Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Государство не спросит

11.03.2014 / 12:05

Отрасли с преимущественно государственным финансированием (ЖКХ и дорожное строительство) вряд ли станут драйверами спроса на нефтехимию.

Некоторое время назад один из наших блогеров ссылался в своем материале на презентацию руководителя проектов компании Strategy Partners Group (SPG) Владимира Батхина, представленную в конце прошлого года на конференции «Конструкционные полимеры». Несмотря на тематику мероприятия, документ этот носил комплексный характер и местами представлял свежий взгляд на хорошо известные проблемы российской химии и нефтехимии. Сама же компания Strategy Partners Group, напомним, принимает участие в разработке химической «Стратегии 2030» под руководством Министерства промышленности и торговли.

Особый интерес, в частности, представляет новый взгляд SPG на такой показатель, как среднедушевое потребление полимеров. Этот индикатор, весьма приблизительный и условный по своей сути и носящий больше иллюстративный характер, подвергся любопытному анализу. SPG удалось не просто констатировать отставание России от развитых стран по показателю среднедушевого потребления полимерной продукции, но и разобраться в структуре этого отставания.Оказалось, что существенная часть его приходится на отрасли, где определяющими являются государственные расходы.В свете же новых веяний в бюджетной политики федерального центра, регионов и муниципалитетов такое положение вещей вовсе не выглядит многообещающим для нефтехимии.

Дороги и трубы

Здесь мы приведем соответствующую диаграмму, которую прокомментируем далее.

PCPPStructure.jpg
Источник: Strategy Partners

Итак, если принять уровень потребления полимерной продукции в развитых странах (например, США) на душу населения за 100 кг, то структура потребления в сегодняшней России выглядит так: общее потребление составляет 66 кг/чел, из них лишь 29 кг составляет собственное производство первичных полимеров, 7 кг – импорт первичных полимеров, 30 кг – импорт полимеров в виде изделий: транспортных средств, бытовой техники, товаров народного потребления и т. п. Таким образом, разрыв между реальным потреблением полимеров в РФ и уровнем развитых стран составляет 34 кг/человека.

Этот разрыв согласно анализу SPG складывается из отставания по потреблению полимеров в таких отраслях как ЖКХ, транспортная инфраструктура, производство автокомпонентов, строительство и других. Соответственно, если предположить, что объем импорта полимеров в виде изделий в будущем особо не измениться, будет только ликвидировано отставание в этих отраслях, а также замещен импорт первичных полимеров, то внутренний российский рынок полимерной продукции может увеличиться на 41 кг/чел, то есть более чем двукратно к текущему уровню.

Таким образом, задача достижения уровня душевого потребления полимеров развитых стран эквивалентна более чем двукратному увеличению объемов и/или номенклатуры внутреннего производства полимерной продукции.

Обращает на себя внимание тот факт, что по оценкам SPG 35% разрыва с уровнем развитых стран приходится на такие отрасли как ЖКХ и транспортная инфраструктура. В России в существовании и развитие этих отраслей определяющую роль играет государственное финансирование. А если учесть, что значимая доля капитальных ремонтов и нового жилищного строительства осуществляется на деньги бюджетов разных уровней, роль госрасходов еще увеличивается.

«Мы видим, что основной разрыв в России реально связан с такими потребляющими отраслями, где в принципе потребляются государственные деньги. Это инфраструктура ЖКХ, это использование полимерной продукции в транспортной инфраструктуре» - отметил в своем докладе Владимир Батхин.

С одной стороны, этот тезис рождает некоторые поводы для оптимизма, ведь теоретически в сферах, связанных с госрасходами значительно проще проводить декларативную политику, влияя на потребление тех или иных материалов, стимулировать полимерный сектор.

С другой стороны, на практике вовлечение полимерной продукции в ЖКХ и автодорожном строительстве растет крайне низкими темпами, несмотря на протоколы правительственных и президентских совещаний по нефтехимии. Поэтому если считать долю проектов с участием нефтехимической продукции в этих отраслях условно постоянной, то главным драйвером увеличения спроса на полимеры со стороны ЖКХ и дорожного строительства может стать только рост самих государственных расходов на эти направления. И с этой точки зрения ситуация нуждается в подробном разборе.

