развита, но может совершенствоваться в части расширения сфер применимости полимерных труб, предельных рабочих давлений и способов прокладки.
•    Спрос на полимерные трубы для нужд газификации увеличится с текущих 60–61 тыс. т в год до 97–100 тыс. т в 2020 году.
•    Главными драйверами спроса станут газификация в рамках Восточной газовой программы и реновация старых газопроводов.
•    Спрос на полиэтилен для строительства 1 км межпоселкового газопровода в пять раз выше, чем для строительства 1 км уличного газопровода.
•    Общий уровень газификации в России снижается все последние годы за счет опережающего ввода негазифицируемой жилой площади. Объем газифицированной площади стагнирует.
•    Наиболее слабо газифицированные районы России — ДФО, СФО, СЗФО и УрФО. Эффектом «низкой базы» в газификации здесь воспользоваться затруднительно из-за очень низкой плотности или полного отсутствия магистральных газопроводов.
•    Средства федерального бюджета слабо влияют на газификацию. Основные инвесторы — «Газпром» и бюджеты субъектов. Ежегодный ввод сетей новым строительством составляет около 20 тыс. км, на баланс газораспределительных организаций ставится около 30 тыс. км.
•    Более половины вводимой новым строительством протяженности сети приходится не на программу «Газпрома», а на проекты газификации по региональным программам на средства бюджетов, внебюджетных источников, населения и предприятий.
•    За счет строительства «Газпромом» межпоселковых сетей больших диаметров именно его программа сейчас формирует значимую часть спроса на полиэтиленовые трубы. При этом инвестиции компании в газификацию сокращаются третий год подряд.
•    Ключевым негативным триггером инвестиций «Газпрома» является задолженность субъектов за поставленный газ. Объемы задолженности интенсивно растут, что не позволяет рассчитывать на увеличение инвестпрограммы «Газпрома» по газификации.
•    Реновация старых стальных газопроводов пока не играет основной роли в спросе на полиэтиленовые трубы, при этом ежегодно за нормативный порог в 40 лет переходит 3,5–4 тыс. км газопроводов, для подавляющей массы которых срок службы продлевается, для 2/3 — более чем на пять лет.
•    Восточная газовая программа (ВГП) в части газификации населенных пунктов может стать очень мощным источником спроса на полиэтиленовые трубы, однако темп ее реализации лимитируется проектами магистрального транспорта. Поэтому мы предполагаем очень консервативный сценарий газификации в рамках ВГП, причем регионами с высокими перспективами газификации до 2020 года считаем Камчатский, Приморский, Хабаровский края и Сахалинскую область.

Полимеры в распределительных сетях   

Природный газ от недр до конечного потребителя, особенно бытового, проходит долгий путь, состоящий из большого количества технологических этапов, среди которых транспортировка — самый, наверное, протяженный и многокаскадный. После того как природный газ извлекли на поверхность и произвели необходимую подготовку, он поступает в систему магистральных газопроводов, большинство из которых объединены в Единую систему газоснабжения. В магистральных газопроводах поддерживается высокое давление, которое доходит до 11,8 МПа — более 117 атм. Такое давление является избыточным для подавляющего большинства потребителей, его поддержание диктуется собственными интересами магистрального транспорта. Газ для конечных потребителей имеет существенно меньшее давление: к примеру, население и домохозяйства в большинстве случаев используют приборы, требующие давления до 0,003 МПа(0,03 атм, речь идет об избыточном давлении).
В итоге, чтобы газ достиг потребителя, он должен пройти серию технологических узлов, на каждом из которых происходит последовательное снижение давления транспортируемого газа. Из магистрального газопровода или газопровода-отвода природный газ поступает на газораспределительную станцию (ГРС), где его давление снижается на порядок — до 1,2 МПа, после чего газ поступает в распределительную сеть. В зависимости от рабочего давления (и, соответственно, назначения) наружные распределительные газопроводы делятся на сети высокого, среднего и низкого давления.
Газопроводы низкого давления (до 0,003 МПа) предназначены для газоснабжения жилых домов — бытовых потребителей, эксплуатирующих бытовую газовую аппаратуру (кухонные плиты, водонагреватели). Газопроводы среднего (до 0,3 МПа) давления иногда предназначаются для снабжения домохозяйств, эксплуатирующих автономные котельные, но чаще всего для снабжения предприятий. Газопроводы высокого давления делятся на две категории. Первая —сети с давлением до 1,2 МПа; вторая — с давлением до 0,6 МПа. Они предназначены для газоснабжения предприятий или целых населенных пунктов.
После ГРС, выдающей газ высокого давления первой категории до необходимых параметров давление газа снижается на газорегуляторных пунктах (ГРП); в их задачи входит также поддержание заданных параметров, как правило, в автоматическом режиме.
По топологии распределительные газопроводы часто делят на два класса: так называемые межпоселковые и внутрипоселковые. Межпоселковыми газопроводами называют газопроводы, которые проходят от ГРС до границ населенных пунктов. В основном это газопроводы высокого давления. Внутрипоселковыми газопроводами называют сети, по которым газ распределяется внутри границ населенных пунктов, — это газопроводы среднего и низкого давления.
Разное назначение и, как следствие, разные режимы работы межпоселковых и внутрипоселковых сетей определяют разные технические параметры трубопроводов.

