Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Прямой стимул

26.03.2014 / 07:11

«ЛУКОЙЛ» предлагает стимулировать производство нефтехимического сырья, льготируя ставку НДПИ на природный газ, направляемый на переработку

Ни для кого не секрет, что переработка газа в России развита крайне слабо на фоне лидирующих позиций по валовой добыче ископаемого. Этот тезис иллюстрируют следующие цифры: по данным «Альянс-Аналитики» на начало 2013 года, в России действовало 29 газоперерабатывающих предприятий (включая заводы по переработке ПНГ и стабилизации конденсата, а также мини-ГПЗ). Доля перерабатываемого газа к добытому составляла 15%. В то же время в США функционировало 969 газоперерабатывающих предприятий, мощности которых двукратно превосходили объем добычи. В Канаде 71% добываемого газа перерабатывался на 605 ГПЗ. В среднем по миру обеспеченность добычи газа мощностями по переработке составляла 46%. Даже развивающиеся страны, такие как Алжир (58%) и Иран (66%), обходят Россию по уровню газопереработки.

Характерно, что из этих 29 предприятий 22 перерабатывают попутный газ нефтяных месторождений, 3 занимаются стабилизацией конденсата и только 4 завода перерабатывают природный газ. Это три предприятия «Газпрома» (Астраханский ГПЗ, Сосногорский ГПЗ и Оренбургский газоперерабатывающий кластер) и Якутский ГПЗ, который, по сути, не является предприятием полного цикла, а представляет собой по большому счету относительно мощную УКПГ.

Слабость переработки природного газа составляет большие проблемы развитию нефтехимии, главным образом из-за фактической недоступности этана. Однако и помимо него в газотранспортную систему безвозвратно утекает без выделения до 15 млн тонн легкого углеводородного сырья (ШФЛУ) ежегодно (оценка «ЛУКОЙЛа»). Это эквивалентно порядка 5 млн тонн этилена – больше, чем сегодня производится в России.

Оставляя без внимания историю становления переработки природного газа в советский период и те причины, которые привели к возникновению текущей конфигурации отрасли, сосредоточимся на тех причинах, которые препятствуют созданию газоперерабатывающих производств сейчас.

Одна из главных заключается в сложившейся системе налогообложения в газовой отрасли. По оценке «ЛУКОЙЛа», при жирности газа менее 130 г/м3 (имеется в виду потенциал извлечения углеводородов С3+, а не конденсатосодержание) переработка газа экономически неэффективна. В эту категорию попадают «сухие» природные газы, на которые приходится основная часть газодобычи сегодня и около половины всех доказанных запасов «голубого топлива». При этом основную негативную роль в непривлекательности переработки сухого газа играет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), доля которого в цене газа на скважине год от года растет, что с одной стороны снижает инвестиционный потенциал недропользователя, а с другой – увеличивает альтернативную стоимость газа для переработки, ухудшая экономику таких проектов.

Не так давно «ЛУКОЙЛ» выступил с предложением рассмотреть возможность введения льготной (вплоть до нулевой) ставки НДПИ на газ, направляемый на физическую переработку (с выделением углеводородного сырья) и/или используемый в качестве основного сырья в химических процессах (имеется в виду производство азотных удобрений, метанола и GTL). По мнению компании, такая мера может стать серьезным стимулом для развития нефте- и газохимии за счет возникновения принципиально новых объемов сырья, а выпадающие доходы бюджета вполне могут быть компенсированы дополнительными поступлениями, связанными с реализацией продуктов переработки. Это предложение можно было бы признать безусловно верным, если бы не ряд обстоятельств, делающих его практически трудновыполнимым.

Точка опоры

По данным компании, доля НДПИ в цене газа на скважине увеличилась с 14% в 2008 году до 27% в 2014 году. На период до 2021 года эта доля еще увеличится и достигнет трети от цены газа на скважине. Данный факт делает НДПИ одним из важнейших рычагов в руках государства для управления эффективностью в газодобывающей отрасли.

NDPI.jpg

Источник: «ЛУКОЙЛ»

В том числе, этот рычаг может быть применен для прямого стимулирования газопереработки, что отвечает стратегии государства по развитию перерабатывающих отраслей экономики, не связанных с нефтегазовым экспортом.

Здесь любопытным моментом является интерес к теме льготирования НДПИ на газ со стороны именно «ЛУКОЙЛа». Дело в том, что около половины добываемого компанией газа приходится на ПНГ нефтяных месторождений, который и так облагается налогом по нулевой ставке. Ядро добычи собственно природного газа у компании сосредоточено на предприятии «Ямалнефтегаз», оперирующего на новых месторождениях в северо-восточной части ЯНАО восточнее Тазовской губы. В 2013 году добыча газа у него составила 9,65 млрд м3 или 49,5% от всего производства газа «ЛУКОЙЛом». «Ямалнефтегаз» разрабатывает несколько месторождений, из которых основное пока – Находкинское газовое месторождение. К чести «ЛУКОЙЛа», компании удалось за очень короткие сроки освоить и ввести в разработку этот отдаленный промысел, построив уникальную и протяженную транспортную и перерабатывающую инфраструктуру. Видимо, инициатива компании в части льготирования НДПИ связана с будущим промыслов именно «Ямалнефтегаза», что также косвенно свидетельствует об интересе компании к переработке газа с новых месторождений.

