Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Пошлинные торги

10.11.2013 / 21:45

Вопрос об отсрочке введения повышенной пошлины на экспорт темных нефтепродуктов окончательно не решен. Нефтяники предупреждают о тяжелых последствиях.

Правительство обещало до осени проанализировать вопрос о введении с 2015 года 100%-ого коэффициента к ставке экспортной пошлины на темные нефтепродукты. В отрасли уверяют, что, несмотря на обещания нефтяников выполнить в срок соглашения по модернизации, завершить работы вовремя вряд ли удастся. Если в 2015 году им придется платить 100% пошлину на нефтепродукты, это может привезти к дефициту топлива на рынке или его резкому удорожанию. Для нефтехимии это будет означать, скорее всего, существенное сокращение предложения нафты, сжиженных газов НПЗ и, вероятно, непредельных газов каталитического крекинга. Однако, скорее всего, правительство все-таки откажется от своих планов, и перенесет рост налоговой нагрузки. Впрочем, окончательного «да» или «нет» правительство еще не сказало.

В ведомствах согласия нет

Еще в мае вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что правительство проанализирует предложения об изменении системы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты «90-60-66», и представит их осенью. Причем чиновник подчеркивал, что окончательное решение о введении 100%-ого коэффициента ставки пошлины на темные нефтепродукты с 2015 года еще не принято. «Я думаю, что пока преждевременно принимать решение про 2015 год, спешки нет, мы можем спокойно анализировать ситуацию», - говорил Аркадий Дворкович. Вице-премьер пояснял, что правительство, с одной стороны, стремится сохранить стимулы для нефтяных компаний по повышению глубины переработки нефти, с другой – сделать так, чтобы изменение пошлин не привело к сокращению поставок топлива на внутренний рынок. «При модернизации НПЗ у нефтяных компаний будет расти экспортный потенциал, и им необходимо услышать четкую позицию правительства о планах по изменению экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты», - подчеркивал он.

Источники в правительстве объяснили «Рупеку», что у них существует опасения «увеличения экспорта темных нефтепродуктов». «Поэтому торопиться сейчас с решением смысла нет», - отмечает источник. Тем не менее, по словам нашего собеседника, правительство все-таки склоняется «отменить 100% пошлину, но пока не надо об этом объявлять». «Иначе нефтяники расслабятся, и никакую модернизацию проводить не будут», - опасается источник. В Минэнерго заявили, что «планы по увеличению пошлины на темные нефтепродукты сохраняются». Министр энергетики Александр Новак в конце октября сказал, что анализ целесообразности выравнивания экспортных пошлин на нефть и темные нефтепродукты будет сделан в первом квартале 2014 года. При этом по оценке Минфина, приравнивание с 1 января 2015 года ставки экспортной пошлины на темные нефтепродукты к пошлине на нефть даст в 2015 году 255,5 млрд рублей, в 2016 году - 229,3 млрд рублей. Источники в ведомстве говорят, что оно «выступает резко против предложений об отмене 100% пошлины».

Не успеть

Четырехсторонние соглашения по модернизации были заключены ведущими нефтегазовыми компаниями в июне 2011 года. Эта была идея профильного вице-премьера Игоря Сечина. Компании тогда пообещали модернизировать свои НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов (до 2015 года), а начиная с 2015 года обеспечить достаточное производство моторного топлива и предложение на внутренний рынок. В октябре того года, в свою очередь, была введена новая налоговая система для отрасли – «90-66-60», которая закладывала в экспортную пошлину на нефть коэффициент 0,60 от цены мониторинга и унифицировала вывозную пошлину на все нефтепродукты до 66%.