Трубные материалы в газоснабжении

Итак, газопроводы по своему назначению делятся на магистральные и распределительные, а по типу прокладки — на подземные, надземные, наземные и подводные. Материалом для распределительных трубопроводов может быть сталь или полиэтилен (согласно СП 42-101-2003). Для сооружения любых типов надземных газопроводов допустимо использовать только стальные трубы, а для подземных — и сталь, и полиэтилен. При этом полиэтиленовым газопроводам отдается предпочтение, за исключением случаев, когда по условиям прокладки, давлению и виду транспортируемого газа эти трубы применить нельзя. Для внутридомовой разводки использование пластиковых труб также запрещено, поэтому даже несмотря на низкое давление все внутренние газопроводы должны быть выполнены из стальных или медных труб (согласно ГОСТ Р 52318-2005).
Изготовление и испытания полиэтиленовых труб для газопроводов регламентируется ГОСТ Р 50838-2009. Материалом для изготовления служит полиэтилен видов ПЭ80 и ПЭ100. Допускаются диаметры от 16 до 630 мм, с размерным соотношением (SDR) 9; 11; 13,6; 17; 17,6; 21; 26.В зависимости от режима эксплуатации газопровода (давление, требуемый запас прочности) выбираются соответствующее размерное соотношение и материал(см. Табл. 1)
Tab1.JPG
Для строительства газопроводов высокого давления в основном применяются трубы из ПЭ80 и ПЭ100 с SDR11. Для газопроводов среднего и низкого давления, которые используются преимущественно для строительства внутрипоселковых распределительных сетей, применяются также трубы с большим SDR, например, 13,6; 17,6 и др. Таким образом, полиэтиленовые трубы целиком покрывают область строительства газораспределительных сетей за исключением надземной и наземной прокладки, а также внутридомовой разводки.

Используемые размеры

Мы проанализировали технические характеристики трубопроводов, построенных в рамках более чем ста реальных проектов в 2013–2014 годах. Это позволило составить представление о том, какие типы труб наиболее часто используются при строительстве распределительных межпоселковых и внутрипоселковых сетей.
Например, в сегменте межпоселковых газопроводов акцентированно выделяется три наиболее ходовых диаметра — 110 мм, 160 мм и 225 мм, на долю которых в сумме пришлось около 80% от общей протяженности построенных сетей (см. Рис. 1).
Pic1.JPG
В этом спектре присутствуют как трубы, используемые для строительства непосредственно самого газопровода, так и трубы, применяемые для сооружения футляров в местах пересечений автодорог, водных или других препятствий. Это объясняет наличие таких больших диаметров, как 315 мм, 400 мм и более. Здесь стоит отметить, что в зависимости от особенностей трассы пролегания газопровода футляры могут как вовсе отсутствовать, так и составлять весомую долю в проекте.
Если посмотреть на аналогичный спектр диаметров в сегменте внутрипоселковых газопроводов, то картина окажется существенно иной (см. Рис. 2).
Pic2.JPG
Основной вклад в протяженность внутрипоселковых сетей вносят трубы диаметром 63 мм (45%), следом за ними идут трубы диаметром 110 мм (26%). Помимо них вклады 14% и 11% вносят диаметры 32 мм и 160 мм соответственно. Трубы диаметром больше 160 мм практически не используются.
Если говорить про типовые размерные отношения (SDR), то в строительстве как межпоселковых, так и внутрипоселковых газопроводов в основном применяются трубы с SDR 11, хотя во внтурипоселковых сетях порядка 6% от протяженности выполняется более тонкостенными трубами с SDR 13,6 и 17,6.

Масса полиэтилена для газовых труб

Установленные выше распределения газопроводов по диаметру и протяженности позволяют оценить объем (массу) полиэтилена, затрачиваемого на производство соответствующих труб.
Так, известно, что масса погонного метра ПЭ-трубы квадратично зависит от ее диаметра, что определяется, например, ГОСТ Р 50838-2009. Поскольку нас интересует такой показатель, как затраты полимерного сырья на производство трубной продукции для нужд газоснабжения, мы разработали методику пересчета протяженности трубопровода в интегральный показатель, который можно охарактеризовать как «средняя масса полиэтилена, затрачиваемая на строительство 1 км газопровода» для межпоселковых и внутрипоселковых распределительных сетей. Эти расчеты подтверждают чисто умозрительное предположение, что с точки зрения потребности в полиэтилене межпоселковые сети кратно (в пять раз) привлекательнее, чем внутрипоселковые (см. Рис. 3).
Pic3.JPG
Этих данных, впрочем, недостаточно, чтобы составить представление о массе полиэтилена, потребляемого при строительстве распределительных сетей. Здесь стоит учесть тот факт, что строительство межпоселковых сетей в принципе не нужно без синхронного строительства внутрипоселковой инфраструктуры, разводящей газ до бытовых или промышленных потребителей. И хотя строительство этих двух типов сетей часто и финансируется из разных источников, и выполняется разными организациями и нередко с разрывами во времени, тем не менее внутрипоселковые и межпоселковые сети стоит рассматривать именно как единый производственный комплекс, структура которого в целом достаточно равномерна по стране, что позволяет использовать средние величины. Так, по выборке из 45 крупнейших в стране газораспределительных организаций (ГРО) доля сетей низкого давления (межпоселковые газопроводы) в период 2009–2014 колеблется в коридоре 10% (который для выбранной нами точности оценки мы считаем приемлемым), в последние годы стабилизировавшись на уровне 64,5% (от общей протяженности распределительных сетей).
Эта цифра с учетом полученной выше оценки массы полиэтилена в двух сегментах распределительных сетей позволяет выйти на среднюю оценку в 5 т/км для единой системы «межпоселковый газопровод+внутрипоселковая разводка». В дальнейшем мы будем использовать эту оценку для расчетов различных сценариев спроса на полиэтилен при разных вариантах инвестиций и развития распределительных сетей с учетом того, что в новом строительстве, согласно статистике, полиэтиленовые трубопроводы занимают около 90%.