«ЛУКОЙЛ» утверждает, что выпадающие в результате этой меры доходы бюджетной системы с запасом компенсируются поступлениями другого характера. Вот оригинальная диаграмма из презентации компании, поясняющая этот тезис.

GURBANOVSLIDE3.jpg

Источник: «ЛУКОЙЛ»

К дополнительным поступлениям относятся налог на имущество, земельный налог, поступления за счет пользования инфраструктурой, НДФЛ за счет вновь создаваемых рабочих мест и т. п.

Обращает на себя внимание, что основу замещающих выпадение НДПИ дополнительных доходов составляет экспортная пошлина. Вероятно, это справедливо в случае экспорта жидких продуктов переработки газа (СУГ). Однако ведь далеко не факт, что легкие углеводороды от газопереработки вообще будут поставляться на экспорт. И в этом случае возможность заместить выпадающий НДПИ оказывается под вопросом.

Многофакторная задача

Попробуем определить разницу в чистой прибыли недропользователя в случае, если он просто продает добытый газ, и в случае, если он сырой газ перерабатывает и реализует сухой отбензиненный газ (СОГ) и ШФЛУ лишь на внутреннем рынке. А также соответствующую разницу в доходах бюджетной системы. Эта задача, кстати, не зависит от объемов добычи/переработки газа. Исходные данные таковы (цены без НДС): цена реализации газа на промысле 2200 руб/тыс. м3, ШФЛУ – 11000 руб/тонну, удельные расходы на добычу газа 1000 руб/тыс. м3, на переработку газа – 500 руб/тыс. м3, удельная полная стоимость основных средств газоперерабатывающего завода 7300 руб/тыс. м3, плотность газообразной ШФЛУ по плотности н-бутана. Базовая ставка НДПИ 700 руб/тыс. м3, ставка налога на прибыль 20%, налога на имущество 2,2%, норма амортизации 4%. Остальные налоги не учитываем, как несущественные.

При таких исходных данных получается, что при 100% льготе по НДПИ, то есть при обнулении ставки, дополнительная чистая прибыль недропользователя становится положительной уже при жирности газа выше 25 г/м3. То есть, действительно, достигается одна из целей, о которой говорит «ЛУКОЙЛ» - вовлечь в переработку «сухие» природные газы, которые без изменения налогового режима интереса для переработки не представляют.

Однако при 100% льготе по НДПИ в случае реализации продуктов газопереработки только на внутреннем рынке, дополнительные доходы бюджета становятся положительными (то есть перекрываются выпадающие доходы от НДПИ) только при жирности газа свыше 291 г/м3.

NDPI700.jpg

По смыслу модели выпадающие доходы бюджетной системы могут компенсироваться лишь долей государства от реализации ШФЛУ, поступающей в виде налога на прибыль. Понятно, что более или менее значительных сумм эта величина может достичь только при очень высокой жирности газа. Таким образом, при 100% льготе по НДПИ интересы недропользователя и государства совпадают в области очень «жирных» газов (тех самых валанжинских и ачимовских), где перерабатывать газ выгодно и безо всяких льгот.

Разумеется, предложенная «ЛУКОЙЛом» мера в форме 100%-й льготы реализована быть не может – это существенно противоречит интересам бюджетной системы.

Компромиссом может стать модификация величины льготы по НДПИ. Расчет в рамках нашей модели показывает, что интересы недропользователя и государства смыкаются в одной точке при величине понижающего коэффициента к базовой ставке НДПИ в 0,77. В этом случае и дополнительная прибыль недропользователя, и дополнительные доходы государства становятся положительными при жирности газа в 78 г/м3.

Результат получается двоякий: с одной стороны, коэффициент 0,77 делает привлекательной переработку газов с жирностью в диапазоне от 78 до 130 г/м3, которая невыгодна сейчас. С другой стороны, за бортом льготы оказываются месторождения газа с жирностью менее 78 г/м3. Хотя, откровенно говоря, вряд ли кто-то всерьез рассматривает такие месторождения как основу для производства нефтехимического сырья.

Самый важный вывод, который следует из нашей модели, заключается в том, что величина понижающего коэффициента к базовой ставке НДПИ, которая пересекает интересы и недропользователей, и государства, и соответствующая «пограничная» величина жирности газа оказываются очень неустойчивыми по отношению к ценам на продукцию газопереработки. Так, с ростом цен на ШФЛУ этот коэффициент может быть еще снижен, а с ростом цены реализации СОГ – увеличивается «пограничная» жирность, то есть мера теряет свою эффективность.

Таким образом, даже простое моделирование показывает, что несомненно важная и жизнеспособная идея «ЛУКОЙЛа» на деле оказывается весьма сложной по своему внутреннему устройству, и, чтобы она была по настоящему действенной, системной и долгосрочной, требует очень детальной проработки и администрирования. При этом есть все основания предполагать, что эффективность льготирования НДПИ более очевидна для случаев, где газ используется как сырье в технологическом процессе – производство азотных удобрений, метанола, процессах GTL.

Вернуться в раздел