Трюк с ЖКХ

Согласно «Основным направлениям бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», одним из принципов формирования бюджета в ближайшие 3 года является «сокращение на 5% расходов федерального бюджета на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд». Однако в части, касающейся ЖКХ и дорожного строительства, ситуация на первый взгляд не выглядит негативной.

Так, согласно тому же документу, несмотря на сокращение расходов федерального бюджета на сферу ЖКХ, общие расходы бюджетной системы России должны лишь увеличиваться:

Расходы бюджетной системы на жилищно-коммунальное хозяйство

млрд рублей

2013

2014

2015

2016

Расходы всего (без учета МБТ*)

1 130,20

1 247,40

1 309,40

1 405,80

К уровню 2013 года

100%

110%

116%

124%

В том числе:





Федеральный бюджет

126,4

131,7

93

53,1

Консолидированные бюджеты субъектов

1 003,80

1 115,70

1 216,30

1 352,80

*-межбюджетные трансферты

Источник: Минфин

Как поясняется в документе, основным фактором сокращение расходов федерального бюджета на ЖКХ является уменьшение имущественного взноса в госкорпорацию «Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства», работу которой планируется свернуть в 2018 году.

Аналогичные тенденции прослеживаются в документе Минфина «Сравнительный анализ объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации в 2014-2016 годах»:

Государственная программа, млрд рублей

2013

2014 (проект)

2015 (проект)

2016 (проект)

Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, всего

119,3

124,8

78,8

53,5

в том числе:





Бюджетные ассигнования (без учета ФЦП)

74,4

83,4

37,3

15,5

ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы

42,0

38,5

38,6

35,1

ФЦП "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы

3,0

2,9

2,9

2,9

Источник: Минфин

Стоит обратить внимание на существенное сокращение расходов федерального бюджета на ФЦП «Жилище», одной из подпрограмм которой является «Модернизация коммунальной инфраструктуры». В какой-то степени эти цифры также касаются и сферы строительства, которое предусмотрено на государственные деньги в рамках ФЦП.Таким образом, ядро расходов на ЖКХ переносится на бюджеты регионов, причем объем этих расходов должен расти.

Однако сопоставляя оптимистические предварительные выкладки Минфина с утвержденными федеральным и региональными бюджетами на 2014 год и плановым периодом 2015 и 2016 годов, складывается впечатление, что растущая тенденция расходов на ЖКХ – какой-то арифметический трюк. Потому что среди выбранных нами случайным образом 10 субъектов федерации из различных федеральных округов не нашлось такого, где бы расходы регионального бюджета по разделу ЖКХ в 2016 году были больше, чем в 2014. Вообще, для большинства регионов характерна равномерная понижательная динамика на весь трехлетний период, где-то (Архангельская область) даже драматическая:

Субъект

Расходы бюджета по разделу ЖКХ,

Отношение к уровню 2014 года, %

2014

2015

2016

Россия

(федеральный бюджет)

100%

118%

57%

Архангельская область

100%

6%

6%

Воронежская область

100%

40%

28%

Иркутская область

100%

103%

68%

Кировская область

100%

70%

38%

Краснодарский край

100%

71%

73%

Новосибирская область

100%

63%

63%

Приморский край

100%

26%

40%

Саратовская область

100%

35%

31%

Свердловская область

100%

112%

71%

Тверская область

100%

75%

37%

Источник: Федеральный закон № 349-ФЗ, законы субъектов о региональных бюджетах на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

Объяснить расхождения трендов в федеральном проекте и региональных бюджетах трудно. Можно предположить, что один или ограниченное число регионов, не попавших в нашу случайную выборку, кратно увеличивают расходы на ЖКХ, рост которых перекрывает сокращение в других регионах. А может быть, федеральный прогноз учитывает какие-то будущие госпрограммы, которые пока не отражают проекты регионов. Однако факт на лицо: региональные бюджеты на сфере ЖКХ экономят.