Газификация в России   

Ход газификации

Рост благосостояния и улучшения качества жизни граждан — первоочередные задачи для любого социальноориентированного государства. Одним из важнейших показателей, отражающих качество жизни, являются жилищные условия населения, в число которых  входит обеспеченность жилья электричеством, централизованным водоснабжением и водоотведением, тепло- и газоснабжением. Суровые климатические условия и продолжительный зимний период на большей части территории страны делают обогрев жилья жизненно важной необходимостью. При этом именно газовое топливо стоит признать приоритетным в деле теплоснабжения жилищ там, где централизованное снабжение горячими теплоносителями отсутствует, поскольку по удельной стоимости тепловой единицы (калории или джоуля) газ значительно выгоднее не только электроэнергии, но и древесного топлива и угля.
В Федеральном законе от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлены следующие принципы государственной политики в области газоснабжения:
•    государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения;
•    повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации. 
Таким образом, газификация населенных пунктов в России является государственной политикой.
Как обстоят дела на самом деле?
Орган государственной статистики (Росстат) осуществляет систематический мониторинг жилищных условий населения, в число которых и входит показатель, отражающий уровень газификации территории страны в целом и отдельных субъектов. По определению, он рассчитывается как отношение общей площади жилых помещений, подключенных к централизованным источникам газоснабжения, к суммарной общей площади жилья по состоянию на конец года.
Таким образом, публикуемый Росстатом показатель фактически зависит не только (и не столько, надо сказать) от успехов программ газификации территорий России, но и от динамики ввода в эксплуатацию новых жилых площадей (см. Рис. 4).
Pic4.JPG
Падение общего уровня газификации можно объяснить ростом доли нового жилья, которое вводится в эксплуатацию, но не подключается к сетям централизованного газоснабжения. Это может быть связано как с отсутствием во многих современных новостройках газа как такого и переходом исключительно на электроэнергию, а также с отсутствием технической возможности подключения к газопроводу или же высоким экономическим барьером. Известно, например, что в общем объеме ежегодно вводимого в эксплуатацию жилого фонда в последнее десятилетие 40–44% приходятся на долю индивидуального жилищного строительства, куда входит в том числе жилье, строящееся в сельской местности, а также популярные в последнее десятилетие групповые малоэтажные застройки («коттеджные поселки»), активно множащиеся в пригородах мегаполисов. Существенная доля жилья такого рода не подключается к централизованным сетям именно из-за высокой стоимости подключения, а на смену сетевому газу приходят различные схемы автономного энергоснабжения.
Тем не менее общая площадь газифицированного жилья не падает стремительно, что говорит по крайней мере о частичном исполнении государством тех обязательств, которые прописаны в федеральном законе.
Однако, говоря об уровне газификации в России, недостаточно иметь в виду лишь ее общий уровень, не принимая во внимание качественные отличия между различными территориями. Доля газифицированного жилья принимает значения от 10% для одних субъектов до практически 100% для других. Можно сказать, что есть довольно большая группа регионов с высоким уровнем газификации (это центральный и южный регионы страны), а также регионы с низким уровнем — Сибирь и Дальний Восток (см. Рис. 5)
Pic5.JPG
С этой точки зрения именно восточные регионы страны должны выступать драйвером газификации как таковой из-за «низкой базы». Однако на практике газификация экономически оправданна лишь на тех территориях, которые попадают в условную 100-километровую зону от магистральных газовых коридоров. Поэтому за счет низкой плотности магистральных газопроводов в Сибири и на Дальнем Востоке (или вообще их отсутствия) возможности газификации этих регионов фундаментально ограничены. Определенные сдвиги здесь могут наметиться в связи со строительством мощных магистральных маршрутов типа «Сахалин — Хабаровск  — Владивосток», «Сила Сибири» и недавно анонсированный «западный маршрут» в Китай, который уже получил название «Сила Сибири — 2». Перспективы Восточной газовой программы применительно к газификации и потенциальному спросу на полиэтиленовые трубы мы рассмотрим ниже.