По словам аналитика Reuters Максима Назарова, сейчас темные нефтепродукты составляют почти 30% от количества всех производимых продуктов. Из этого 70% - уходит на экспорт. По словам Максима Назарова, подавляющее большинство компаний вряд ли успеют модернизировать НПЗ к 2015 году. «Прежде всего компании занимаются строительством установок изомеризации. Строительство гидрокеркинга – это уже следующий этап. Строить эти установки параллельно практически нереально – слишком большие инвестиции», - считает Максим Назаров. Аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков подтверждает – отрасль к переходу на 100%-ый коэффициент ставки экспортной пошлины на темные не готова. Переноса сроков модернизации у правительства уже попросили «Роснефть» и «Суругнефтегаз». «Большинство процессов модернизации в лучшем случае будут завершены к 2020 году», - говорит Виталий Крюков. При этом по его словам, введение 100% пошлины на темные нефтепродукты резко снизит рентабельность нефтепереработки, и может повлиять на нефтехимический бизнес. «Нефтехимические компании закупают сырье из продуктов нефтепереработки. Сворачивание этого бизнеса может лишить их сырьевой базы», - полагает эксперт.

Немногие компании уже приступили к реальному строительству установок деструктивных процессов. Последние два года срок ввода в эксплуатацию комплекса гидрокрекинга переносит «Сургутнефтегаз». В последнее время установки гидрокрекинга появились на Уфимском НПЗ «Башнефти», «ТАНЕКО» в Татарстане. К 2014 году установку гидрокрекинга рассчитывает ввести на своем Хабаровском НПЗ НК «Альянс». Наилучшая ситуация с переработкой мазута на заводах «Башнефти», следом идут «Газпром нефть» и «ЛУКОЙЛ», а хуже всего дела обстоят у «Роснефти» и «Сургутнефтегаза», говорит Максим Назаров.

Последствия могут быть трагичны

Источник «Рупека» в «ЛУКОЙЛе» отмечает, что при введении 100%-ого коэффициента вывозной пошлины «заводы с высокой долей темных нефтепродуктов – больше 50%, - и маржой переработки ниже $7 окажутся нерентабельными и могут быть закрыты». «Прежде всего это коснется мини-нпз, потом настанет очередь крупных заводов», - говорит менеджер нефтекомпании. В отрасли предупреждают, что если 100%-й коэффициент ставки пошлины на темные нефтепродукты все-таки будет введен в 2015 году, то «для рынка это будет очень чувствительно». «Возникнет дефицит бензина, что приведет к его импорту в размере свыше 10 млн тонн в год. А это более 30% внутреннего спроса. Неизбежно вырастут розничные цены», - делится опасениями топ-менеджер другой крупной компании. По оценкам нефтепереработчиков, из-за 100% пошлины загрузка заводов может упасть на 20-60% по сравнению с сегодняшним уровнем. Максим Назаров согласен: при введении повышенной ставки компаниям придется либо повышать стоимость топливных нефтепродуктов для компенсации потерь, что вряд ли возможно по политическим причинам, либо сложится ситуация дефицита. «Поэтому вряд ли правительство пойдет на такие риски, скорее всего, сроки введения коэффициента будут перенесены», - считает эксперт. В одной из нефтяных компаний «Рупеку» сообщили, что «уже предупредили об этом правительство». «Придется резко снижать нагрузку [нефтеперерабатывающих заводов – «Рупек»], станет выгоднее просто экспортировать сырую нефть, которая раньше перерабатывалась», - поясняет наш собеседник.

При этом на рынке надеются, что консолидированная позиция нефтяников позволит пролоббировать перенос изменений на два-три года. «Такая же ситуация в свое время была с экологическими стандартами, когда переход на Евро-2 откладывался два года подряд, потому что отрасль была просто не готова, теперь, скорее всего, история повторится», - прогнозирует Максим Назаров. Кроме того, источники в нефтегазовых компаниях считают, что активно лоббировать перенос срока введения пошлины будет государственная «Роснефть». «Предварительные консультации с правительством уже начаты», - говорит наш собеседник, близкий к госкомпании.

О возможных последствиях для сырьевого обеспечения нефтехимии, которые могут иметь место в случае снижения объемов нефтепереработки, читайте в следующей публикации "Рупека"

Вернуться в раздел