Надо думать, аналогичная ситуация с бюджетами муниципалитетов, у которых ЖКХ – вообще основная статья для сокращения расходов в условиях экономии и приоритета социальным статьям финансирования. В качестве примера можно рассмотреть бюджетные планы какого-нибудь среднего российского города. Таковым может считаться город Воткинск в Удмуртии. Во-первых, население Воткинска (98,3 тыс. человек в 2013 году) очень близко к средней численности жителей российского города (95,7 тыс. человек согласно переписи 2010 года). Во-вторых, Воткинск расположен очень близко к географическому центру народонаселения России, который также находится в Удмуртии (61 км).

Расходы муниципального бюджета по разделу ЖКХ

JKHVotkinsk.jpg

Источник: Решение Воткинской городской думы №332 «О Бюджете муниципального образования «Город Воткинск» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

Дорогу регионам

Ситуация с финансированием в ближайшие годы автодорожного хозяйства несколько лучше. Так, согласно принятому бюджету (№349-ФЗ), расходы на эти цели в 2014, 2015 и 2016 годах предусмотрены на уровне 508 млрд рублей, 529,5 млрд рублей и 552,5 млрд рублей соответственно.

В чем же особенности? Во-первых, более чем скромный рост расходов на дорожное хозяйство (по сути, ниже инфляции). Во-вторых, наиболее значимая часть (около 45%) федеральных расходов в этой сфере приходится на содержание автодорог федерального значения. На капитальные вложения (новое строительство) приходится лишь порядка 26-28% расходов. Характерно, что бюджетный план предусматривает опережающий рост расходов на содержание дорог (6,5% и 8,7% к уровню 2014 года) на фоне фактической стагнации расходов на новое строительство (-1% и 1% в 2015 и 2016 годах к уровню 2014 года). С точки зрения потребления нефтехимических продуктов в дорожном хозяйстве все-таки ремонты и строительство – вовсе не одно и то же.

Однако с точки зрения стимулирования спроса на нефтехимическую продукцию в сфере дорожного строительства драйвером должен выступать не федеральный бюджет, а региональные дорожные фонды, под чьей ответственностью находится в 10 раз более протяженная автодорожная сеть. И именно отсюда исходит наибольший негатив в сфере государственных расходов на дорожное хозяйство. Согласно действующему законодательству, основными источниками наполнения региональныхдорожных фондов являются 72% от сборов акцизов на нефтепродукты и транспортныйналог. Однако, по сообщениям прессы, в планы правительства аж до 2016 года увеличение акцизов на нефтепродукты не входит – это дестимулирует нефтяные компании к модернизации НПЗ. Отсюда – почти неизбежное недофинансирование региональных дорожных фондов и, соответственно, как минимум стагнация госрасходов на региональное дорожное хозяйство. Как писали недавно «Ведомости» со ссылкой на ассоциацию «Радор», в 2014 году на содержание и ремонт дорог региональные фонды смогут выделить около 300 млрд рублей, хотя нормативная потребность в 5 раз больше. Характерно, что в законе о федеральном бюджете по отрасли дорожное хозяйство предусмотрено поэтапное сокращение межбюджетных трансфертов с 30,8 млрд рублей в 2014 году до 9,9 млрд рублей в 2015 году.

Ни денег, ни вдохновения

Констатируемое всеми экспертами и признаваемое государством отставание российского среднедушевого потребления полимерной продукции от уровня развитых стран согласно анализу Strategy Partners Group более чем на треть складывается из отставания в отраслях с преимущественно государственным финансированием. Однако в рамках общего курса на сокращение госрасходов несоциального характера нефтехимическим компаниям и производителям изделий и материалов для нужд ЖКХ, строительства и дорожного хозяйства не стоит рассчитывать на рост объемов закупок со стороны бюджетов всех уровней. Скорее всего, они даже будут сокращаться, а как минимум – стагнировать. Поэтому ликвидация отставания в условиях дефицита госсредств возможна лишь по интенсивному пути, то есть не за счет наращивания валового спроса, а за счет изменения его структуры. К несчастью, эффективно влиять на этот процесс нефтехимическое сообщество пока не научилось, и хотя поручения по стимулирования применения полимерных материалов в ЖКХ и дорожном строительстве уже несколько лет даются первыми лицами государства, поддерживаются органами исполнительной власти, муссируются на отраслевых мероприятиях, на практике особого движения нет. В этом вопросе тоже нужен реальный спрос со стороны государства.

Вернуться в раздел