Зоны ответственности за газификацию

Как и за чей счет осуществляется строительство распределительных сетей?
На данный момент в России фактически отсутствует единая федеральная программа по газификации регионов. Хотя создание таковой стоит в ряду задач Министерства энергетики, которому глава правительства Д. Медведев по итогам совещания по газификации в июне 2015 года поручил подготовить «проекты актов правительства об утверждении федеральной программы газификации и порядка разработки и реализации федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации» (в срок до 1 декабря 2015 года).
На федеральном уровне действует утвержденная федеральная целевая программа (ФЦП)  «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» (далее — ФЦП «Устойчивое развитие села»), предполагающая ввод 11,77 тыс. км распределительных газовых сетей в 2014–2020 годах (см. Рис. 6).
Pic6.JPG
Как оценить роль этой ФЦП в общих объемах строительства газораспределительных сетей в рамках газификации? Согласно статистике АО «Газпром газораспределение» (основная эксплуатирующая организация распределительных сетей), ежегодный ввод новых распределительных сетей составляет около 20 тыс. км. Таким образом, вклад строительства в рамках ФЦП составляет в среднем менее 10%, а потому федеральная программа не может считаться драйвером инвестиций в газификацию. Фактически же основной объем функций и затрат по осуществлению газификации потребителей России несут на себе компании группы «Газпром» и администрации субъектов федерации.
Схема взаимодействия и разделения сфер ответственности здесь достаточно сложная, но общие принципы следующие. «Газпром» действует в соответствии с разработанной им программой газификации регионов России, которая составляет значимую долю ежегодных инвестиций компании. «Газпром» при этом ограничивает свои функции строительством отводов от магистральных газопроводов, а также межпоселковых сетей высокого и среднего давления и всех технических сооружений на них.
Администрации регионов действуют совместно с «Газпромом» по его программе газификации, а также в рамках региональных целевых программ, реализуемых в целях общего социально-экономического развития региона. Итоговая цель таких программ — довести газ до конечного потребителя с созданием всех необходимых для этого условий. Таким образом, в зависимости от текущего уровня развития газораспределительной инфраструктуры региона комплекс необходимых мероприятий может включать:
•    разработку планов газификации и строительства распределительных сетей;
•    строительство газопроводов-отводов от магистральных газопроводов;
•    строительство межпоселковых газопроводов;
•    строительство пунктов редуцирования давления газа (ГРС, ГРП и т. д.);
•    строительство внутрипоселковых сетей низкого давления;
•    перевод на газ котельных, работающих на других видах топлива;
•    подключение бюджетных категорий потребителей.
Легко заметить, что функции «Газпрома» и администраций теоретически могут пересекаться. Для координации своей деятельности «Газпром» и администрации регионов ежегодно подписывают планы-графики синхронизации работ, по которым каждая из сторон берет на себя обязательства, в комплексе позволяющие добиться итоговой цели — доведения газа до конечного потребителя.
Непосредственные источники инвестиций в строительство газораспределительных сетей — сфера еще более запутанная. Важным для ее понимания является следующее обстоятельство: в ходе работ по реализации того или иного проекта по газификации заказчиком работ, собственником и эксплуатантом в последующем могут выступать различные лица. Например, администрации регионов на основании разработанных планов газификации могут выступать заказчиком строительства, в том числе и межпоселковых газопроводов на средства, полученные по федеральным программам (вроде ФЦП «Устойчивое развитие села»), средства региональных бюджетов, привлеченные инвестиции частного бизнеса, за счет специальных надбавок к тарифу за транспортировку газа, а также привлеченные средства населения. Построенные таким образом сети далее передаются в эксплуатацию газораспределительным организациям (ГРО, которые по большей части представлены дочерними компаниями группы «Газпром газораспределение»), при этом сам газопровод, как правило, проходит приватизацию, причем покупателем может выступать любое лицо, однако в основном это компании, входящие в группу «Газпром».Деньги, затраченные на строительство, через приватизацию возвращаются в бюджет региона.
Газопроводы, построенные за счет средств «Газпрома», как правило, остаются в его собственности. Согласно официальной информации, основным заказчиком работ по газификации со стороны газового концерна выступает его дочерняя организация ООО «Газпром межрегионгаз».

Объемы нового строительства

В целом, столь сложная и перекрывающаяся структура ответственности за газификацию регионов, а также отсутствие полноценной статистики по распределительным сетям, строящимися администрациями субъектов и частным образом (промпредприятиями, иными частными инвесторами или группами лиц), делает весьма непростой оценку масштабов нового строительства в рамках газификации.
Облегчает задачу тот факт, что большинство вводимых в строй распределительных сетей так или иначе оказывается в эксплуатации у компаний группы «Газпром газораспределение», которые охватывают почти всю страну (сейчас их более 160). Причем официально декларируется курс на укрупнение и консолидацию ГРО (девиз:«Один федеральный округ — одна ГРО»). Поэтому внутренние данные «Газпром газораспределения» по динамике сети в эксплуатации группы дают представление о масштабах нового строительства. 
Картина здесь следующая.
Все последние годы инвестиции группы «Газпром» в газификацию росли, в 2012–2013 годах достигнув пика (см. Рис. 7), после чего объем вложений несколько сократился (об этом см. ниже).
Pic7.JPG
Согласно этим же данным, протяженность ежегодно вводимых газопроводов в рамках программы газификации (а это, напомним, газопроводы-отводы и межпоселковые распределительные газопроводы высокого давления) с 2005 по 2015 годы колебалась от 1,3–7 тыс. км со средним значением 2,5 тыс. км.
При этом, согласно данным группы «Газпром газораспределение», ежегодный прирост протяженности сетей на балансе организаций группы составляет величину, на порядок превосходящую объемы, вводимые по программе газификации «Газпрома» (20,4–57,1 тыс. км)! Приводимые компанией данные о приросте общей протяженности за счет именно нового строительства (19–21 тыс. км) также значительно превышают величины ввода по программе газификации «Газпрома» (см. Рис.8).
Pic8.JPG
Таким образом, «Газпром газораспределение» ежегодно принимает на баланс на порядок больше распределительных сетей, чем строится за счет программы газификации, реализуемой газовым концерном.
Как интерпретировать этот факт?
Во-первых, очевидно, протяженность сетей, вводимых «Газпромом» по программе газификации, ограничена лишь построенными при участии компании газопроводами-отводами и межпоселковыми газопроводами, что в целом демонстрирует достаточно небольшую роль собственно программы газификации в приросте протяженности сетей — на уровне ФЦП «Устойчивое развитие села» или чуть больше.
Во-вторых, определенную часть составляют взятые «Газпром газораспределением» на баланс бесхозные сети, по которым поставляется газ потребителям, но которые при этом не принадлежат никакому определенному собственнику; как следствие, обязанность по их обслуживанию ложится на организацию, ответственную за поставки газа потребителю.
В-третьих, сопоставимую долю в протяженности распределительной сети составляют внутрипоселковые газопроводы, обязанность  строительства которых лежит на администрациях регионов.
В-четвертых, часть межпоселковых газопроводов, судя по всему, строится за счет самих регионов без привлечения инвестиций «Газпрома».
Резюмируя эти выводы с учетом известных данных, можно нарисовать обобщенную картину структуры ежегодно вводимых в строй распределительных сетей с точки зрения сфер ответственности (см. Рис. 9)
Pic9.JPG
Получается, что из примерно 20 тыс. км вновь построенных сетей больше половины — 13 тыс. км — строятся неидентифицированными заказчиками на неизвестные средства. 
Можно предположить, что существенную часть из 4,7 тыс. км межпоселковых газопроводов строят также регионы или муниципалитеты либо сельские поселения за рамками программы газификации «Газпрома» на средства, привлекаемые своими силами. Кроме того, по нашему мнению, значимая часть из 8,3 тыс. км межпоселковых сетей строится регионами по программам, не связанным с газификацией (например, по развитию сельского хозяйства), а также частными заказчиками/инвесторами. Ими могут выступать промышленные предприятия, девелоперы и застройщики, коттеджные и дачные поселки. Кроме того, очевидно, некоторую роль в строительстве этих сетей играют администрации местных уровней.

Источники финансирования

Источниками финансирования в рамках строительства распределительных сетей по программам газификации различных уровней могут выступать:
•    инвестиционная программа «Газпрома»;
•    бюджетные средства субъектов;
•    муниципальные бюджеты;
•    федеральный бюджет;
•    средства предприятий;
•    средства населения;
•    инвестиционные программы ГРО, находящиеся за контуром программы газификации «Газпрома».
Соотношение долей этих источников различно год от года, однако доминируют средства бюджетов субъектов и «Газпрома» (см. Рис. 10).
Pic10.JPG
В принципе, такая ситуация характерна для большинства регионов. Например, в Смоленской области одновременно действовали:
•    программа развития газоснабжения и газификации Смоленской области на период 2012–2015 годов, финансируемая за счет средств ПАО«Газпром»;
•    долгосрочная областная целевая программа «Газификация Смоленской области» на 2012–2015 годы» от 2011 года;
•    программа газификации Смоленской области, финансируемая за счет специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, утверждаемая ежегодно;
•    долгосрочная областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2013–2020 годы» (от 2012 года), в рамках которой предусмотрено привлечение средств федерального бюджета для реализации одноименной госпрограммы («Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы»);
Анализируя подписываемые «Газпромом» и администрациями субъектов планы-графики по газификации, можно видеть, что по большому кругу регионов накопленные за достаточно длительный период инвестиции в газификацию примерно поровну распределяются между «Газпромом» и иными источниками (см. Табл. 2)
Tab2.JPG
Данный вывод — один из важнейших для прогнозирования спроса на трубные полимеры для нужд газификации. Он говорит о том, что даже в условиях сокращения инвестиций «Газпрома» в газификацию общая протяженность планируемых к строительству распределительных сетей снижается не синхронно. Однако если учесть, что именно газопроводы-отводы и межпоселковые газопроводы предъявляют кратно больший спрос на трубный полиэтилен в массовом выражении, именно инвестиции «Газпрома» и оказываются ключевым триггером уровня спроса на полиэтилен в сегменте газификации.

Факторы будущего спроса на трубные полимеры   

Корректировки инвестиций по программам газификации

Газпром
Часто программу газификации, реализуемую «Газпромом» за счет собственных средств, рассматривают как некую социально-полезную нагрузку, не преследующую конкретных бизнес-целей. Это, конечно, далеко не так, хотя определенная доля справедливости в этом тезисе присутствует: «социальная нагрузка» проявляется в длительных сроках окупаемости, сразу закладываемых в проекты по газификации. Тем не менее возврат вложенных средств «Газпром» интересует, и достигается это за счет продажи газа по вновь построенной инфраструктуре.
Экономические соображения, следовательно, и диктуют ход планирования и реализации программ газификации. Ключевым критерием здесь является в первую очередь платежная дисциплина населения и предприятий соответствующего региона.
На текущий момент ситуация с долгами потребителей за поставленный газ складывается не в лучшую для «Газпрома» сторону. По состоянию на 1 декабря 2015 года общая задолженность всех категорий потребителей за газ составила 162,57 млрд руб.  При этом годом ранее долг был на 37,67 млрд руб. меньше — 124,9 млрд руб. То есть годовой рост составил более 30%. По итогам 2015 года совокупная задолженность снизилась до 152,1 млрд руб., но в целом рост за год составил 19,8%.
Как правило, долги перед «Газпромом» у сбытовиков (управляющих компаний, ТСЖ, энергосбытовых компаний) и теплоэлектростанций (на них приходится примерно 30% суммарной заложенности) образуются за счет аналогичных долгов населения перед ними.
За последние несколько лет проблема неплатежей со стороны населения сильно обострилась.
 Так, на совещании осенью 2013 года глава «Газпрома» Алексей Миллер говорил о сразу двукратном росте просроченной задолженности с начала 2012 года — с 57,7 млрд руб. до 100,7 млрд руб.
В итоге «Газпром» корректирует плановые инвестиции в газификацию, снижая их для регионов-должников. Так, с 2014 года прекратились инвестиции в газификацию Тверской области, долги которой (по списку хозяйствующих субъектов с долгом, превышающим 10 млн руб.) на 1 февраля 2016 года составляли более 10 млрд руб, или почти треть от всех долгов Центрального федерального округа. Газификация Архангельской область в 2014 году финансировалась на минимальной уровне (5 млн руб.), поскольку регион — лидер по долгам в СЗФО и один из лидеров в России, несмотря на низкий уровень газификации (53%). В 2016 году инвестиции «Газпрома», например, в газификацию Новосибирской области сократились сразу в семь раз — регион на втором месте по величине задолженности в Сибирском федеральном округе.
При этом, согласно заявлению А. Миллера, общий размер инвестпрограммы по газификации на 2016 год «остается на уровне 2015-го» — 25 млрд руб. По факту это, конечно, меньше уровня 2015 года, для которого плановой была цифра 28,8 млрд руб. (то есть сокращение фактически на 13%). Получается, что суть корректировок программы газификации заключается в основном в перераспределении инвестиций. Например, в 2016 году со 150 млн до 800 млн руб. вырастут инвестиции в Курской области, а в ПФО — в 2,4 раза, до 4,37 млрд руб.
Вместе с тем в связи с продолжающимся падением доходов населения и высокой потребительской инфляцией мы не ожидаем кардинального улучшения или даже стабилизации ситуации с задолженностью за поставки газа. Поэтому, на наш взгляд, «Газпром» в ближайшие два года будет сокращать объемы инвестиций в газификацию регионов. Свою роль сыграет и накопленное отставание администраций в части развития принимающей инфраструктуры и подготовки потребителей по уже построенным межпоселковым объектам. В базовом сценарии мы предполагаем, что объем инвестпрограммы стабилизируется в 2018 году.
Немаловажным фактором здесь является также промышленная инфляция, которая даже при неизменном объеме финансирования проектов съедает предъявляемый ими спрос на полиэтиленовые трубы.  Данный фактор в прогнозе мы также учитываем.

Администрации субъектов
Объемы инвестиций регионов в межпоселковые объекты по совместной с «Газпромом» программе газификации, как мы считаем, будут снижаться синхронно с «Газпромом» — регионам нет смысла с опережением строить уличные сети без строительства газовым концерном отводов и межпоселковых газопроводов для их подключения.
Помимо программы «Газпрома» регионы сами осуществляют газификацию за счет бюджетных средств, надбавок к тарифам и внебюджетных источников, к которым в том числе относятся адресные инвестиции «Газпрома». Объем региональной программы газификации рассчитывается исходя из анализа целесообразности проведения соответствующих мероприятий. И изменение различных факторов все время вносит коррективы в этот объем.
Например, в расчет показателя уровня газификации входит общая площадь жилья, относящегося к ветхому, а также брошенных домов, домовладений, не используемых для постоянного проживания, и т. п. Переучет такой площади в целевых коэффициентах по газификации региона или отдельных его районах может существенно снижать потребность в прокладке сетей. Аналогично, систематический вывод из эксплуатации негазифицированного ветхого фонда искусственно увеличивает показатель газификации (см. выше), а газифицированного — уменьшает. Также органы администраций субъектов, как правило, определяют перечень в принципе неперспективных сельских поселений, газификация которых природным сетевым газом нецелесообразна из-за демографических показателей: убыль постоянного населения в таких населенных пунктах ничем не покрывается, и нет смысла газифицировать пункт, который через 15 лет станет нежилым.
Отдельно стоит сказать о многоэтажном строительстве. Долгое время в нормах и правилах присутствовал запрет на использование газа в домах свыше 10 этажей. Поэтому в большинстве построенных за последние 30 лет многоэтажек не предусматривалось использование газа для бытовых целей. Однако последние издания правил (СНиП 31-01-2003 «Жилые здания» и СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы») допускают использование в высотных домах как электроплит, так и газового оборудования. Однако вряд ли стоит ожидать массовой газификации высотных домов, тем более у многих жильцов присутствует негативное отношение к газу.
Таким образом, по разным причинам в каждом субъекте определенный процент жилого фонда и определенный круг населенных пунктов не подлежат газификации сетевым газом по объективным причинам, что также стоит учитывать при рассмотрении планов газификации.
Следует также иметь в виду, что с ростом уровня газификации стоимость каждого последующего проекта оказывается выше, чем предыдущего: в первую очередь газифицируются населенные пункты, расположенные рядом с уже существующей инфраструктурой, а отделенные — в последнюю, то есть объем инвестиций (протяженность газопровода) для газификации, например, 1000 кв. м жилья в отдаленном населенном пункте выше, чем в «центральном». Поэтому мы считаем, что объем инвестиций регионов в строительство межпоселковых газопроводов будет снижаться медленнее, чем в программе «Газпрома», а в 2019 и 2020 годах вновь начнет медленно расти. При этом за счет инфляции и «насыщения» по уровню газификации общая протяженность ввода межпоселковых газопроводов по региональным программам будет сокращаться. Развитие внутрипоселковых сетей по региональным программам будет развиваться соответствующими темпами.
Что касается строительства распределительных сетей за счет частных инвесторов, здесь мы ожидаем самую «рваную» динамику инвестиций. На наш взгляд, инвестиционная пауза 2015–2016 годов (отказ от начала проектирования новых объектов и от газификации за счет населения) приведет к спаду спроса на трубные полимеры в 2017 году, в 2018 спрос оживится за счет реализации крупных проектов в связи со спортивными мероприятиями и ожидаемыми промышленными инвестициями, однако затем снова последует спад.

Реновация старых газопроводов

Помимо нового строительства источником спроса на полиэтиленовые трубопроводы для нужд газификации и газоснабжения могут являться мероприятия по ремонту старых сетей, отслуживших свой срок.
Ситуация здесь следующая. После окончания нормативного срока эксплуатации стального подземного газопровода (40 лет) проводится  диагностирование, чтобы выяснить его состояние. Опорными нормативными документами здесь являются «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» и СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб». Ранее действовали ПБ 12-529-03 и РД 12-411-01. На основании результатов диагностики делается заключение о возможности продления срока эксплуатации трубопровода, или, наоборот, о необходимости замены. Критерием является требование о толщине стенки, которая не должна быть меньше 2 мм. Для оценки остаточного ресурса также используется оценка времени, спустя которое толщина стенки уменьшится до 2 мм при скорости коррозии 0,1 мм в год.
Из отчетов АО «Газпром газораспределения» следует, что общая протяженность фонда за границей 40 лет эксплуатации постоянно растет, на 3–4 тыс. км ежегодно. При этом по результатам диагностики менее чем для 10% исследованных сетей констатируется необходимость немедленной замены, а для оставшихся в ¾ случаев срок службы продиагностированных газопроводов продлевается более чем на пять лет, а для остальных — более чем на десять лет. Все эти данные позволяют сделать вывод, что протяженность сетей, требующих немедленной замены, будет НЕУКЛОННО нарастать с темпом примерно  600 км в год, а общий объем реноваций увеличится с 1,66 тыс. км в 2016 году до 5,25 тыс. км в 2020-м.

Восточная газовая программа

Государственная «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР», более известная как Восточная газовая программа, была принята в 2007 году, и «Газпром» был назначен ее ответственным исполнителем. Помимо производственно-экспортной инфраструктуры программа в том числе ставит своей задачей повышение уровня газификации потребителей регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Причем подразумевается не сплошное подключение всех населенных пунктов к сетевому газу, а «комплексный подход», реализуемый через активное применение также газификации сжиженным природным газом и сжиженными углеводородными газами.
Целевые показатели реализации Восточной газовой программы в части газификации населенных пунктов известны. Так, к 2020 году на территориях Восточной Сибири и Дальнего Востока «Газпром» намеревался обеспечить газификацию (сетевым газом, СПГ или СУГ) более 3,5 тыс. населенных пунктов, а по среднему уровню газификации сетевым газом выйти на показатели выше среднероссийских (см. Табл. 3).
Tab3.JPG
Понятно, что далеко не все эти планы могут быть реализованы к 2020 году, что лимитируется развитием проектов по магистральному транспорту газа. Больше всего шансов у Сахалина, Приморского и Хабаровского краев (в меньшей степени — у Еврейской автономной области), где уже функционирует магистральная система «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», и вопрос газификации населения и промпотребителей — вопрос текущей работы и текущих инвестиций. Аналогичная ситуация на Камчатке, где источником газа служат добычные проекты на шельфе, а газ уже поставляется на материк.
Перспективы газификации Якутии и Амурской области напрямую связаны с темпом реализации проекта «Сила Сибири» и строительства Амурского ГПЗ. Согласно заявлениям «Газпрома», темпы реализации проектов все же позволят начать строительство распределительной инфраструктуры до 2020 года. Однако маловероятно, что в срок могут быть газифицированы все планируемые населенные пункты. 
Под наибольшим вопросом перспективы газификации территорий Иркутской области и Красноярского края. В первом случае перспективы связаны с началом освоения Ковыктинской группы месторождений, которые, согласно имеющимся планам, должны вводиться в разработку позже ввода в строй системы «Сила Сибири», то есть явно за горизонтом 2020 года. Еще призрачнее перспективы газификации Красноярского края — здесь газ планируется добывать в Юрубчено-Тохомской зоне, сроки ввода которой в промышленную разработку постоянно сдвигаются. Еще менее вероятным мы считаем удлинение существующей магистральной инфраструктуры Западной Сибири на восток страны.
При этом стоит обратить внимание на то, что именно на Иркутскую область и Красноярский край приходится более трети всей протяженности межпоселковых газопроводов в рамках Восточной газовой программы. 
Помимо факторов развития добычи и магистрального транспорта не стоит забывать и о следующем обстоятельстве: все планы и намерения «Газпрома» по строительству газопроводов-отводов и межпоселковых сетей в конечном счете упираются в синхронное развитие принимающей инфраструктуры и подготовку потребителей, что входит в зону ответственности администраций регионов и лимитируется возможностями региональных и местных бюджетов. При этом готовность регионов, особенно экономически слабых, синхронно с «Газпромом» заниматься газификацией остается под большим вопросом.
Сумма все вышеописанных факторов позволяют утверждать, что на рассматриваемом нами горизонте до 2020 года спрос на трубные полимеры для нужд газификации в рамках Восточной газовой программы обозначится уже в 2016–2017 годах, но решающую роль она начнет играть лишь после 2019 года.
Обобщенный качественный анализ факторов, влияющих на ожидаемый спрос представлен в Табл. 4.
Tab4.JPG

Прогноз спроса 2016–2020   

Ключевыми предпосылками и допущениями, лежащими в основе нашего прогноза спроса на трубные полимеры в газификации и газоснабжении, являются следующие.
•    Уровень применения полимерных труб будет максимально возможным.
•    Инвестиционная программа «Газпрома» будет корректироваться в 2016–2018 годах на снижение, после чего стабилизируется.
•    Инфляционное удорожание проектов сохранится на историческом уровне.
•    Инвестиции регионов по программе «Газпрома» будут корректироваться исходя из соответствия объемов строительства внутрипоселковой инфраструктуры объемам строительства межпоселковых сетей «Газпромом».
•    Инвестиции в межпоселковые газопроводы по региональным программам будут незначительно сокращаться к 2018 году, после чего расти, но в целом останутся в коридоре минус 10–15% от уровня 2015 года.
•    Инфляционное удорожание межпоселковых проектов по региональным программам сохранится на историческом уровне.
•    Внутрипоселковые газопроводы по региональным программам будут вводиться в объеме, синхронном с межпоселковыми по региональным программам.
•    Общий паритет между инвестициями «Газпрома» и других инвесторов будет сохраняться на весь период прогнозирования.
•    ФЦП «Устойчивое развитие села» будет исполняться без корректировок.
•    Реновация старых стальных газопроводов будет осуществляться в объемах, необходимых для сохранения работоспособности сетей, но без опережения (то есть сроки эксплуатации будут продляться всегда, когда это возможно).
•    Реализация проектов по газификации в рамках Восточной газовой программы будет осуществляться по мере ввода в эксплуатацию магистральных проектов с постепенно нарастающими темпами.
Исходя из этих допущений и с учетом всех проанализированных данных по проектам в 2013–2015 годах мы ожидаем следующей динамики спроса на трубный полиэтилен в сегменте газификации (см. Рис. 11).
Pic11.JPG
Как можно видеть, ключевыми драйверами спроса к 2020 году станут Восточная газовая программа, даже несмотря на то, что мы предполагаем очень консервативный сценарий ее реализации в части газификации, и реновация газопроводов. Суммарный вклад этих факторов в спрос вырастет с 30% в 2016 году до 68% в 2020-м. Напротив, роль традиционных драйверов — программы газификации «Газпрома» и регионов по планам-графикам — сократится с более 30% в 2016 год до чуть более 10% в 2020 году.
В целом можно констатировать, что несмотря на ожидаемый нами рост спроса на полиэтиленовые трубы для нужд газификации более чем на 60% за пять лет этот сегмент так и не станет значимым драйвером развития внутреннего рынка полимеров, однако будет органичным компонентом развития спроса в рамках модернизации коммунальной инфраструктуры России.

Вернуться в раздел